День памяти убиенной инокини Антонии (Середкиной). Почитательница Царственных Мучеников
Боровский женский монастырь Похвалы Божией Матери расположен в пяти километрах от города Катайска, районного центра Курганской области. История обители началась с возведения в XIX веке приходского храма в честь святителя Николая Чудотворца. В 1989 году, с приходом нового настоятеля иерея Александра Никулина, встал вопрос о возрождении полноценной духовной жизни, в частности, создании крепкой церковной общины. К тому времени уже начали восстанавливаться и постепенно обретать свою былую духовную мощь древние оплоты Православия: Дивеево, Валаам, Оптина Пустынь и другие. Это вдохновило на труды и будущих устроителей Боровской обители. С 1992 года началось становление церковной женской общины по образу большой семьи, «едиными устами и единым сердцем» славящей Господа. В 2000 году обители был присвоен статус монастыря. А годом ранее она, подобно благословенной Оптине, где в 1993 году приняли мученическую кончину иеромонах Василий, иноки Трофим и Ферапонт, обрела крепкую заступницу на небесах – одну из боровских насельниц, инокиню Антонию, Господь сподобил кровию засвидетельствовать свою верность Ему.
Инокиня Антония (в миру Антонина Александровна Середкина) родилась 27 августа 1952 года в Горьковской области. Тоню и ее младшую сестру Алевтину мама воспитывала одна, и семья часто пребывала в нужде. Переехав в Курган, к родственникам, они жили некоторое время в съемной квартире, потом купили домик.
В детстве Тоня ничем не отличалась от своих сверстниц. Закончив восемь классов, выучилась на продавца и проработала около года в продовольственном магазине. На восемнадцатом году жизни вышла замуж; вскоре муж ушел в армию, оставив ее одну, уже к тому времени носящую дитя под сердцем. После рождения ребенка Антонина устроилась работать нянечкой в ясли-сад, чтобы иметь возможность водить туда сына. Когда муж вернулся из армии, семья переехала в Алма-Ату, к тете мужа. Но супружеская жизнь не сложилась... После развода Антонина вернулась домой, устроилась на завод, в одиночку растила сына Сергея. Она не имела ничего, кроме квартиры и необходимой мебели, но всегда в глубине души не теряла надежду обрести полноценную счастливую семью. Вскоре она вышла замуж во второй раз.
Отработав на вредном заводском производстве двадцать лет, в пятьдесят лет Антонина хотела уйти на пенсию, но до этого срока не доработала – ее сократили. Через службу трудоустройства она выучилась шить, стала портнихой. Обратилась в ризничную Курганской епархии, почти не надеясь получить там место, но ее сразу приняли на работу.
Было о ней особое смотрение Божие: ее верующая бабушка, глядя на подготовку Тони к замужеству, однажды сказала: «Эх, девка, не ходила бы ты замуж, а шла бы в монастырь». И вот, спустя многие годы, произошло событие, направившее жизнь Антонины по иному руслу. После службы в храме святого Александра Невского в Кургане к протоиерею Александру Никулину, устроителю девичьей Боровской обители Похвалы Божией Матери, приехавшему в город по делам, подошли благословляться его курганские духовные чада. Антонина знала о батюшке и всем сердцем к нему стремилась, но так и не смогла подойти из-за большого скопления народа. Тогда священник сам подозвал ее и благословил деревянным нательным крестиком, освященным у Гроба Господня. Удивленная такой милостью Божией, она не понимала, почему – крест и почему – именно ей? Тогда местная блаженная объяснила ей, что батюшка благословил ее на путь монашества. Антонина, в то время даже не помышлявшая об уходе из мира, не поверила, но Господь все управил по Своему Промыслу.
Первый раз Антонина побывала в Боровском, навещая друга своего сына – Петра, который после армии ушел в монастырь. Ей очень понравилось в обители, полюбили там и ее – как трудолюбивую, доброжелательную, открытую, готовую всегда прийти на помощь. Примерно через полгода, вскоре после женитьбы сына, Антонина решила оставить мир. У мужа, с которым прожила семь лет, попросила прощения, упала в ноги матери: «Мама, благослови!» – и не встала, пока не получила материнского благословения. В обитель она приехала в праздник Покрова Божией Матери, 14 октября 1996 года. Было ей тогда 44 года.
Сначала Антонина боялась, что не сможет понести всех тягот монашеского жития. Ей приходилось много работать, к тому же она страдала сильными головными болями. Но, прося помощи у Господа и Царицы Небесной и превозмогая боль, неустанно трудилась. Первое время в промежутке между трапезами ее мучило, иногда даже до слез, сильное чувство голода. Антонина благословилась у духовника брать после обеда хлеб, чтобы хоть как-то выдержать до следующей трапезы. Потом привыкла, легко переносила пост, стала такой постницей, что целую неделю могла ничего не вкушать и не пить, выполняя свои обычные послушания.
По воспоминаниям насельниц, Антонину отличали любовь, душевная чистота и доверчивость ко всем – она никогда никого ни в чем не подозревала, но при этом всегда была серьезной, внимательно относилась к сестрам.
