06.12.2014
<-назад в раздел
Радуйся, презревший догматы латинян и вменивший в ничто все их обольщения!..
Сегодня Русская Православная Церковь празднует память святого благоверного великого князя Александра Невского. Чем же прославился великий Князь? Чем заслужил такое почитание на Руси? Почему его так прославляет наша святая Церковь?
«Сугубый подвиг выпал на долю св. Александра: для спасения России он должен был одновре- менно явить доблесть воителя и смирение инока. Подвиг брани предстоял князю на берегах Невы и на льду Чудского озера: святыня русского Православия требовала защиты от латинского поругания. Всей душой чувствуя в Церкви “столп и утверждение Истины”, понимая значение этой Истины в русской судьбе, князь вступил в служение “удерживающего” Русской земли – державного защитника чистоты церковного вероучения, – пишет митрополит Иоанн (Снычев). – Подвиг смирения ожидал святого Александра в его отношениях с надменной и пресыщенной победами Ордой. Батый послал сказать князю: “Мне Бог покорил многие народы: ты ли один не хочешь покориться власти моей?” Видя в случившемся попущение Божие, святой Александр добровольно склонился под старшинство татар.
“Не бойтесь убивающих тело, – провозглашает Слово Божие, – бойтесь того, кто может и тело и душу погубить в геенне”. Душа России жила и дышала благо- датью церковной. Монгольское рабство не грозило ей, неся смерть лишь государственному телу раздробленной удельной Руси. Смертельным повреждением угрожало русской жизни еретичествующее латинство. Благоверный князь знал это, поэтому делом его жизни стала забота о сохранении мира с Ордой, под прикрытием которого он мог бы все силы бросить на отражение агрессии Рима.
9 декабря 1237 папа повелел упсальскому архиепископу возвестить крестовый поход против русских “схизматиков” и язычников-финнов. Именем Всевышнего Григорий IX обещал прощение грехов всем его участникам, а падшим в бою – вечное блаженство. Исполняя призыв римского первосвященника, в 1240 шведский король отправил в русские земли многочисленное войско под командованием своего зятя – ярла Биргера. <…> Св. Александр вышел навстречу с малой дружиной, но с твердой надеждой на Бога. <…> Шведы не ожидали близкого отпора, и победа русских была полной и решительной».
Однако этим попытки католиков захватить Русь и подчинить себе Русскую Церковь не прекратились. «Папы всеми силами старались ускорить завоевание Прибалтийского края, – читаем далее у приснопамятного митрополита Иоанна. – В промежуток между 1216 и 1240 можно насчитать до сорока папских посланий, выражающих большую “заботливость” о тех, кто шел воевать в “святой земле, вновь приобретенной в Ливонии”. Конечной целью всех устремлений пап продолжала оставаться мечта о порабощении Русской Церкви <…> В своих посланиях папы называют русских нарушителями католической веры, повелевают отнюдь не слагать оружия до полной победы, требуют принуждать русских к принятию католичества и, наконец, объявляют всю Русскую землю на вечные времена собственностью, грозно предписывая рыцарям искоренять “проклятый греческий закон и присоединять Русь к римской церкви”.
«Потеряв надежду взять Россию силою, папы не оставили попыток обольстить ее хитростью и ложью, – продолжает митр. Иоанн. – В 1251 Иннокентий IV прислал к св. Александру двух кардиналов – Гальда и Ремонта. Папа уверял, будто отец Александра вел. кн. Ярослав неза- долго до кончины обещал минориту Плано- Карпини принять католичество, и лишь смерть помешала ему выполнить это намерение. Папа убеждал Невского пойти по стопам отца, представлял выгоды, которые получит князь от союза с Западом и подчинения папе, предлагал в помощь против татар тех самых рыцарей, от которых св. Александр лишь недавно очищал Русские земли.
Что мог ответить на это блгв. князь, ревнитель и защитник русского Православия? Посольство было безоговорочно отвергнуто. “Совещав с мудрецами своими”, св. Александр ответил папе:
«Слышите, посланницы папежстии и прелестницы преокаянные! От Адама и до потопа, и от потопа до разделения язык, и от разделения язык до начала Авраамля, и от Авраамля до приития Израилева сквозь Чермное море, а от начала царства Соломона до Августа царя, а от начала Августа до Рождества Христова, и до страсти и до воскресения Его, а от воскресения Его и на небеса вшествия и до царствия Великого Константина и до первого собора и до седьмого собора: сия вся сведаем добре, а от вас учения не принимаем».
Безумные латиняне вновь и вновь не оставляют попыток подчинить себе православных. Только сегодня ситуация осложняется еще тем, что многие архипастыри православные предают веру, забыв заветы Святых Отцов, идут с католиками на компромиссы, уступки, переговоры и диалоги. Поэтому нам необходимо помнить духовный подвиг святого благоверного князя Александра, и его ответ папству должен послужить на все будущие времена образцом при дальнейших попытках Рима к подчинению Русской Церкви.
“Драгоценная отрасль священного корня, блаженный Александр, тебя явил Христос Русской земле, как некое божественное сокровище... Радуйся, презревший догматы латинян и вменивший в ничто все их обольщения!.. Радуйся, заступник Русской земли: моли Господа, даровавшего тебе благодать, соделать державу сродников твоих Богоугодною и сынам России даровать спасение”.
