12.12.2014
<-назад в раздел
Проповедь о необходимости послушания. Иеромонах Илия (Копылов)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
«Аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите» (Ин. 14, 15)», - говорит возлюбленный Господь наш Иисус Христос. Как просты и понятны каждому христианину эти слова. Соблюди заповеди и этим подтвердишь, что ты не только веруешь, но и любишь. А любовь и вера наши должны быть не на словах токмо, но подтверждаемы делами. Ибо «вера без дел мертва есть» (Иак. 2, 26).
И как родители ждут от детей своих послушного поведения, так и любящий нас Бог ждет от каждого из нас исполнения повелений, говоря: «Соблюдите Мои заповеди и на деле покажите Мне вашу искреннюю любовь».
В этих словах заключается великая добродетель послушания, о которую, как о каменный утес, разбиваются волны бушующего житейского моря, непрестанно манящего христианина к призрачным прелестям века сего.
И пусть никто не говорит, что послушание – неисполнимая добродетель. Пусть никто не увлекает нас в уныние, клевеща, что для человека это тяжелый невыполнимый труд.
Послушаем же лучше Святых Отцов, свидетельствующих, что послушание благостно и радостотворно; оно приносит душе мир и спокойствие.
Однажды инок Дорофей спросил преподобного старца Варсонофия Великого о Священном Писании, где говорится, что многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие (см.: Деян. 14, 22): «А я, – говорит инок, - вижу, что не имею никакой скорби и потому боюсь, что не спасусь». На это Старец ответил вопрошающему: «Не скорби, брат. Тебе не о чем беспокоиться. Ибо каждый предавший себя в послушание отцам имеет беспечалие и покой».
Святой апостол Павел говорит: «Повинуйтеся наставником вашим и покоряйтеся, тии бо бдят о душах ваших, яко слово воздати хотящее» (Евр. 13, 17). А посему послушание духовнику, который полагает бесчисленные труды и заботы о нас – это священный долг каждого христианина. И по слову святителя Иоанна Златоуста добрый пастырь состязается в подвигах с многочисленными мучениками. «Ведь мученик однажды умер за Христа, а пастырь, если он таков, каким должен быть, тысячекратно умирает за стадо… Поэтому и вы, зная труд его, содействуйте ему молитвами, усердием, готовностью, любовью, чтобы и мы для вас, и вы для нас сделались похвалою».
И если кто-либо спросит: как определить мне истинного пастыря, чтобы предать душу свою в святое послушание ему? На сие ответ дает нам Святое Евангелие. Господь наш Иисус трижды спрашивал апостола Петра: «Любиши ли Мя?» (Ин. 21, 16). А затем повелел ему: «Паси агнцы Моя». А следовательно, главный преимущественный признак истинного пастыря – это его любовь ко Христу. А любовь ко Христу, как мы уже говорили, определяется исполнением заповедей Его. И «всякое дерево доброе приносит и плоды добрые» (Мф. 7, 17)
Все это говорю о совершенных пастырях, которых да поможет всем нам обрести Господь. А если кто обрел такового, то да прилепится к нему в послушании веры. Вера же требует послушания, а не любопытства. Ибо когда Бог повелевает, то необходимо повиноваться, а не исследовать.
Послушание приносит сердцу радость, а непослушание - скорбь и тесноту.
Кто стяжал добродетель послушания, тот обрел великое богатство. Послушный человек готов на всякое доброе дело. Если кто упрекнет его, то он не смущается. С легкостью переносит напрасные обиды и оскорбления. Если находит на него скорбь, то он не печалится, но за все благодарит Бога. Послушный пребывает в том месте, куда призван, и не предается ропоту.
Послушание – это сердечная простота и искренняя вера своему духовнику, который заботится о душе, призванной Христом ко спасению.
Но для чего человеку послушание?у И почему оно так необходимо?
Послушание помогает отсекать свою греховную волю, а отсекая ее, христианин соединяется с волей Всемогущего Бога. Чтобы научиться следовать не самому себе, но заповедям Божиим. Чтобы злострадание от преслушания научило нас благости послушания и деятельной любви ко Христу. «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки» (1 Ин. 5, 3).
Однажды на монастырском покосе в Оптиной пустыни, еще во времена преподобного старца Амвросия, кто-то из братии спросил одного простого монаха: «Что такое послушание?» Монах сей был весьма преклонных лет и умудренный опытом духовной жизни, однако из-за старости его не приглашали на монастырские трудовые послушания. Но он с удовольствием сам, до самой своей смерти, ходил на покос потрудиться.
На вопрос «Что такое послушание?» простец дал и простой ответ: «Послушание? - так начал он, - а это вот что значит: к примеру, хожу я на покос по своей воле. С охотой хожу, тружусь с удовольствием. А скажи мне завтра настоятель: старик, иди за послушание на покос. Я ему тогда и скажу: простите, не могу, не пойду».
Этими словами блаженный старец хотел показать братии, как непросто быть в послушании. Ведь своя воля – она как стебель от розы с шипами. Как ни возьми – все равно уколешься.
Посему немалый труд необходимо человеку положить, чтобы научиться отсекать свою волю, и великий помощник в этом - послушание, которое возводит приобретших оное на небо и соделывает подобными Сыну Божию. Ибо Господь наш Иисус Христос говорит: «Яко снидох с небесе, не да творю волю Мою, но волю пославшаго мя Отца» (Ин. 6, 38).
