04.01.2015
<-назад в раздел
Мы – родные Христу!
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братья и сестры! Сегодня святой евангелист Матфей призывает нас вспомнить людей, благодаря которым совершилось воплощение Сына Божия. Мы читаем «Книгу родства Иисуса Христа» и обращаемся к Его человеческой родословной, узнаем имена Его родственников по плоти. И для нас это является указанием на необходимость не забывать и своих предков. Непамятование о своем роде и племени в конце концов приводит к забвению Бога. Ветхозаветная заповедь о почитании отца и матери в Новом Завете распространяется на всех наших предков. Нам, конечно, не надо тщеславиться знатностью или высокой духовностью отдельных родственников. Мы должны молиться за всех – за праведных и неправедных, за добрых и злых и, вспоминая их жизнь, делать для себя правильные выводы, принимая такие решения, которые удержат нас от зла и побудят к христианскому образу жизни.
Очень часто, оказываясь «Иванами, не помнящими родства», мы теряем веру и память о происхождении человека от Бога. Мы утрачиваем духовную жизнь, становимся неспособными сопротивляться тому злу и той лжи, что хозяйничают в нашей стране, в нашей истории и наших душах. Мы должны понять, что гордыня, эгоизм и непочтительное отношение к окружающим приводят нас к нарушению Божественной заповеди о любви и к утрате жизненного смысла. И вот Господь Бог, всемогущий, безконечно святой, не гнушается при этом войти в падшее человеческое родословие. Он показывает нам, что жить надо любовью, добром, нужно уметь побеждать в себе озлобление и осуждение – даже если ближний твой не любит тебя или ненавидит, пораженный греховными недугами злобы и эгоизма.
Евангелисты Матфей и Лука, составившие родословие Иисуса Христа, возвещают нам «великую благочестия тайну»: Второе Лицо Пресвятой Троицы, Бог Слово, не возгнушавшись Девического чрева, входит в человеческую историю, имея наши плоть и кровь! Иоанн Богослов, любимый ученик Господа, написавший не только о Его воплощении, но и о Втором Его победоносном Пришествии, в начале своего Евангелия, со свойственной ему глубиной и духовным величием, говорит о вочеловечении Христа так: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин. 1, 1). И далее: И Слово стало плотию, и обитало с нами (Там же, 14). Вся долгая ветхозаветная история у него изложена крайне сжато – ради одного главного утверждения: Бог есть Любовь, и потому Он спешит на помощь к погибающим людям и для этого Сам становится Человеком.
Если мы зададимся вопросом, чьим сыном был первый человек – Адам, ответ будет однозначным: его сотворил, т. е. породил Сам Бог. И значит, Адама можно назвать сыном Божиим. Однако по зависти диавола, согрешив грехом гордыни, человек нарушил свое единство с Творцом, отпал от Господа. И тогда, чтобы восстановить это единство, Отец посылает на землю предвечно рождаемого Сына. Осенением Святаго Духа и силой Вышнего Бога в утробе Девы Марии совершается зарождение Существа, у Которого есть все признаки нашей природы, кроме греха. Первый Адам был создан Богом безгрешным, и, подобно ему, Христос приходит в мир без греха, становясь Новым Адамом. Оставаясь Сыном Божиим, единосущным Отцу, Он является одновременно и Сыном Человеческим. В этом и состоит «тайна благочестия», тайна Божественной любви. После Боговоплощения от Нового Адама, Христа, начинается иной человеческий род – христианский (по имени своего Родоначальника).
У евангелиста Матфея родословная Христа являет Его «Сыном Авраамовым», т. е. потомком Авраама, единственного в те времена человека, сохранившего веру в правду и добро, веру в истинного Бога. И это родословие продолжается до Иосифа Обручника – 80-летнего старца, безпрекословно повиновавшегося повелению Божию стать названным мужем Девы Марии, чтобы Она имела возможность сохранить обет девства, данный Ею во время жительства при храме. У апостола же и евангелиста Луки родословие Господа описывается в ином порядке: от Иосифа Обручника вглубь веков, даже до Адама. А уже после Адама он называет Того Последнего, Кто Единственный может быть в числе всех предков Христа, Первого, Кто породил всех – Господа Бога Отца.
