26.12.2014
<-назад в раздел
Проповедь о вере и маловерии. Иеромонах Илия (Копылов)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Кто из нас не помнит Евангельскую историю, когда отец больного ребенка просил апостолов исцелить его. Но апостолы не могли совершить чудо. Почему не могли? По недостатку веры просящего. И тогда они позвали на помощь Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он исцелил ребенка. Господь спросил маловерного родителя: «Веруешь ли, что могу сделать сие?» И тот ответил: «Верую, Господи, помоги моему неверию» (ср.: Мк. 9, 17-24).
Спаситель мог сотворить чудо, не спрашивая о вере. Но этими словами Он показал нам, насколько вера человеческая зависит от великой добродетели смирения. Стоило просящему смириться, признать себя маловером и сказать «помоги моему неверию», как тут же благодать Божия снизошла на него, укрепила веру и совершила чудо.
Слава Тебе, Господи, чудесно сотворшему Небо и землю, Слава Тебе – Создателю человечества! Слава установившему законы природе и дающему праведникам власть над этими законами. Ибо глубочайшее смирение и вера превозмогают естества уставы.
И если кто обрел веру, то да хранит ее от всякого рода сомнений. Огромный камень, лежащий у дороги, нисколько не страдает от проезжающих мимо людей. Проходят годы, столетия, эпохи, а камень как лежал, так и лежит. Подобно этому камню и вера наша должна быть настолько твердой, чтобы никакие искушения, сомнения или перемены не смогли ее изменить.
Господь, вочеловечившись, много сотворил чудес, но одним из необходимых условий Его была вера людская. Верою Господь изгонял бесов из страждущих. Верою исцелял неизлечимые болезни и воскрешал мертвых. А главное всем, истинно верующим в Него, Господь подает благодать совершать именем Его все то, что Он совершал, живя на земле.
Дабы мы поверили в это, Христос не стал исцелять ослепшего Савла Сам, но послал его к Анании, чтобы тот увидел, что верные ученики Господни имеют дарования совершать чудеса.
Через Ананию Господь исцелил не только тело, но и душу будущего проповедника Евангелия – Павла, который сам впоследствии воскрешал мертвых. И даже одного прикосновения к поясу Апостола достаточно было, чтобы человек исцелился от недуга.
Как любящий отец, имея дарования в каком-либо ремесле, передает навыки, опыт и знания по наследству, так и возлюбленный Господь наш Иисус Христос передает ученикам Своим умение совершать чудеса верою. И при этом дает обетование, что верные ученики Христовы будут иметь и большие дарования.
А почему именно верою? Потому что вера – это, прежде всего, искреннее доверие. А доверяем мы тем, кого искренне любим. И сильной вера бывает более тогда, когда человеческий разум говорит, что совершить такое невозможно, а сердце и душа верят обетованию Спасителя, не давая вселиться в душу помыслам сомнения. Вот эта и есть та Вера, которая передвигает горы.
«Ибо если вера ваша будет с горчичное зерно, - говорит Господь, - то скажете горе сей “сдвинься” - и сдвинется» (ср.: Мф. 17, 20).
Один преподобный старец долгое время подвизался в пустыни, и когда, спустя много лет, ему встретился монах из киновии, то старец спросил его: «Есть ли еще там, в киновии, монахи, которые могут сказать горе: “сдвинься” и сдвинется? При этих словах старца, расположенная неподалеку гора стала двигаться. “Да нет, я не тебе говорю”, - сказал старец, обращаясь к горе. – Стой на месте». И гора остановилась.
А кто из нас имеет сейчас такую веру? Разве что и можем воскликнуть «Верую, Господи, помоги моему неверию!
А ведь «маловерие - матерь сомнения, отчуждающая от Бога и низводящая людей в погибель», - говорит преп. Варсонофий Великий. И оно подобно болезни поражает наш разум и делает его боязливым. А боязнь совершать чудеса именем Господа нашего Иисуса Христа свидетельствует о наличии гордости в человеке. Именно гордость превратила ангелов в демонов. И она лишает людей веры и рассудительности.
Когда живший в IV веке авва Виссарион перешел реку прямо по воде, как некогда и Господь наш Иисус Христос ходил по водам, то его спросили: «Авва, что ты ощущал ногами своими, когда шел по воде?» И ответил старец: «До пят я ощущал воду, а дальше была твердь». Ибо не сомневался святой, что идет по твердой поверхности, и потому не погружался в воду. Он шел с искренней верою во Христа.
