Память препп. Варлаама и Иоасафа, Царевича Индийского, и отца его Авенира Царя
В Индии в давние времена жил Царь Авенир, язычник. Он ревностно почитал своих идолов, а в истинного Бога не верил и жестоко гнал христиан. Когда у него родился сын Иоасаф, Авенир собрал разных гадателей и волхвов, и один из них, самый премудрый, по Божию откровению предсказал Авениру, что сын его, придя в возраст, станет христианином. Царь весьма опечалился этим и решил сделать все от него зависящее, чтобы пророчество не исполнилось.
Он построил для Иоасафа прекрасное здание, окружил своего сына всевозможными удовольствиями и велел воспитателям ни слова не говорить Царевичу о скорбях, болезнях и смерти. Кроме этого, он изгнал из своей страны всех христиан, а слугам Иоасафа запретил даже упоминать о Христе в присутствии Царевича.
Но однажды, по недосмотру служителей, Иоасаф встретил на дороге двух больных – прокаженного и слепого. Видевший до тех пор лишь красивых и здоровых людей, он удивился и спросил:
– Кто это и почему они таковы?
Теперь уже сопровождавшие его слуги не могли скрывать правду и сказали:
– Это человеческие страдания, которые происходят с людьми от их телесной природы и немощного устройства их плоти.
– Со всеми ли такое случается? – вопросил Иоасаф.
– Не со всеми, но со многими, – ответили ему слуги. – Однако никто не знает заранее, когда его постигнет болезнь.
Царевич замолчал, но сердце его восскорбело о новом для него явлении, и лицо омрачилось.
Через несколько дней он встретил дряхлого старца с морщинистым лицом, сгорбленного, седого, беззубого и от немощи едва говорящего. Увидев его, Иоасаф пришел в ужас и вновь обратился к слугам:
– Кто это и отчего он такой?
– Ему уже много лет, – говорили слуги, – и силы его постепенно иссякли, и члены ослабели, и поэтому он стал таким дряхлым, каким ты его видишь.
– Что же с ним будет дальше, когда он проживет еще более? – спросил Иоасаф.
– Он умрет, – сказали слуги.
– Со всеми ли случается это?
– Со всеми. Если кто не умрет в юности, то нельзя человеку, прожившему много лет, не прийти в такую же дряхлость.
Тогда Иоасаф спросил:
– Сколько лет живет человек и нельзя ли избежать смерти?
На это наставники ему ответили:
– В семьдесят или в восемьдесят лет человек дряхлеет и умирает, и иначе не может быть, ибо смерть неизбежна.
Услыхав это, разумный Царевич вздохнул из глубины сердца и произнес:
– Если так, то как горька эта жизнь, и кто может быть безпечальным, всегда находясь в ожидании болезней и смерти, которые к тому же неизбежны?! Но нет ли после смерти какой-либо иной жизни и иного мира?
И Господь, всем хотящий спасения, наставил Иоасафа на правый путь. Он открыл одному святому пустыннику, священнику Варлааму, о томлении царского сына. Добрый пастырь переоделся в мирскую одежду и, придя к Иоасафу, возвестил ему истинное учение о Боге и Спасителе мира Иисусе Христе. Иоасаф всем сердцем уверовал и принял Святое Крещение во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Царь Авенир, узнав, что его сын Иоасаф стал христианином, ужасно разгневался и велел истребить всех иноков, каких только смогли найти его слуги. Затем он окружил Иоасафа всяческими соблазнами и подослал к нему колдунов и волшебников, чтобы этим отвратить его от Христа. Но с Божией помощью Царевич не только не согрешил сам, но и волхвов просветил истинной верой. Февда, главный и старейший из них, обратившись к Авениру, воскликнул:
– Царь! Святый Дух живет в твоем сыне. Мы действительно побеждены, и нам нечего ему ответить. Воистину велик Бог христианский, велика вера их и Таинства!
Обратясь же к Царевичу, он спросил:
– Примет ли меня Христос, если я оставлю свои злые дела и приду к Нему?
Святой Иоасаф рассказал ему о милости Божией, что Он скоро принимает искренне кающихся, и Февда, сподобившись Святого Крещения, сделался христианином. А вскоре по молитвам своего сына и сам Авенир уверовал во Христа и крестился. Тогда вся та страна оставила поклонение идолам, и все жители от вельмож до рабов приняли Святое Крещение. И была тогда великая радость на земле и на небесах. На земле радовались верные обращению неверных, а на небесах ангелы – о безчисленных кающихся грешниках.
Став христианином, Авенир оставил свою царскую власть и уединился для молитвенного безмолвия. Прожив так четыре года, он преставился в Небесное Царство. Тогда Иоасаф тоже отрекся от мира и, поставив Царем вместо себя одного благочестивого вельможу Варахию, удалился в пустыню к своему духовному отцу Варлааму. Они прожили вместе много лет в величайшем воздержании и непрестанной молитве и отошли ко Христу, Господу и Спасителю нашему, Емуже слава во веки веков. Аминь.
Православное семейное
чтение. М., 1999.