Память свт. Филарета Московского
Имя митрополита Филарета прежде всего говорит о выдающемся его уме, необыкновенных познаниях, искусном и сильном слове.
Не так редко встречаются среди людей умы сильные, одаренные великими способностями и талантами. Но не все они оставляют одинаковый след среди людей, не все одинаково исполняют то назначение, с которым человек живет в мире и которое указывает ему Бог. Нередко люди обращают свои дарования на зло. Умное, увлекательное свое слово они отдают делам пустым и ничтожным, увлекают своих слушателей на грех; мысль свою, сильную и способную подчинять себе других, они отдают на изобретение учений гибельных, безбожных, противоцерковных и противогосударственных; сильный свой характер, твердость, настойчивость, уменье добиться цели они отдают на желания преступные и часто гибнут в увлечении делом преступным, обрекая себя таким образом на прямое безумие. <…>
Есть другие сильные и одаренные умы – умы вечно колеблющиеся. Вера, неверие, истина, ложь – все это у них меняется, как погода. Сегодня с увлечением они проповедуют одно, завтра с таким же увлечением – другое, совершенно противоположное. Такие люди не оставят по себе доброго следа на земле, не произведут сильного влияния на ближних. Неуверенный, колеблющийся, сомневающийся не может сделать другого крепким и стойким. Нельзя сказать, однако, чтобы и такие люди не производили никакого влияния на других людей. Сильный и способный ум всегда в данную минуту подчиняет себе других, это естественно и неизбежно. Поэтому и колеблющиеся, сомневающиеся умы, чем они способнее и сильнее, тем больше вреда приносят людям, разрушая в них веру, лишая спокойствия, отнимая уверенность в словах и поступках.
Мы видели, каков был великий ум митрополита Филарета, этого приснопамятного архипастыря, учителя, молитвенника и праведника. Ум его был в полном смысле созидательный, а не разрушительный, положительный, а не отрицательный, всегда одинаковый, всегда себе верный и равный, всегда полный назидания. О нем можно было сказать словами святого апостола Иакова, которые так часто любил повторять сам почивший митрополит Филарет: Мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, безпристрастна и нелицемерна (Иак. 3, 17–18).
Естественно спросить и в наше время для нашего спасения и руководства жизни особенно полезно и необходимо знать: откуда же приснопамятный Святитель получал это доброе направление своего великого ума? Что делало этот ум и дарования его такими благоплодными для мира и людей? Где он находил для себя опору и руководство? Где он черпал это постоянство, твердость, ясность и определенность мысли и слова, желаний и действий? И где нам, по его примеру, найти эти великие духовные сокровища?
Разгадка указанной тайны совершенно ясна и всем доступна. Митрополит Филарет при всем своем огромном уме не кланялся ему, как идолу. Он знал и верил, что ум у человека ограничен, что он сам собою не дает света, что такой вечный, чистый и святой свет он может получить только от Того, Кто, по слову апостола, свет есть, и тьмы в Нем несть ни единыя (1 Ин. 1, 5). Есть Свет истинный, просвещающий всякого человека, приходящего в мир (Ин. 1, 9), и Свет сей есть Бог. Он не оставил людей во тьме одинокими, сирыми, оставленными. Он дал им Свое Слово. К Слову Божию и приник митрополит Филарет от дней детства и юности, на нем воспитал свой великий ум, им направил и изощрял свои богатые духовные дарования.
Но и в усвоении, понимании и принятии Слова Божия ум человеческий может кичиться и в слепом самопоклонении не себя проверять Словом Божиим, а, наоборот, самое Слово Божие проверять своими рассуждениями и понятиями. Чтобы этого не случилось, Господь Слово Свое доверил и вверил Церкви, которая и хранит, и распространяет, и безошибочно истолковывает Слово Божие, руководимая Духом Святым, ей обещанным и ниспосланным. К Церкви Христовой, к ее правилам, учению, заповедям, к ее Святым Отцам и Учителям и их писаниям, к ее богослужению, представляющему великую школу поучения и мудрости, – к Церкви Христовой приник митрополит Филарет, как ее сын и верный послушник, у нее искал и от нее смиренно принимал руководство и поучение.
Опираясь на Слово Божие и руководство Церкви, приснопамятный Святитель и получил ту свободу, уверенность и полноту жизни духа, которыми он поражает нас при чтении его произведений. Все было для него ясно: небо и земля, тайна жизни и смерти, тайна земного и загробного бытия, еже зде пребывание и еже тамо пришествие, все вопросы жизни земной, семейной, общественной, государственной.
Какой радостный и желанный этот удел! Как хочется нам в годину смуты, шатаний, сомнений также построить дом души не на песке, а на камне, чтобы не повалили его ни ветры, ни дожди, ни разлившиеся бурные потоки! Как отрадно было бы нам иметь это постоянное спокойствие и душевное равновесие, ясный взгляд и ясную оценку всего, нас окружающего!