Но не только вода может стать твердью вопреки законам гравитации. Но даже не видимый нами воздух становился твердью под ногами святых Угодников Божиих.
Преподобный старец наш Амвросий Оптинский, молясь в своей келье, стоя на коленях, нередко приподнимался от пола, так что находился в воздухе продолжительное время. Это неоднократно видели его келейники. Но боялись сказать Старцу, зная, что тот тщательно скрывает свои дарования и избегает славы человеческой. А потому, узнав, что кто-то видел его «молящемся на воздусе», огорчится.
Смирение преподобного Амвросия даровало ему непоколебимую веру в Господа. А этой верой он исцелял недуги людские и прославился как чудотворец.
Вера и добрые дела были неразлучными спутниками батюшки Амвросия. Потому что «вера без дел мертва», - говорит апостол. И если мы думаем, что имеем веру, а при этом заповеди Божии не соблюдаем, то вера наша пуста и безплодна. Да не искушаем напрасно Господа, пытаясь именем Его двигать горы.
Если хотим, чтобы Господь творил через нас чудеса, то прежде всего должны очистить сердце от страстей, ум от греховных помыслов, а тело смирить постами и поклонами. Только тогда Бог дарует человеку силу совершать чудеса именем Его. Чтобы употреблял человек дарования сии во благо, а не во грех.
«Если приобретет кто чистоту - все покорится ему», - говорил наш преподобный старец Амвросий. Ибо только в чистое сердце входит Господь. А приявший Бога в свое сердце становится Ему другом. И если у людей принято выполнять просьбы и во всем помогать другу, то что тогда можно сказать о человеке, ставшем другом Самому Христу?
Очистимся же скорее покаянием и облечемся в одежду смиренномудрия, чтобы возлюбили мы Христа-Истину больше сей временной жизни и укрепилась вера наша.
Как дерево, надежно укрепившееся корнями, неподвластно стихии, ибо крепкие корни даже в сильную бурю удерживают его от погибели. Так и вера наша в бурю искушений спасает всех нас, православных христиан, от злоречивых помыслов и сомнений.
Ибо сказано: и вся, елика аще воспросите в молитве верующе, приимете (Мф. 21, 22). Аминь.
Кто из нас не помнит Евангельскую историю, когда отец больного ребенка просил апостолов исцелить его. Но апостолы не могли совершить чудо. Почему не могли? По недостатку веры просящего. И тогда они позвали на помощь Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он исцелил ребенка. Господь спросил маловерного родителя: «Веруешь ли, что могу сделать сие?» И тот ответил: «Верую, Господи, помоги моему неверию» (ср.: Мк. 9, 17-24).
Спаситель мог сотворить чудо, не спрашивая о вере. Но этими словами Он показал нам, насколько вера человеческая зависит от великой добродетели смирения. Стоило просящему смириться, признать себя маловером и сказать «помоги моему неверию», как тут же благодать Божия снизошла на него, укрепила веру и совершила чудо.
Слава Тебе, Господи, чудесно сотворшему Небо и землю, Слава Тебе – Создателю человечества! Слава установившему законы природе и дающему праведникам власть над этими законами. Ибо глубочайшее смирение и вера превозмогают естества уставы.
И если кто обрел веру, то да хранит ее от всякого рода сомнений. Огромный камень, лежащий у дороги, нисколько не страдает от проезжающих мимо людей. Проходят годы, столетия, эпохи, а камень как лежал, так и лежит. Подобно этому камню и вера наша должна быть настолько твердой, чтобы никакие искушения, сомнения или перемены не смогли ее изменить.
Господь, вочеловечившись, много сотворил чудес, но одним из необходимых условий Его была вера людская. Верою Господь изгонял бесов из страждущих. Верою исцелял неизлечимые болезни и воскрешал мертвых. А главное всем, истинно верующим в Него, Господь подает благодать совершать именем Его все то, что Он совершал, живя на земле.
Дабы мы поверили в это, Христос не стал исцелять ослепшего Савла Сам, но послал его к Анании, чтобы тот увидел, что верные ученики Господни имеют дарования совершать чудеса.
Через Ананию Господь исцелил не только тело, но и душу будущего проповедника Евангелия – Павла, который сам впоследствии воскрешал мертвых. И даже одного прикосновения к поясу Апостола достаточно было, чтобы человек исцелился от недуга.
