В 1741 году состоялось восшествие на престол Государыни Императрицы Елизаветы Петровны
Воцарение ее было с радостью встречено духовенством и народом. Русская по духу, глубоко верующая и церковная, она пользовалась общей любовью. Проповедники с церковных кафедр прославляли ее как спасительницу России от иноплеменного ига, восстановительницу Православия и народности.
Apxиепископ Амвросий (Юшкевич) возглашал: «Преславная победительница избавила Poccию от врагов внутренних и сокровенных. Taкие-то все были враги наши, которые под видом будто верности Отечество наше разоряли, и смотри, какую диавол дал им придумать хитрость! Во-первых, на благочестие и веру нашу Православную наступили; но таким образом и претекстом, будто они не веру, но непотребное и весьма вредительное Христианству суеверие искореняют. О, коль множество под таким притвором людей духовных, а наипаче ученых истребили, монахов поразстригали, и переспроси же: за что? – больше ответа не услышишь, кроме сего: суеверие, ханжа, лицемер, ни к чему не годный. Cиe же все делали такою хитростью и умыслом, чтоб вовсе в России истребить священство Православное и завести свою нововымышленную безпоповщину».
Ему вторил архиепископ Димитрий (Сеченов): «Противницы наши, как прибрали все Отечество наше в руки, коликий яд злобы на верных чад российских отрыгнули, коликое гонение на Церковь Христову и на благочестивую веру воздвигли! Их была година и область темная; что хотели, то и делали! Во-первых, пытались благочестие отнять, без которого бы мы были горше турок, жидов и арапов. А наипаче коликое гонение на самых благочестия защитителей, на самых священных Таин служителей! Чин духовный и архиереев, священников, монахов – мучили, казнили, расстригали. Монахов, священников, людей благочестивых в дальние сибирские города, Охотск, Камчатку, в Оренбург отвозят. И тем так устроили, что уже и самые проповедники слова Божия молчали и уст не смели о благочестии отворить».
Императрица Елизавета Петровна, еще будучи Цесаревной, проявляла чисто русское благочестие, любовь к духовенству, духовным книгам, проповедям и богослужению, а также к благолепию церковному.
То же благочестие соблюдала Елизавета Петровна, став Государыней. Она совершала богомолья, пешком ходила в Троицкую лавру, строго соблюдала посты, жертвовала на монастыри. Особенно любила древний Киев с его святынями.
Царский календарь