И это благо от нас не за горами. Поминаемый ныне святитель Филарет его ясно нам указывает: оно в Слове Божием и в руководстве Святой Церкви. Прильни, христианин, к этим источникам, и пустыня духа твоего расцветет прекрасным садом, и оживится все в нем умирающее и унылое, исчезнет всякое колебание и сомнение – ты почувствуешь прилив сил несказанных, ты станешь сильный и мощный, превыше всякой самой сильной и одаренной мысли человеческой, не зажженной еще словом Божиим и потому мертвой и безплодной. Тогда ты обретешь твердые устои под ногами. Всякие вопросы веры, жизни, мысли для тебя станут ясны в главном и основном: в вопросе твоего нравственного достоинства, богообщения, богоугождения и вечного спасения. Тогда ты не будешь колебаться, меняться, не будешь страшиться всякого нападения и натиска иной мысли, неправой и нехристианской. Ответ будет у тебя готов на всякое возражение.
Такими людьми строится жизнь и стоят Царства.
В годину расшатанности жизни, мысли и слова нам особенно дорог становится митрополит Филарет с его неумирающими заветами. Но дорогой для всей Церкви Русской, он по преимуществу близок Москве и Московской епархии, где он родился, где прожил он большую часть жизни, где навеки он оставил свое имя и свой след мудрости архипастырского правления и учительства. Он – слава и честь Москвы и Московской епархии, он, по уверенности многих и многих верующих, – и молитвенник за свое земное Отечество, за народ русский и Церковь Русскую. <...>
Священномученик
Иоанн ВОСТОРГОВ
Блаженной памяти
Московского митрополита Филарета // Московские
церковные ведомости, 1907, ноябрь, № 46–47.
Чудеса святителя Филарета
Один помещик рассказывал следующее. В его поместье была девица, которая до семнадцатилетнего возраста говорила свободно, но потом, от испуга, лишилась употребления языка и, несмотря на употребляемые средства к ее исцелению, оставалась совершенно немою.
Когда ей исполнилось двадцать лет, родители ее пошли с нею в Свято-Троицкую Сергиеву лавру и в Гефсиманский скит, который в то время только что был устроен, и Владыка был там. При входе в скит привратник остановил их, говоря, что женщинам недозволено входить в ограду, но они умоляли его допустить их к Владыке, которого они по-своему называли Набольшим, говоря, что они слышали, будто он дает лекарство, от которого может быть польза и их дочери. Видя их неотступность, привратник решился доложить о них Владыке, который приказал их позвать к себе.
Пришед к нему, они упали к ногам его и, объяснив причину своего прихода, со слезами просили помочь сколько-нибудь их дочери. Владыка, выслушав их просьбу, обращается к немой девице со словами: «Как тебя зовут?» Мать ускоряет отвечать за нее, что имя ей Мария. Но Владыка говорит: «Я же тебя спрашиваю», обращая слова к девице, повторяет свой вопрос, на который она, к величайшему изумлению родителей, отвечает: «Мария»; после этого Владыка говорит ей: «Читай за мною молитву Господню „Отче наш“». Она начинает повторять за ним слова, но очень тупо. Окончив молитву, Владыка благословил ее и приказал повторить молитву еще раз, что она исполнила уже совершенно свободно.
Видя такое чудо, изумленные родители пали к ногам Владыки и благодарили его за исцеление их дочери. Владыка, благословляя их, строго запретил им разглашать об этом. С тех пор девица говорит совершенно хорошо.
Избранные творения свт. Филарета
(ДРОЗДОВА) / Составитель А.И. ЯКОВЛЕВ. М., 2003.
+ + +
Когда епископ Сергий (митрополит Сергий (Ляпидевский), + 1898. – Примеч. ред.) был еще студентом Московской академии, митрополит Филарет прибыл в Троице-Сергиеву лавру на экзамены. Случился праздничный день, и накануне призывает Владыка отца ректора и приказывает избрать студента, чтобы в храме сказал проповедь. Ректор пригласил одного, тот отговаривается короткостью времени, но ректор объявляет непреложное приказание Святителя – юноша повинуется, берется за перо, и к праздничной Литургии Слово готово.
Владыка Митрополит слушает проповедь и в течение дня призывает ректора – приказывает предложить студенту: не хочет ли он постричься в монахи. Тот изумляется, просит время на размышление. Пишет к матери своей, которая чтила и любила монашество, а к отцу не обращается, ибо он всегда имел пренебрежение и нелюбовь к монастырям. Мать с радостью благословляет. Об ее ответе доложено Высокопреосвященному, который приказывает к назначенному дню готовиться к пострижению. Юноша готовится. Настает день – Святитель сам постригает его, приглашает после в келлию, угощает чаем и приказывает новому монаху взять приготовленный для него узел.
Он у себя в келлии развертывает и находит лиловую шелковую рясу и на ней прикрепленную звезду Владимирскую. В смущении идет к ректору, который советует идти прямо к Митрополиту и объявить, что, вероятно, была ошибка келейника. Новопостриженный идет и едва появился – Владыка вопрошает его: «Что это ты смутился? Я знаю, тебя смутила ряса и звезда, – теперь спрячь, вперед пригодится».
Впоследствии студент Академии и постриженный Великим Святителем монах Сергий был хиротонисан во епископа и теперь правит Курской епархией.
Женская Оптина: Материалы к летописи
Борисо-Глебского женского Аносина монастыря. М., 2007.