Таким образом, святые евангелисты открывают нам великую книгу Богочеловеческих взаимоотношений: Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; <…> Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; Иессей родил Давида царя… (Мф. 1, 2–6). И так множество поколений доводят нас до Иосифа Обручника и Девы Марии. Среди упоминаемых предков Господа Иисуса Христа звучат и женские имена: Фамарь, Раав, Руфь, Вирсавия. Как замечает Феофилакт Болгарский, Фамарь и Раав были блудницами, Руфь – иноплеменницей, а Вирсавия – прелюбодейцей, – и все они, на первый взгляд непонятно почему, вошли в число прародителей Спасителя! Святитель Иоанн Златоуст по этому поводу писал, что Христос «пришел не для того, чтобы избегать позора нашего, но чтобы уничтожить этот позор». Стать воистину Человеком для Бога – значит войти полнокровно в человеческую историю, со всеми ее контрастами. Греховность земных предков Иисуса Христа еще раз подчеркивает Его полную личную свободу, независимость от всякого греха и Его Божественное снисхождение до естества Своего падшего создания. И в этом снисхождении Христос открывает тайну спасения людей через Божественную любовь.
Но все предки Господа – и святые, и грешные – имели нечто общее между собой, – то, что сделало их родными Спасителю. Это – безусловная вера в грядущее пришествие обетованного Мессии. Их убежденность в неложности Божия слова, их напряженное ожидание и устремленность сердец к Тому, Кто может освободить от рабства греху, – все это дает нам право называть их Святыми Отцами: именно они подготовили пришествие в мир Христа.
Адам рассказал детям и внукам трагичную историю своего грехопадения, но также поведал им и утешительную весть об обетовании Божием – избавлении людей от рабства греху и спасении от проклятия и смерти. Он завещал всему человеческому роду помнить о том, что наказание Господне – изгнание из рая – есть благодатное горькое лекарство для страждущей человеческой души. Увы, эта спасительная правда о совершенном прародителями преступлении и понесенном за него наказании далеко не всеми потомками Адама принималась как должно, со смирением. Грех самолюбия начал быстро распространяться. Враг рода человеческого, диавол, своим испытанным оружием – ложью и клеветой – легко поражал людей, переставших верить Богу. А человек, не доверяющий Небесному Отцу, неизбежно попадает под власть Его противника, лукавого. Тогда злой дух стал убеждать людей добиваться возвращения потерянного счастья своими силами, без помощи Божией. И вот, противясь справедливому наказанию, отказываясь от смиренного несения тягот земной жизни, необходимого для исправления, человек начинает добиваться построения рая на земле вне зависимости от Божественного Промысла. Это выразилось в т. н. техническом прогрессе, ныне приведшем людей к технической зависимости и к духовному регрессу, по сути – внутренней опустошенности. Образами якобы счастливой земной жизни сатана постоянно заглушал и продолжает заглушать в нас память о Боге, о сотворении мира, о нашем происхождении и великом предназначении рода человеческого. Мы забываем о нашей главной задаче – быть связующим звеном духовного и материального миров, являться соработниками Богу в преумножении радости и красоты, одухотворять все сущее Божественной любовью и подвигать мир к осознанному прославлению единого истинного Творца Вселенной.
Слава Богу! Не всех совратил лукавый своей ложью о земном рае! Всегда оставались люди, не верившие ему, но ценой собственной жизни возвещавшие о путях Божией правды, о грядущей неминуемой победе над лжецом и человекоубийцей, обольщающим наш род и научающим забывать свою родословную, восходящую к Самому Богу Отцу. Святые Отцы учат нас своим примером веры и жизни. Они напоминают, что земное существование есть лишь путь искупления наших безмерных грехов и возвращения к Отцу Небесному.
