Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
Память преподобноисповедницы Параскевы (Матиешиной) 04.12.2014

Память преподобноисповедницы Параскевы (Матиешиной)

Преподобноисповедница Параскева родилась 28-го октября 1888 года в селе Песчаное Каменец-Подольского уезда Подольской губернии, у крестьянской четы Феодора и Матроны Матиешиных.

Семья их была религиозной, благочестивой и патриархальной. «По вечерам мы не знали другого времяпрепровождения, как чтение Священного Писания или житий святых, и не представляли, что может быть иначе», – вспоминала матушка. Еще во младенческом возрасте она пережила первое значительное событие духовной жизни. Ей было три года, когда ее стали приучать поститься. Сначала девочка не хотела поверить, что Великим постом нужно отказаться от любимого молока, просила его, капризничала. Но через день сильно заболела и, почувствовав связь между недугом и нежеланием соблюдать установление Церкви, поняла, что пост – это серьезно. Тогда она дала свое первое обещание Богу: постом никогда не пить молока. Через два дня она поправилась и с этого времени всегда воздерживалась от скоромной пищи легко и с радостью.

Примерно в том же возрасте проявилась в девочке и любовь к богослужению и церковному пению. Однажды в храме Великим постом глубокое впечатление на нее произвело пение «Аллилуиа». Когда оно закончилось, Параскева заплакала. Вернувшись домой, она повторила его матери по памяти и с тех пор сохранила в душе на всю жизнь.

Грамоте ее выучил по Библии дед Амвросий. Впоследствии она очень хорошо знала Священное Писание, но особенно любила читать Послания Апостолов и Евангелие от Иоанна Богослова. Она называла его своим невидимым первым руководителем в духовной жизни: «Во время его чтения так делалось сладко и хорошо на душе, и я забывала о земле и о земном. Я даже выразить не умею, как мне было хорошо».

Когда Параскеве исполнилось восемь лет, ее мама умерла, а за нею – дедушка и младшая сестренка. Так, после отца, Параскева осталась главной хозяйкой в доме, и, отправляясь вместе с папой на работу, они любили по дороге петь псалмы.

У отроковицы рано возникло желание пойти в монастырь. Но бабушка не позволяла ей об этом думать. Нашелся и жених. Но Параскева с любовью объяснила молодому человеку, что замуж не пойдет, потому что собирается в монастырь. И юноша последовал ее примеру, уехал на Афон, где принял монашеский постриг.

Бабушка говорила Параскеве, что ей не вынести трудностей монастырской жизни. Тогда девушка стала усиленно поститься и работать над собой, чтобы приготовить себя к лишениям. Она еще и мучила себя: например, вкладывала в обувь щепки, чтобы приучиться терпеть боль. Наконец, бабушка разрешила ей уйти в обитель, убедившись, что жизнь в миру пользы внучке не принесет.

Узнав адрес миссионерского монастыря, в который принимали без денежного вклада, Параскева написала туда письмо и, получив разрешение на приезд, вместе с подругой ушла из дома. Это было в 1907 году. Почти без денег, легко одетые, подчас голодные, претерпев много лишений, девушки чудом добрались до Теолинского Спасо-Преображенского монастыря Августовского уезда Сувалкской губернии, расположенного в 25-ти верстах от станции Гродно, и были приняты там послушницами.

Еще до поступления в монастырь Параскева просила у Господа указания, куда ей пойти. И вот однажды она увидела во сне икону Божией Матери, сиявшую ослепительным светом, стоявшую углом на солее и окруженную синей лентой, на которой была надпись: «В этом монастыре ты будешь жить». Но в Теолинской обители она ничего похожего не нашла.

Через несколько лет Параскева отпросилась на побывку домой. По дороге заехала в Турковичский монастырь Варшавско-Холмской епархии, где пребывала чудотворная икона Божией Матери. Дорога была трудная, молодая послушница измучилась и заболела. Пришлось задержаться в этом монастыре. И здесь, когда чтимую икону перенесли в зимний храм и поставили наискосок на солею, Параскева, войдя в церковь, узнала образ, увиденный во сне. По прошествии некоторого времени, в 1912 году, ее приняли в число сестер Турковичской обители.

В 1914 году, когда немцы заняли Польшу, монастырь эвакуировали в Москву, затем – в Дмитров. В 1918 году, после окончания войны, монастырь возвратился в Турковичи, но послушницу Параскеву оставили для хранения и последующей отправки монастырского имущества. Однако вскоре Турковичская обитель прекратила свое существование, и так Параскева поселилась в Дмитрове, сняла квартиру на окраине города в селе Подлипичье и прислуживала в местном храме Казанской иконы Божией Матери.

Как-то один крестьянин попросил Параскеву обучить свою дочь церковному пению, вскоре к ней присоединились другие. Хор девочек стал быстро расти, а Параскева преподавала уже не только пение, но и наставляла учениц в Законе Божием, объясняла, как жить по-христиански. Она считала не нужной излишнюю нежность в воспитании, потому что это расслабляет душу, была внешне несколько сурова к своим ученицам, но любила их как родных дочерей.

