В 1533 году почил Великий Князь Василий III Иоаннович
Известие о кончине в 1533 году Великого Князя Василия Иоанновича произвело чрезвычайно глубокое впечатление: люди всех званий с великим плачем шли во дворец проститься с усопшим. Когда же вынесли его тело в Архангельский собор для погребения, то народный вопль заглушил звон кремлевских колоколов. «Дети хоронили своего отца», – говорит летописец, называя его добрым, ласковым Государем.
Он до последнего своего часа был занят исключительно заботами о строении государства и собирании Русских земель по заветам отцов. За свои неполных 54 года он достиг многого: присоединил Псков и вернул Смоленск, частично смирил Казань, поставив там угодного Руси хана, выстроил для ее завоевания в будущем город Васильсурск; вместе с тем Великий Князь сдерживал, насколько было сил, Крым и всегда с достоинством вел себя по отношению к его ханам, был грозой ливонских немцев, Литвы и Польши и поддерживал отношения с Государями Европы в характере и с честью подобающей русскому Князю.
«Василий имел наружность благородную, стан величественный, лицо миловидное, взор проницательный, но не строгий, казался и был действительно более мягкосердечен, нежели суров, по тогдашнему времени. <...> Снискав любовь народа, он не имел воинской стражи во дворце, ибо граждане служили ему телохранителями», – описывает Великого Князя историк Н.М. Карамзин.
В управлении государством Василий держался заветов своего великого отца, был верен завещаниям предков. К концу его княжения было создано обширное Московское государство, обитатели коего верили, что оно является Третьим Римом, который, по пророческим словам старца Елизарова монастыря Филофея, не прейдет во веки и соберет под властью своих государей все остальные державы.
И вера эта укреплялась сознанием, что русские люди строят свое государство на незыблемых основаниях – на самодержавной власти своих государей, почитаемых ими превыше всего на земле, на горячей приверженности наставлениям отцов, «чтобы не перестала память родителей наших и наша и свеча бы не угасла», на своей крови, безпрерывно проливаемой ими за Родину, и на непоколебимой преданности Православию и любви к Богу, Которому они возносили обильные и слезные молитвы в храмах, возводимых ими в XV и XVI веках преимущественно в честь Архистратига Михаила, дающего победу над врагами, и во имя Царицы Небесной – Утешительницы всех, кому приходилось в многочисленных военных бранях того времени терять своих близких.
Исторический календарь-альманах