Между тем, на этом пути нашего спасения с каждым годом, с каждым днем возникает все больше и больше препятствий. Скорее всего, следующий год тоже будет весьма нелегким. Призывая на помощь святых, мы должны потрудиться ради спасения – всей своей душой, всем разумением, всем сердцем и крепостью веры. Нам необходимо определиться: христиане ли мы, и кого нам следует слушаться более – Бога или людей. Апостол Иаков говорит, что дружба с миром есть вражда против Бога (Иак. 4, 4). И потому мир сей распинает Христа, что не хочет творить волю Божию. Но если мы будем повиноваться Господу, то не позволим, чтобы нам на лоб или правую руку было поставлено начертание антихриста. А ведь процесс подготовки к этому диавольскому действу уже идет полным ходом…
Нам следует изыскивать различные формы сопротивления, как это уже делает множество мужественных людей в среде духовенства, монашествующих и мирян. Они, по словам митрополита Владивостокскского и Приморского Вениамина, не совершают ни одного шага в сторону так называемого нового мирового порядка с его всемирным и всемерным закабалением человека. Они, как и Святые Отцы, подают нам пример истинной веры, всегда побуждающей помнить свое небесное родство, ради которого можно пожертвовать земной жизнью. А Христос обетовал нам: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (Мф. 5, 11–12).
Дорогие братья и сестры! Давайте не будем стоять в стороне от происходящей битвы за веру нашу, за Церковь Христову и Святую Русь! Помолимся и подумаем, как нам выйти из тьмы грехолюбия и безпамятства, чтобы с радостью встречать все испытания, которые Бог дает каждому по мере его сил. Господь выполняет все, что Он обещал. Он давал слово прийти к нам и отереть всякую слезу с наших очей. И когда это случится, смерть убежит и не будет ни плача, ни вопля, ни болезней, – ибо все это прекратится с окончанием земного века. Поэтому нас, малодушных, Создатель призывает учиться вере и верности и дает еще время для исправления. Не простит Бог только фарисеев и саддукеев – тех, кто призывает служить двум господам, Ему и мамоне.
Дорогие мои! Будем разумны и принесем в дар Младенцу Христу всю свою жизнь. В радости и в горе, в искушениях и в любых обстоятельствах будем помнить: мы родные по плоти и крови Христу! Но только претерпевший до конца спасен будет. Се, гряду скоро, – говорит нам Господь через знамения времен и событий, – и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. Блаженны те, которые соблюдают заповеди <…>, чтобы иметь им право на древо жизни. <…> Я, Иисус, <…> есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя. <…> Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром (Откр. 22, 12–17). И Дух, и Невеста Христова – Церковь верных людей, отвечают на это: «Прииди! Гряди к нам скорее, Спасителю наш Иисусе!» Аминь.
Очень часто, оказываясь «Иванами, не помнящими родства», мы теряем веру и память о происхождении человека от Бога. Мы утрачиваем духовную жизнь, становимся неспособными сопротивляться тому злу и той лжи, что хозяйничают в нашей стране, в нашей истории и наших душах. Мы должны понять, что гордыня, эгоизм и непочтительное отношение к окружающим приводят нас к нарушению Божественной заповеди о любви и к утрате жизненного смысла. И вот Господь Бог, всемогущий, безконечно святой, не гнушается при этом войти в падшее человеческое родословие. Он показывает нам, что жить надо любовью, добром, нужно уметь побеждать в себе озлобление и осуждение – даже если ближний твой не любит тебя или ненавидит, пораженный греховными недугами злобы и эгоизма.
Евангелисты Матфей и Лука, составившие родословие Иисуса Христа, возвещают нам «великую благочестия тайну»: Второе Лицо Пресвятой Троицы, Бог Слово, не возгнушавшись Девического чрева, входит в человеческую историю, имея наши плоть и кровь! Иоанн Богослов, любимый ученик Господа, написавший не только о Его воплощении, но и о Втором Его победоносном Пришествии, в начале своего Евангелия, со свойственной ему глубиной и духовным величием, говорит о вочеловечении Христа так: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин. 1, 1). И далее: И Слово стало плотию, и обитало с нами (Там же, 14). Вся долгая ветхозаветная история у него изложена крайне сжато – ради одного главного утверждения: Бог есть Любовь, и потому Он спешит на помощь к погибающим людям и для этого Сам становится Человеком.
