Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
О нашей душевной проказе. Неделя 28-я по Пятидесятнице, об исцелении десяти прокаженных 21.12.2014

О нашей душевной проказе. Неделя 28-я по Пятидесятнице, об исцелении десяти прокаженных

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Продолжается Рождественский пост. В эти дни Православная Церковь призывает каждого из нас очистить свою душу покаянием и Таинством Исповеди. Ожидание праздника как тайны небесной сообщает нам ощущение чуда, которое вот-вот войдет в нашу жизнь, в наш дом. Эти постные дни, как подарок Божий, помогают нам почувствовать присутствие Господа и понять, что Он любит нас и делает все, чтобы мы научились ответной любви и благодарности. Рождество – праздник света и разума – пробуждает души, измученные маловерием, забывшие об истинной и единственно подлинной радости – радости богообщения.
Сегодня мы слышали Евангелие об исцелении десяти прокаженных. Этой историей Христос показывает нам, что все мы страдаем от душевной проказы – неблагодарности Богу. Господь предупреждает, что болезнь наших душ может стать неисцельной, если дело дойдет до полного забвения о Нем – Единственном Всемогущем Целителе.
«Иисусе, Наставниче, помилуй нас!» (см.: Лк. 17, 13), – так взывали десять тяжело больных людей, медленно умиравших от страшного недуга. Но откуда эти несчастные узнали о Христе, о том, что Он может их исцелить, если по закону им запрещалось с кем-либо общаться? Как известно, мир не без добрых людей, и, видимо, кто-то, издали бросая хлеб, рассказал прокаженным о Христе – Чудотворце и Целителе.
Они сидели где-то на краю Галилейской равнины, у дороги, ведущей на Самарийские холмы, ожидая Христа. И вот, наконец, Он появился на этом пути, направляясь в Иерусалим. Увидев Господа, идущего со Своими учениками, прокаженные вскочили и закричали: «Иисусе, Наставниче, помилуй нас!» Обращение к Иисусу как к Наставнику показывает, что они понимали: Он – не простой человек, но приближенный к Богу. В ответ на их просьбу Христос сказал: «Пойдите и покажитесь священникам». Это означало, что они должны были получить от служивших в Иерусалимском храме священников удостоверение о своем исцелении. Само же повеление пойти к священникам указывало на то, что вскоре они очистятся – с них сойдет проказа. И дальше мы узнаем, что когда эти люди, плохо еще понимая, что происходит, все-таки послушались Христа и пошли в Иерусалим, то по дороге они вдруг увидели, что исцелились. Свершилось чудо – Бог даровал им здравие. Неизреченной радости их не было предела. Но что происходит потом? Их было десять – девять израильтян и один самарянин. И только последний, поразившись этим чудом, возвратился ко Христу, чтобы поблагодарить Его и прославить Бога. И тогда Христос спросил: Не десять ли очистились? Где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? (Там же, 17–18).
Мы видим, что Спасителю очень горько: Ему хотелось увидеть благодарность у тех, к кому Он в первую очередь пришел для исцеления от греховной проказы. Но иудейская духовная жизнь уже давно была поражена недугом неблагодарности. Богоизбранность сделалась для иудеев поводом к непомерной национальной гордыне, так что они буквально обожествили свою национальность, отодвинув Бога на задний план. И когда встал вопрос, кого надо благодарить в первую очередь, они выбрали «дом Израилев» – т. е. свой ветхозаветный закон, а не Самого Законодателя. Духовная проказа настолько обезобразила ветхозаветную иерархию, что Христос неоднократно называл их «погибшими овцами дома Израилева». Вот и эти девять израильтян не нашли нужным поблагодарить Наставника Иисуса. Они, видимо, посчитали себя достойными получить это исцеление, это чудо – на том основании, что принадлежали к богоизбранному народу. Они не возвратились ко Христу, поторопившись показаться священникам и принести им дары, как повелевал закон в случае исцеления. Им не хотелось благодарить Господа, хотя они понимали, что именно Он сотворил с ними чудо. Они побежали к священникам для получения официального удостоверения в своем очищении, чтобы снова быть принятыми в общество людей со здоровой плотью и безбедной жизнью и иметь возможность наслаждаться различными греховными удовольствиями до очередного несчастья или болезни.