Как любящий отец, имея дарования в каком-либо ремесле, передает навыки, опыт и знания по наследству, так и возлюбленный Господь наш Иисус Христос передает ученикам Своим умение совершать чудеса верою. И при этом дает обетование, что верные ученики Христовы будут иметь и большие дарования.
А почему именно верою? Потому что вера – это, прежде всего, искреннее доверие. А доверяем мы тем, кого искренне любим. И сильной вера бывает более тогда, когда человеческий разум говорит, что совершить такое невозможно, а сердце и душа верят обетованию Спасителя, не давая вселиться в душу помыслам сомнения. Вот эта и есть та Вера, которая передвигает горы.
«Ибо если вера ваша будет с горчичное зерно, - говорит Господь, - то скажете горе сей “сдвинься” - и сдвинется» (ср.: Мф. 17, 20).
Один преподобный старец долгое время подвизался в пустыни, и когда, спустя много лет, ему встретился монах из киновии, то старец спросил его: «Есть ли еще там, в киновии, монахи, которые могут сказать горе: “сдвинься” и сдвинется? При этих словах старца, расположенная неподалеку гора стала двигаться. “Да нет, я не тебе говорю”, - сказал старец, обращаясь к горе. – Стой на месте». И гора остановилась.
А кто из нас имеет сейчас такую веру? Разве что и можем воскликнуть «Верую, Господи, помоги моему неверию!
А ведь «маловерие - матерь сомнения, отчуждающая от Бога и низводящая людей в погибель», - говорит преп. Варсонофий Великий. И оно подобно болезни поражает наш разум и делает его боязливым. А боязнь совершать чудеса именем Господа нашего Иисуса Христа свидетельствует о наличии гордости в человеке. Именно гордость превратила ангелов в демонов. И она лишает людей веры и рассудительности.
Когда живший в IV веке авва Виссарион перешел реку прямо по воде, как некогда и Господь наш Иисус Христос ходил по водам, то его спросили: «Авва, что ты ощущал ногами своими, когда шел по воде?» И ответил старец: «До пят я ощущал воду, а дальше была твердь». Ибо не сомневался святой, что идет по твердой поверхности, и потому не погружался в воду. Он шел с искренней верою во Христа.
Но не только вода может стать твердью вопреки законам гравитации. Но даже не видимый нами воздух становился твердью под ногами святых Угодников Божиих.
Преподобный старец наш Амвросий Оптинский, молясь в своей келье, стоя на коленях, нередко приподнимался от пола, так что находился в воздухе продолжительное время. Это неоднократно видели его келейники. Но боялись сказать Старцу, зная, что тот тщательно скрывает свои дарования и избегает славы человеческой. А потому, узнав, что кто-то видел его «молящемся на воздусе», огорчится.
Смирение преподобного Амвросия даровало ему непоколебимую веру в Господа. А этой верой он исцелял недуги людские и прославился как чудотворец.
Вера и добрые дела были неразлучными спутниками батюшки Амвросия. Потому что «вера без дел мертва», - говорит апостол. И если мы думаем, что имеем веру, а при этом заповеди Божии не соблюдаем, то вера наша пуста и безплодна. Да не искушаем напрасно Господа, пытаясь именем Его двигать горы.
Если хотим, чтобы Господь творил через нас чудеса, то прежде всего должны очистить сердце от страстей, ум от греховных помыслов, а тело смирить постами и поклонами. Только тогда Бог дарует человеку силу совершать чудеса именем Его. Чтобы употреблял человек дарования сии во благо, а не во грех.
«Если приобретет кто чистоту - все покорится ему», - говорил наш преподобный старец Амвросий. Ибо только в чистое сердце входит Господь. А приявший Бога в свое сердце становится Ему другом. И если у людей принято выполнять просьбы и во всем помогать другу, то что тогда можно сказать о человеке, ставшем другом Самому Христу?
Очистимся же скорее покаянием и облечемся в одежду смиренномудрия, чтобы возлюбили мы Христа-Истину больше сей временной жизни и укрепилась вера наша.
Как дерево, надежно укрепившееся корнями, неподвластно стихии, ибо крепкие корни даже в сильную бурю удерживают его от погибели. Так и вера наша в бурю искушений спасает всех нас, православных христиан, от злоречивых помыслов и сомнений.
Ибо сказано: и вся, елика аще воспросите в молитве верующе, приимете (Мф. 21, 22). Аминь.