Если мы зададимся вопросом, чьим сыном был первый человек – Адам, ответ будет однозначным: его сотворил, т. е. породил Сам Бог. И значит, Адама можно назвать сыном Божиим. Однако по зависти диавола, согрешив грехом гордыни, человек нарушил свое единство с Творцом, отпал от Господа. И тогда, чтобы восстановить это единство, Отец посылает на землю предвечно рождаемого Сына. Осенением Святаго Духа и силой Вышнего Бога в утробе Девы Марии совершается зарождение Существа, у Которого есть все признаки нашей природы, кроме греха. Первый Адам был создан Богом безгрешным, и, подобно ему, Христос приходит в мир без греха, становясь Новым Адамом. Оставаясь Сыном Божиим, единосущным Отцу, Он является одновременно и Сыном Человеческим. В этом и состоит «тайна благочестия», тайна Божественной любви. После Боговоплощения от Нового Адама, Христа, начинается иной человеческий род – христианский (по имени своего Родоначальника).
У евангелиста Матфея родословная Христа являет Его «Сыном Авраамовым», т. е. потомком Авраама, единственного в те времена человека, сохранившего веру в правду и добро, веру в истинного Бога. И это родословие продолжается до Иосифа Обручника – 80-летнего старца, безпрекословно повиновавшегося повелению Божию стать названным мужем Девы Марии, чтобы Она имела возможность сохранить обет девства, данный Ею во время жительства при храме. У апостола же и евангелиста Луки родословие Господа описывается в ином порядке: от Иосифа Обручника вглубь веков, даже до Адама. А уже после Адама он называет Того Последнего, Кто Единственный может быть в числе всех предков Христа, Первого, Кто породил всех – Господа Бога Отца.
Таким образом, святые евангелисты открывают нам великую книгу Богочеловеческих взаимоотношений: Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; <…> Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; Иессей родил Давида царя… (Мф. 1, 2–6). И так множество поколений доводят нас до Иосифа Обручника и Девы Марии. Среди упоминаемых предков Господа Иисуса Христа звучат и женские имена: Фамарь, Раав, Руфь, Вирсавия. Как замечает Феофилакт Болгарский, Фамарь и Раав были блудницами, Руфь – иноплеменницей, а Вирсавия – прелюбодейцей, – и все они, на первый взгляд непонятно почему, вошли в число прародителей Спасителя! Святитель Иоанн Златоуст по этому поводу писал, что Христос «пришел не для того, чтобы избегать позора нашего, но чтобы уничтожить этот позор». Стать воистину Человеком для Бога – значит войти полнокровно в человеческую историю, со всеми ее контрастами. Греховность земных предков Иисуса Христа еще раз подчеркивает Его полную личную свободу, независимость от всякого греха и Его Божественное снисхождение до естества Своего падшего создания. И в этом снисхождении Христос открывает тайну спасения людей через Божественную любовь.
Но все предки Господа – и святые, и грешные – имели нечто общее между собой, – то, что сделало их родными Спасителю. Это – безусловная вера в грядущее пришествие обетованного Мессии. Их убежденность в неложности Божия слова, их напряженное ожидание и устремленность сердец к Тому, Кто может освободить от рабства греху, – все это дает нам право называть их Святыми Отцами: именно они подготовили пришествие в мир Христа.
Адам рассказал детям и внукам трагичную историю своего грехопадения, но также поведал им и утешительную весть об обетовании Божием – избавлении людей от рабства греху и спасении от проклятия и смерти. Он завещал всему человеческому роду помнить о том, что наказание Господне – изгнание из рая – есть благодатное горькое лекарство для страждущей человеческой души. Увы, эта спасительная правда о совершенном прародителями преступлении и понесенном за него наказании далеко не всеми потомками Адама принималась как должно, со смирением. Грех самолюбия начал быстро распространяться. Враг рода человеческого, диавол, своим испытанным оружием – ложью и клеветой – легко поражал людей, переставших верить Богу. А человек, не доверяющий Небесному Отцу, неизбежно попадает под власть Его противника, лукавого. Тогда злой дух стал убеждать людей добиваться возвращения потерянного счастья своими силами, без помощи Божией. И вот, противясь справедливому наказанию, отказываясь от смиренного несения тягот земной жизни, необходимого для исправления, человек начинает добиваться построения рая на земле вне зависимости от Божественного Промысла. Это выразилось в т. н. техническом прогрессе, ныне приведшем людей к технической зависимости и к духовному регрессу, по сути – внутренней опустошенности. Образами якобы счастливой земной жизни сатана постоянно заглушал и продолжает заглушать в нас память о Боге, о сотворении мира, о нашем происхождении и великом предназначении рода человеческого. Мы забываем о нашей главной задаче – быть связующим звеном духовного и материального миров, являться соработниками Богу в преумножении радости и красоты, одухотворять все сущее Божественной любовью и подвигать мир к осознанному прославлению единого истинного Творца Вселенной.