Около двух лет прожила Антонина в швейной мастерской, работала днем, а нередко – и ночью. Всегда сокрушалась, что ничего не успевает. В это время ей дали дополнительное послушание – быть келейницей схимонахини Марии. Ухаживала за старицей Антонина с большим терпением и любовью, так что матушка Мария к ней сильно привязалась.
После пожара в мастерской Антонина стала жить в летнем дощатом, узком, без окон чуланчике богадельни – вплоть до своей мученической кончины. Словно ей уже не было места на земле…
В 1999 году день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского (2 января по гражданскому календарю) стал для Антонины счастливым днем пострижения в иночество с именем Антонии. Матушка всем сердцем возлюбила иноческое звание, в котором Господь призвал ее спасаться, а также преподобного Антония, своего нового небесного покровителя. Она рассказывала, как долго не хотела снимать с себя тот подрясник, в который облачили ее при постриге.
Вместе с тем после вступления на монашеский путь случались у нее сильные искушения, и она опасалась, что еще не готова к ним и не сможет их преодолеть. Но все, что ни посылал ей Господь, претерпевала благодатью Христовой и помощью Матери Божией.
Мать Антония рассказывала сестрам, как однажды ночью, читая неусыпаемую псалтирь, она молилась и горько плакала, мучимая сомнениями: ее ли это место и этот путь? Ей хотелось уехать в Дивеево, и вдруг в сердце она услышала ласковый голос Владычицы: «Там трудно, сможешь ли ты выдержать? А Я тебя для этой обители готовила». И душа наполнилась несказанной радостью и покоем.
Настоятельница Боровской обители монахиня Васса свидетельствовала, что возвратившись из паломнической поездки в Дивеево, мать Антония очень изменилась. Во всем ее облике постоянно ощущались необыкновенная, неземная радость и покой. Она всех утешала, без устали трудилась и была духовно очень красива, так что отец Александр про нее говорил: «Это наш цветочек». В ней открылся дар необычайной любви и понимания, она никогда не перечила духовнику, была ему всецело предана, сознавая, что с его помощью идет ко спасению скорбным и претрудным путем смирения и послушания.
…В роковую ночь убиения инокини Антонии читать псалтирь в храме должна была матушка Иоанна, но случилось так, что матушка Антония ее подменила. Кроме того, в то утро три человека подряд проспали свою чреду. А за два дня до этого, 22 декабря, обитель встречала мироточивую икону Царя-Мученика Николая II. После праздничного богослужения и трапезы состоялось Соборование. Матушка Антония стояла с большой свечой, которая за время совершения Таинства почти полностью сгорела, что очень удивило ее и других сестер. Мог ли кто тогда предположить, что это было последнее Соборование в ее жизни?
Матушка Антония погибла ночью 24 декабря 1999 года, при чтении канона Царю-Мученику на неусыпаемой псалтири, всего через шесть часов после необычайного духовного торжества – проводов мироточивой иконы. Несколько капель мученической крови осталось на страницах канона – как высшее свидетельство любви во Христе.
Любовь к Царю матушка Антония пронесла в своем сердце до самой последней минуты, ни на мгновение не сомневаясь в его великой святости. Часто она обращалась в молитвах за помощью к нему, и он ей помогал. Мать Антония рассказывала, как однажды не успевала сшить в срок облачение для пострига. От всей души помолилась нашему великому Самодержцу – и до утра все успела. На протяжении последнего года жизни она ежедневно читала канон или акафист убиенному Государю.
…Убийство совершил 19-летний рабочий скита. Когда на встречу мироточивой иконы 22 декабря собрались все скитские насельники, будущий убийца отказался идти, на что отец Александр ему заметил: «Зачем же ты с нами, мы же здесь этим живем?!» По свидетельству сестер, с тех пор он не знал покоя, сильно нервничал, можно сказать, ужасал всех своим видом. Не так ли и Каин, впустив законопреступный помысел в сердце свое, потерял покой?
На следующий день после убийства рабочий сам пришел в милицию и сознался в содеянном. На вопрос, почему он сделал это, ответил, что его неотступно преследовал властный голос: «Иди – убей! Иди – убей!» – и он не мог ему воспротивиться. На суде преступник сказал, что признался матушке Антонии в испытываемой к ней плотской страсти, но будучи ею обличен, в некоем безумии схватил слесарный молоток и нанес ей удар. Пол и стены церкви обагрились кровью. Убийца протащил потерявшую сознание матушку по храму и сбросил в подвал. Сняв с ее головы апостольник, он пытался вытереть им кровь около аналоя, на скамье, на полу и стенах. Затем спустился в подвал и нанес мученице еще около тридцати ударов молотком. Когда сестры, обмывая матушку Антонию, смыли кровь, то увидели спокойное, умиротворенное лицо, без единого синяка, хотя череп был весь раздроблен.
Некоторое время спустя, один из прихожан, будучи на Кавказе, пришел в пустынь в горах и сказал одному старцу-пустыннику: «Отче, у отца Александра большая скорбь в обители…» Пустынник перебил его: «А у меня большая радость! Какую заступницу сподобились иметь на небесах!»
По материалам альманаха
«Духовный собеседник»,
№ 3 (31) за 2002 год