А завершается это повествование словом Спасителя, обращенным к самарянину – человеку с живым чувством благодарности: И сказал ему [Иисус]: встань, иди; вера твоя спасла тебя (Там же, 19). Это повеление прозвучало и для нас, чтобы мы знали: благодарность Богу спасает духовную жизнь человека. Святитель Григорий Богослов наставлял, что когда мы бываем благодарными Богу, то становимся родными Ему. Поэтому нужно благодарить за все: и за болезнь, и за исцеление – в равной мере. Когда священник от лица всего народа произносит на Божественной Литургии наиглавнейшие слова: «Благодарим Господа!», происходит чудо нашего исцеления и приобщения ко Творцу, – совершается пресуществление Святых Даров. Мы, больные грехом, прокаженные, взываем ко Господу: «Иисусе, Наставниче, помилуй нас!» И в виде хлеба и вина приносим Ему то, что получили от Него как дар жизни. И такую благодарность, осознанную и приносимую от любящего сердца, Бог принимает и сторицей возвращает нам наше приношение. Хлеб и вино, символы земной жизни, пресуществляются в Тело и Кровь Господни. Великий Целитель дает нам Свою жизнь, Свои Плоть и Кровь – как лекарство от проказы греха, как средство избавления от смерти.
Из сегодняшнего евангельского повествования видно, что исцелились десять человек, но спасся только один из них. Он был спасен потому, что проявил благодарность, потому, что почувствовал: Господь есть Любовь. Самарянин отнес спасение не к своей исключительности, но всецело – к милости Божией, для него непонятной, неизъяснимой, но безпредельно благой.
Пока мы с вами, дорогие мои, не поймем, не почувствуем, что каждое мгновение нашей жизни полно проявлений щедрости Божией, Его любви и заботы, – мы не научимся по-настоящему Его благодарить. А без благодарности нет любви. А без любви нет и жизни. Неблагодарность отчуждает душу и от Бога, и от других людей. Мы должны учиться благодарению абсолютно за все – не только за чудеса, за благоденствие, за хлеб и вино. Скорби, болезни, беды житейские и духовные тоже надо принимать – как лекарства, как средства исцеления от проказы греха и исправления жизни. Мы должны с радостью принять крест испытаний, с которым приходит спасение.
Апостол Павел писал, что перед днем Второго Пришествия Христова на земле произойдет великое отступление от духа истинной веры. Гордые люди дойдут до отрицания Всевышнего. И сказано, что отступление начнется тогда, когда Церковь лишится земной защиты, покровителя в лице православного Царя, именуемого «удерживающим» и препятствующего распространению всякого зла (см.: 2 Фес. 2, 7). Это уже случилось: неблагодарные люди, предатели, поддавшись соблазнам и клевете, не защитили своего благодетеля и предали нашего Царя-Мученика Николая II на заклание, как иудеи Христа. И теперь многими из тех, кто называет себя православным, движет страх не Божий, но человеческий – желание угодить властителям мира сего. Отступление от Бога происходит при подчинении греховным богоборческим повелениям, например, – закону о выдаче всем людям универсальных электронных карт, которые будут выполнять функции апокалиптического начертания антихриста, ибо без них ничего нельзя будет ни покупать, ни продавать. Значит, нам необходимо суметь отказаться от этого зла. Но сумеем ли мы проявить благодарность Богу за грядущее за этим испытание веры, надежды и любви?..
Братья и сестры, в ожидании праздника Рождества Христова подумаем о благодарности. К нам, прокаженным, приходит Господь. Он рождается в убогой пещере, до времени скрывая Свои силу и славу, чтобы исцелить нас через любовь и благодарность за все, даже за смерть, которая для всех верных есть переход в жизнь вечную.
О, если бы мы знали, от какой душевной проказы ежедневно врачует нас Бог! Мы немедленно возвратились бы с пути отступления, с дороги нашей гордыни, из пустыни нашей неблагодарности и припали бы сердцем ко Христовым стопам, благодаря Его со слезами раскаяния и твердой решимостью быть верными Ему! Аминь.

Протоиерей
Георгий ВАХРОМЕЕВ,
настоятель храма во имя
Святой Живоначальной Троицы
на Шаболовке, г. Москва

<-назад в раздел

Русский календарь