Слава Богу! Не всех совратил лукавый своей ложью о земном рае! Всегда оставались люди, не верившие ему, но ценой собственной жизни возвещавшие о путях Божией правды, о грядущей неминуемой победе над лжецом и человекоубийцей, обольщающим наш род и научающим забывать свою родословную, восходящую к Самому Богу Отцу. Святые Отцы учат нас своим примером веры и жизни. Они напоминают, что земное существование есть лишь путь искупления наших безмерных грехов и возвращения к Отцу Небесному.
Между тем, на этом пути нашего спасения с каждым годом, с каждым днем возникает все больше и больше препятствий. Скорее всего, следующий год тоже будет весьма нелегким. Призывая на помощь святых, мы должны потрудиться ради спасения – всей своей душой, всем разумением, всем сердцем и крепостью веры. Нам необходимо определиться: христиане ли мы, и кого нам следует слушаться более – Бога или людей. Апостол Иаков говорит, что дружба с миром есть вражда против Бога (Иак. 4, 4). И потому мир сей распинает Христа, что не хочет творить волю Божию. Но если мы будем повиноваться Господу, то не позволим, чтобы нам на лоб или правую руку было поставлено начертание антихриста. А ведь процесс подготовки к этому диавольскому действу уже идет полным ходом…
Нам следует изыскивать различные формы сопротивления, как это уже делает множество мужественных людей в среде духовенства, монашествующих и мирян. Они, по словам митрополита Владивостокскского и Приморского Вениамина, не совершают ни одного шага в сторону так называемого нового мирового порядка с его всемирным и всемерным закабалением человека. Они, как и Святые Отцы, подают нам пример истинной веры, всегда побуждающей помнить свое небесное родство, ради которого можно пожертвовать земной жизнью. А Христос обетовал нам: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (Мф. 5, 11–12).
Дорогие братья и сестры! Давайте не будем стоять в стороне от происходящей битвы за веру нашу, за Церковь Христову и Святую Русь! Помолимся и подумаем, как нам выйти из тьмы грехолюбия и безпамятства, чтобы с радостью встречать все испытания, которые Бог дает каждому по мере его сил. Господь выполняет все, что Он обещал. Он давал слово прийти к нам и отереть всякую слезу с наших очей. И когда это случится, смерть убежит и не будет ни плача, ни вопля, ни болезней, – ибо все это прекратится с окончанием земного века. Поэтому нас, малодушных, Создатель призывает учиться вере и верности и дает еще время для исправления. Не простит Бог только фарисеев и саддукеев – тех, кто призывает служить двум господам, Ему и мамоне.
Дорогие мои! Будем разумны и принесем в дар Младенцу Христу всю свою жизнь. В радости и в горе, в искушениях и в любых обстоятельствах будем помнить: мы родные по плоти и крови Христу! Но только претерпевший до конца спасен будет. Се, гряду скоро, – говорит нам Господь через знамения времен и событий, – и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. Блаженны те, которые соблюдают заповеди <…>, чтобы иметь им право на древо жизни. <…> Я, Иисус, <…> есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя. <…> Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром (Откр. 22, 12–17). И Дух, и Невеста Христова – Церковь верных людей, отвечают на это: «Прииди! Гряди к нам скорее, Спасителю наш Иисусе!» Аминь.
Протоиерей Георгий ВАХРОМЕЕВ,
настоятель храма во имя
Святой Живоначальной Троицы
на Шаболовке, г. Москва
настоятель храма во имя
Святой Живоначальной Троицы
на Шаболовке, г. Москва