И если мы истинно желаем спастись, то возведем на небо ум свой и там да будет поучение наше день и ночь. Пусть послушание наше Богу и духовнику будет даже до смерти, чтобы мы, живущие на земле, жили не для себя, но для Распятого и Воскресшего за нас Господа Иисуса Христа. Ему же слава, честь и поклонение всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
«Аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите» (Ин. 14, 15)», - говорит возлюбленный Господь наш Иисус Христос. Как просты и понятны каждому христианину эти слова. Соблюди заповеди и этим подтвердишь, что ты не только веруешь, но и любишь. А любовь и вера наши должны быть не на словах токмо, но подтверждаемы делами. Ибо «вера без дел мертва есть» (Иак. 2, 26).
И как родители ждут от детей своих послушного поведения, так и любящий нас Бог ждет от каждого из нас исполнения повелений, говоря: «Соблюдите Мои заповеди и на деле покажите Мне вашу искреннюю любовь».
В этих словах заключается великая добродетель послушания, о которую, как о каменный утес, разбиваются волны бушующего житейского моря, непрестанно манящего христианина к призрачным прелестям века сего.
И пусть никто не говорит, что послушание – неисполнимая добродетель. Пусть никто не увлекает нас в уныние, клевеща, что для человека это тяжелый невыполнимый труд.
Послушаем же лучше Святых Отцов, свидетельствующих, что послушание благостно и радостотворно; оно приносит душе мир и спокойствие.
Однажды инок Дорофей спросил преподобного старца Варсонофия Великого о Священном Писании, где говорится, что многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие (см.: Деян. 14, 22): «А я, – говорит инок, - вижу, что не имею никакой скорби и потому боюсь, что не спасусь». На это Старец ответил вопрошающему: «Не скорби, брат. Тебе не о чем беспокоиться. Ибо каждый предавший себя в послушание отцам имеет беспечалие и покой».
Святой апостол Павел говорит: «Повинуйтеся наставником вашим и покоряйтеся, тии бо бдят о душах ваших, яко слово воздати хотящее» (Евр. 13, 17). А посему послушание духовнику, который полагает бесчисленные труды и заботы о нас – это священный долг каждого христианина. И по слову святителя Иоанна Златоуста добрый пастырь состязается в подвигах с многочисленными мучениками. «Ведь мученик однажды умер за Христа, а пастырь, если он таков, каким должен быть, тысячекратно умирает за стадо… Поэтому и вы, зная труд его, содействуйте ему молитвами, усердием, готовностью, любовью, чтобы и мы для вас, и вы для нас сделались похвалою».
И если кто-либо спросит: как определить мне истинного пастыря, чтобы предать душу свою в святое послушание ему? На сие ответ дает нам Святое Евангелие. Господь наш Иисус трижды спрашивал апостола Петра: «Любиши ли Мя?» (Ин. 21, 16). А затем повелел ему: «Паси агнцы Моя». А следовательно, главный преимущественный признак истинного пастыря – это его любовь ко Христу. А любовь ко Христу, как мы уже говорили, определяется исполнением заповедей Его. И «всякое дерево доброе приносит и плоды добрые» (Мф. 7, 17)
Все это говорю о совершенных пастырях, которых да поможет всем нам обрести Господь. А если кто обрел такового, то да прилепится к нему в послушании веры. Вера же требует послушания, а не любопытства. Ибо когда Бог повелевает, то необходимо повиноваться, а не исследовать.
Послушание приносит сердцу радость, а непослушание - скорбь и тесноту.
Кто стяжал добродетель послушания, тот обрел великое богатство. Послушный человек готов на всякое доброе дело. Если кто упрекнет его, то он не смущается. С легкостью переносит напрасные обиды и оскорбления. Если находит на него скорбь, то он не печалится, но за все благодарит Бога. Послушный пребывает в том месте, куда призван, и не предается ропоту.
Послушание – это сердечная простота и искренняя вера своему духовнику, который заботится о душе, призванной Христом ко спасению.
Но для чего человеку послушание?у И почему оно так необходимо?
Послушание помогает отсекать свою греховную волю, а отсекая ее, христианин соединяется с волей Всемогущего Бога. Чтобы научиться следовать не самому себе, но заповедям Божиим. Чтобы злострадание от преслушания научило нас благости послушания и деятельной любви ко Христу. «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки» (1 Ин. 5, 3).
Однажды на монастырском покосе в Оптиной пустыни, еще во времена преподобного старца Амвросия, кто-то из братии спросил одного простого монаха: «Что такое послушание?» Монах сей был весьма преклонных лет и умудренный опытом духовной жизни, однако из-за старости его не приглашали на монастырские трудовые послушания. Но он с удовольствием сам, до самой своей смерти, ходил на покос потрудиться.
На вопрос «Что такое послушание?» простец дал и простой ответ: «Послушание? - так начал он, - а это вот что значит: к примеру, хожу я на покос по своей воле. С охотой хожу, тружусь с удовольствием. А скажи мне завтра настоятель: старик, иди за послушание на покос. Я ему тогда и скажу: простите, не могу, не пойду».
Этими словами блаженный старец хотел показать братии, как непросто быть в послушании. Ведь своя воля – она как стебель от розы с шипами. Как ни возьми – все равно уколешься.
Посему немалый труд необходимо человеку положить, чтобы научиться отсекать свою волю, и великий помощник в этом - послушание, которое возводит приобретших оное на небо и соделывает подобными Сыну Божию. Ибо Господь наш Иисус Христос говорит: «Яко снидох с небесе, не да творю волю Мою, но волю пославшаго мя Отца» (Ин. 6, 38).
И если мы истинно желаем спастись, то возведем на небо ум свой и там да будет поучение наше день и ночь. Пусть послушание наше Богу и духовнику будет даже до смерти, чтобы мы, живущие на земле, жили не для себя, но для Распятого и Воскресшего за нас Господа Иисуса Христа. Ему же слава, честь и поклонение всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.