Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
Из жития старцев Рославльских лесов 04.01.2015

Из жития старцев Рославльских лесов

ченики прп. Паисия Величковского сами или через своих учеников много сделали для возрождения аскетических традиций в разных монастырях и для введения общежительного устава, но были и другие ревнители иночества, которые связывают о. Паисия с группой суровых пустынножителей. Это были так называемые «старцы из рославльских лесов».

Рославльские леса расположены на юге Смоленской губернии и вместе с брянскими лесами составляют обширный, непроходимый, дремучий лесной массив. Во 2-й половине XVIII в. леса принадлежали богатому помещику Броневскому.

Закрытие монастырей и ряд жестких запретительных мер XVIII века привели к тому, что тысячи монахов и послушников, видевших цель своей земной жизни в постоянном служении Богу, оказались «лишними» людьми. На два потока беженцев разделились те, кто хотел, но не имел возможности жить в монастырских обителях: одни уходили за границу, в древние прославленные монастыри Молдавии и Греции, где в то время жил и работал великий богослов и философ Паисий Величковский; другие селились в глухих лесах северной и центральной России. Так в середине XVIII века в Рославльском уезде, близ села Екимовичи, появились первые монашеские кельи.

О. Досифей, уроженец города Карачева, поселился в Рославльских лесах в начале XIX века и прожил здесь более сорока лет.

В памяти народной сохранился чудесный случай, связанный с о. Досифеем и его наставником.

«По праведной кончине о. Никиты ученик его, о. Досифей, за неимением гроба положил почившего старца в пчелиный улей, в котором о. Никита и был погребен близ своей келий во рву. Но так как в этом рву почти всегда стояла вода, то, через 7 лет после кончины о. Никиты, о. Досифей по какому-то откровению откопал гроб старца, чтобы перенести его на другое, более возвышенное место. При этом оказалось, что гроб старца (то есть улей) был цел, одежда на нем цела и сам он нетленен; на одной ноге ходачек (лапоть), сплетенный из липовых лык о. Досифеем, превратился в прах; а на другой ноге такой же ходачек, сплетенный самим старцем, уцелел. При открытии гроба было много монахов и священник села Лугов о. Иоанн. О. Никиту из пчелиного улья переложили в новый гроб и, отслужив по нем панихиду, похоронили на полугоре на северной окраине рва. При погребении был больной монах, страдавший желудком; он выпил из гроба воды и исцелился. Лет через 15 после кончины о. Никиту по какому-то случаю вторично открывали: прах его опять оказался нетленен».

В 1805 году рядом с о. Досифеем поселился иеросхимонах Афанасий. Эту дату можно считать началом расцвета пустынножительства в Рославльских лесах, поскольку за отцом Афанасием сюда пришли пустынники, перенесшие затем духовный опыт, приобретенный в здешних местах, в знаменитую Оптину пустынь, которая своей славой и значением во многом обязана рославльским пустынножителям.

О. Досифей переселился в Оптинский скит в 1827 году. Остальные пустынники остались в Рославльских лесах до самой своей кончины.

Скончался о. Досифей в Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной пустыни 22 декабря 1828 г.

По материалам православных интернет-ресурсов


<-назад в раздел

Русский календарь