В 1920 году Параскева познакомилась с Дмитровским епископом Серафимом (Звездинским) и стала его духовной дочерью. Владыка строго вел ее в духовной жизни, но другим говорил о ней с уважением. В 1921 году он постриг Параскеву в рясофор, не переменив ей имени, и определил в Спасо-Влахернский монастырь. Но вскоре на имя Владыки поступило прошение прихожан Казанской церкви села Подлипичье вернуть инокиню Параскеву в Дмитров для продолжения обучения детей их прихода чтению и пению. Они обещали обезпечить ее квартирой и продовольствием.

Много трудов положила матушка Параскева в Дмитрове, созидая и церковный хор, и души своих учениц. В 1924 году ОГПУ приказало ей прекратить занятия. Но и после этого, не имея более возможности учить девушек, она не оставляла попечения о них и руководства хором.

Закрытие в 1928 году Спасо-Влахернского монастыря не изменило жизни матушки, она продолжала прислуживать в Казанской церкви. «Параскева, пятницу страданий Христовых помни», – писал ей Владыка. Памятуя благословение своего аввы читать в ночь Воспоминания святых спасительных Страстей Христовых 150 раз молитву «Отче наш», матушка в Великую Пятницу 20-го апреля 1929 года все указанное время провела в молитве, вычитав еще раз всю службу с размышлением и затем правило, назначенное Владыкой. И тогда первый раз в жизни поняла, что «куплена Ценою, что все члены мои назнаменованы печатью страданий Христа».

Наступило 27-е мая 1931 года – в этот день инокиня Параскева была арестована. 28-го июня 1931 года тройка ОГПУ приговорила ее к пяти годам ссылки в Казахстан. Перед отъездом матушка сподобилась видения святых апостолов Петра и Павла, которые благословили страдалицу и ее спутников.

Сначала Параскеву определили на работу неподалеку от Алма-Аты: ее назначили поварихой в большой рабочей артели, состоявшей из ссыльных. За ее заботу и сострадание они называли матушку Параскеву «сестрой». Спустя некоторое время инокиню перевели в город.

В Алма-Ате матушка неожиданно встретилась со своим духовным отцом епископом Серафимом, направленным сюда же в ссылку в августе 1932 года. Он прожил в городе три месяца, и все это время она могла утешаться совместными молитвами и духовными беседами со своим пастырем.

Но вскоре ее опять перевели – теперь уже в город Барабинск. Питалась матушка большей частью лепешками, которые ссыльные пекли из муки собственного помола, изготовленной из зерен колосков, подобранных в поле после уборки урожая.

Ссылка окончилась в 1935 году, и инокиня Параскева, истощенная, сильно ослабевшая и больная, поселилась в Астрахани, а затем перебралась в город Кирсанов Тамбовской области. Узнав о ее скорбях, ее бывшие воспитанницы позвали матушку в Дмитров, поближе к родным местам. Здесь ее застала война и связанный с нею голод, тут же она заболела абсцессом легких, от чего тяжко страдала. Лекарства не помогали, состояние ее считали безнадежным. Она уже готовилась к смерти, но однажды ночью вновь сподобилась видения святых апостолов Петра и Павла. Апостол Петр обещал ей выздоровление и, подавая ключи, сказал: «Ты еще будешь этими ключами отворять церковные двери в Подлипичье». С этого дня, вопреки прогнозам врачей, матушка стала поправляться. Окрепнув, она поехала на Украину к родным, которые приняли ее очень радушно. Поднабравшись здоровья, она вернулась в Дмитров, где опять стала трудиться в Казанской церкви Подлипичья, отпирала ее по утрам, читала, пела и управляла своим хором. Сначала ей нашли комнату недалеко от церкви. Но вскоре пришлось подыскать другое жилье. Оттуда, по дороге в церковь, матушке приходилось подниматься в гору, и с каждым днем это для нее становилось все труднее.

Со временем здоровье матушки снова ухудшилось, возобновился абсцесс легкого, прибавились артрит, фурункулез. Она со смирением старалась лечиться, ей становилось легче, но только на время; болезнь не проходила. В церковь удавалось ходить все реже и реже. Она потеряла квартиру в городе, и пришлось переехать в деревню Бирлово. Больная нуждалась в уходе, который там никто не мог ей обезпечить. Вскоре с ней случился паралич, и она стала совсем безпомощной. Страдания матушки были очень велики, особенно от нарывов и пролежней.

Инокиня Параскева скончалась в день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы 4-го декабря 1953 года и была погребена на кладбище города Дмитрова.
Во все годы жизни к ней тянулись души, искавшие Бога. Матушка всех принимала, терпеливо выслушивала, давала ответы. Всю свою многоскорбную жизнь она исполняла то, чему была научена прежде сама и в чем наставляла всех вопрошавших ее душеполезного совета: «Будьте смиренны, Христу Спасу подобны».

В 2001 году, 11-го сентября, были обретены святые мощи преподобноисповедницы Параскевы. 30-го сентября состоялось их торжественное перенесение из Борисо-Глебского Дмитровского монастыря в Спасо-Влахернский женский монастырь в селе Деденево Дмитровского района.


Жития новомучеников
и исповедников Российских
ХХ века Московской епархии.
Ноябрь. Тверь, 2003. С. 202–212.


<-назад в раздел

Русский календарь