«Сугубый подвиг выпал на долю св. Александра: для спасения России он должен был одновре- менно явить доблесть воителя и смирение инока. Подвиг брани предстоял князю на берегах Невы и на льду Чудского озера: святыня русского Православия требовала защиты от латинского поругания. Всей душой чувствуя в Церкви “столп и утверждение Истины”, понимая значение этой Истины в русской судьбе, князь вступил в служение “удерживающего” Русской земли – державного защитника чистоты церковного вероучения, – пишет митрополит Иоанн (Снычев). – Подвиг смирения ожидал святого Александра в его отношениях с надменной и пресыщенной победами Ордой. Батый послал сказать князю: “Мне Бог покорил многие народы: ты ли один не хочешь покориться власти моей?” Видя в случившемся попущение Божие, святой Александр добровольно склонился под старшинство татар.
“Не бойтесь убивающих тело, – провозглашает Слово Божие, – бойтесь того, кто может и тело и душу погубить в геенне”. Душа России жила и дышала благо- датью церковной. Монгольское рабство не грозило ей, неся смерть лишь государственному телу раздробленной удельной Руси. Смертельным повреждением угрожало русской жизни еретичествующее латинство. Благоверный князь знал это, поэтому делом его жизни стала забота о сохранении мира с Ордой, под прикрытием которого он мог бы все силы бросить на отражение агрессии Рима.
9 декабря 1237 папа повелел упсальскому архиепископу возвестить крестовый поход против русских “схизматиков” и язычников-финнов. Именем Всевышнего Григорий IX обещал прощение грехов всем его участникам, а падшим в бою – вечное блаженство. Исполняя призыв римского первосвященника, в 1240 шведский король отправил в русские земли многочисленное войско под командованием своего зятя – ярла Биргера. <…> Св. Александр вышел навстречу с малой дружиной, но с твердой надеждой на Бога. <…> Шведы не ожидали близкого отпора, и победа русских была полной и решительной».
Однако этим попытки католиков захватить Русь и подчинить себе Русскую Церковь не прекратились. «Папы всеми силами старались ускорить завоевание Прибалтийского края, – читаем далее у приснопамятного митрополита Иоанна. – В промежуток между 1216 и 1240 можно насчитать до сорока папских посланий, выражающих большую “заботливость” о тех, кто шел воевать в “святой земле, вновь приобретенной в Ливонии”. Конечной целью всех устремлений пап продолжала оставаться мечта о порабощении Русской Церкви <…> В своих посланиях папы называют русских нарушителями католической веры, повелевают отнюдь не слагать оружия до полной победы, требуют принуждать русских к принятию католичества и, наконец, объявляют всю Русскую землю на вечные времена собственностью, грозно предписывая рыцарям искоренять “проклятый греческий закон и присоединять Русь к римской церкви”.
«Потеряв надежду взять Россию силою, папы не оставили попыток обольстить ее хитростью и ложью, – продолжает митр. Иоанн. – В 1251 Иннокентий IV прислал к св. Александру двух кардиналов – Гальда и Ремонта. Папа уверял, будто отец Александра вел. кн. Ярослав неза- долго до кончины обещал минориту Плано- Карпини принять католичество, и лишь смерть помешала ему выполнить это намерение. Папа убеждал Невского пойти по стопам отца, представлял выгоды, которые получит князь от союза с Западом и подчинения папе, предлагал в помощь против татар тех самых рыцарей, от которых св. Александр лишь недавно очищал Русские земли.
Что мог ответить на это блгв. князь, ревнитель и защитник русского Православия? Посольство было безоговорочно отвергнуто. “Совещав с мудрецами своими”, св. Александр ответил папе:
«Слышите, посланницы папежстии и прелестницы преокаянные! От Адама и до потопа, и от потопа до разделения язык, и от разделения язык до начала Авраамля, и от Авраамля до приития Израилева сквозь Чермное море, а от начала царства Соломона до Августа царя, а от начала Августа до Рождества Христова, и до страсти и до воскресения Его, а от воскресения Его и на небеса вшествия и до царствия Великого Константина и до первого собора и до седьмого собора: сия вся сведаем добре, а от вас учения не принимаем».
Безумные латиняне вновь и вновь не оставляют попыток подчинить себе православных. Только сегодня ситуация осложняется еще тем, что многие архипастыри православные предают веру, забыв заветы Святых Отцов, идут с католиками на компромиссы, уступки, переговоры и диалоги. Поэтому нам необходимо помнить духовный подвиг святого благоверного князя Александра, и его ответ папству должен послужить на все будущие времена образцом при дальнейших попытках Рима к подчинению Русской Церкви.
“Драгоценная отрасль священного корня, блаженный Александр, тебя явил Христос Русской земле, как некое божественное сокровище... Радуйся, презревший догматы латинян и вменивший в ничто все их обольщения!.. Радуйся, заступник Русской земли: моли Господа, даровавшего тебе благодать, соделать державу сродников твоих Богоугодною и сынам России даровать спасение”.