Из жития старцев Рославльских лесов
Рославльские леса расположены на юге Смоленской губернии и вместе с брянскими лесами составляют обширный, непроходимый, дремучий лесной массив. Во 2-й половине XVIII в. леса принадлежали богатому помещику Броневскому.
Закрытие монастырей и ряд жестких запретительных мер XVIII века привели к тому, что тысячи монахов и послушников, видевших цель своей земной жизни в постоянном служении Богу, оказались «лишними» людьми. На два потока беженцев разделились те, кто хотел, но не имел возможности жить в монастырских обителях: одни уходили за границу, в древние прославленные монастыри Молдавии и Греции, где в то время жил и работал великий богослов и философ Паисий Величковский; другие селились в глухих лесах северной и центральной России. Так в середине XVIII века в Рославльском уезде, близ села Екимовичи, появились первые монашеские кельи.
О. Досифей, уроженец города Карачева, поселился в Рославльских лесах в начале XIX века и прожил здесь более сорока лет.
В памяти народной сохранился чудесный случай, связанный с о. Досифеем и его наставником.
«По праведной кончине о. Никиты ученик его, о. Досифей, за неимением гроба положил почившего старца в пчелиный улей, в котором о. Никита и был погребен близ своей келий во рву. Но так как в этом рву почти всегда стояла вода, то, через 7 лет после кончины о. Никиты, о. Досифей по какому-то откровению откопал гроб старца, чтобы перенести его на другое, более возвышенное место. При этом оказалось, что гроб старца (то есть улей) был цел, одежда на нем цела и сам он нетленен; на одной ноге ходачек (лапоть), сплетенный из липовых лык о. Досифеем, превратился в прах; а на другой ноге такой же ходачек, сплетенный самим старцем, уцелел. При открытии гроба было много монахов и священник села Лугов о. Иоанн. О. Никиту из пчелиного улья переложили в новый гроб и, отслужив по нем панихиду, похоронили на полугоре на северной окраине рва. При погребении был больной монах, страдавший желудком; он выпил из гроба воды и исцелился. Лет через 15 после кончины о. Никиту по какому-то случаю вторично открывали: прах его опять оказался нетленен».
В 1805 году рядом с о. Досифеем поселился иеросхимонах Афанасий. Эту дату можно считать началом расцвета пустынножительства в Рославльских лесах, поскольку за отцом Афанасием сюда пришли пустынники, перенесшие затем духовный опыт, приобретенный в здешних местах, в знаменитую Оптину пустынь, которая своей славой и значением во многом обязана рославльским пустынножителям.
О. Досифей переселился в Оптинский скит в 1827 году. Остальные пустынники остались в Рославльских лесах до самой своей кончины.
Скончался о. Досифей в Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной пустыни 22 декабря 1828 г.
По материалам православных интернет-ресурсов