Страдания святого великомученика Димитрия Солунского
Святой великомученик Димитрий, сын благородных и благочестивых родителей, происходил из города Солуни, где отец его был воеводою. В то время нечестивые цари воздвигли на христиан жестокое гонение; посему отец Димитрия, тайно веровавший в Господа нашего Иисуса Христа и исполнявший Его заповеди, не осмеливался явно исповедовать пресвятое Его имя, боясь страшных угроз язычников.
Внутри палат своих в сокровенной горнице он имел две святые иконы, украшенные золотом и каменьями; на одной из них было изображение Господа нашего Иисуса Христа, а на другой – Пресвятой Богоматери; перед сими иконами он возжигал свечи, воскурял фимиам. В сей уединенной храмине он вместе с супругой своей часто возносил молитвы Истинному Богу, в вышних живущему, единородному сыну Его и Пренепорочной Владычице. Сии благочестивые супруги щедро оделяли нищих милостыней и никогда не отказывали людям нуждающимся. Одно лишь сильно печалило их: не было у них детей. Они усердно просили Господа, чтобы Он даровал им наследника, и спустя несколько времени желание их исполнилось.
Всевышний внял их молитвам и даровал им сына, святого Димитрия. Велико было ликование родителей, сильно они благодарили Господа. Вся Солунь разделяла радость своего воеводы, который устроил трапезу для всего города, особенно же для убогих.
Когда отрок возрос и мог уже постигать истину, родители ввели его в храмину, где были святые иконы и, указывая на них, сказали: «Вот изображение Единого Истинного Бога, сотворившего небо и землю, а это – образ Пресвятой Богородицы». Они научили его святым заповедям Христовым, объяснили ему все, через что человек может познать Господа нашего Иисуса Христа и представили ему, насколько суетна и пагубна вера в скверных богов языческих.
С сего времени Димитрий, вразумляемый как словами своих родителей, так в особенности наставляемый свыше Духом Святым, познал истину; уже Божия благодать почивала на нем; всей душой уверовал он в Господа и, поклоняясь святым иконам, с благоговением лобызал их. Тогда родители Димитрия, призвав священника и некоторых известных им христиан, в потаенном своем храме крестили отрока во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Восприняв святое крещение, Димитрий поучался истинной вере, возрастал как годами, так и разумом, поднимался все выше и выше по лестнице добродетелей – и благодать Божия все более просвещала и вразумляла его.
Когда Димитрий достиг совершеннолетнего возраста, родители его переселились из сей временной жизни, преподав своему сыну пример Богоугодной жизни и оставив его наследником всего имения.
Между тем царь Максимиан, узнав о смерти воеводы солунского, призвал к себе сына его, святого Димитрия. Заметив, что он разумен, и храбр в боях, царь назначил его правителем всей Солунской области; поручая ему такую должность, он сказал: «Сохраняй родной твой город и очисти его от нечестивых христиан, предавай смерти каждого, кто только призовет имя Распятого».
Приняв царское назначение, Димитрий возвратился домой и с честью был встречен жителями города. Уже давно он желал утвердить в родном городе свет истинной веры и скорбел, когда видел, что жители Солуни поклонялись бездушным идолам. Теперь, по прибытии в город, тотчас же перед всеми он начал исповедывать и прославлять Господа нашего Иисуса Христа; он всех поучал заповедям Христовым, обращал язычников к святой вере и искоренял скверное многобожие; словом он был для солунян вторым апостолом Павлом.
Слух о сем скоро дошел и до самого Максимиана. Царь, узнав, что поставленный им правитель Димитрий – христианин и многих уже обратил в свою веру, сильно разгневался. Как раз в то самое время, возвращаясь с Сарматской войны, царь остановился в Солуни. Еще до прибытия Максимиана в город, Димитрий препоручил своему верному слуге, по имени Луппу, все имущество, доставшееся ему после родителей, золото, серебро, драгоценные каменья и одежды и велел все сие раздать бедным и нуждающимся.
«Раздели сие богатство земное между ними, – прибавил святой, – будем искать себе богатства небесного».
А сам стал молиться и поститься, готовясь таким образом к венцу мученическому. Царь немедленно начал узнавать правда ли то, что слышал он о Димитрие? Безтрепетно выступив перед царем, Димитрий исповедал себя христианином и стал порицать языческое многобожие. Злой мучитель тотчас же приказал заключить исповедника истинной веры в темницу. Войдя туда, святой молился словами пророка Давида: «Поспеши, Боже, избавить меня, поспеши, Господи, на помощь мне (Пс 69:2). Ибо Ты надежда моя, Господи Боже, упование мое от юности моей. На Тебе утверждался я от утробы; Ты извел меня из чрева матери моей; Тебе хвала моя не престанет. Радуются уста мои, когда я пою Тебе, и душа моя, которую Ты избавил. И язык мой всякий день будет возвещать правду Твою» (Пс 70:5. 6. 23. 24).
Как в светлом чертоге сидел Димитрий в темнице, хваля и прославляя Бога. Диавол, желая устрашить его, обратился в скорпиона и хотел уязвить святого в ногу. Ознаменовав себя крестным знамением, святой безбоязненно наступил на скорпиона, произнося слова Давида: «На аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона» (Пс 90:1 3).
Проводя таким образом время в темнице, святой удостоился посещения ангела Божия; в ярком свете предстал перед ним небесный посланнике прекрасным райским венцом и сказал:
– Мир тебе, страдалец Христов, мужайся и крепись!
Святой же отвечал:
– Радуюсь о Господе и веселюсь о Боге Спасе моем!
Сие явление ангела утешило и ободрило святого страдальца; еще сильнее желал он запечатлеть своею кровью исповедание истинной веры Христовой.
Между тем царь устроил игры и стал забавляться зрелищами. Был у него один выдающийся боец, родом вандал, по имени Лий. Приказав для него построить высокие подмостки, Максимиан с большим удовольствием смотрел на то, как Лий борется с своими противниками и, низвергая их с высоты на копья, предает их мучительной смерти. Среди зрителей находился один юноша – христианин – по имени Нестор; узы духовной дружбы соединяли его с святым Димитрием, который был его наставником в вере. Видя, что Лий многих убивает и особенно сильно губит христиан, – последних насильно заставляли вступать в бой с Лием, – сей юноша, воспрянув духом, пожелал сразиться с царским борцом. Но прежде, нежели вступить в бой, он отправился в темницу к святому Димитрию. Здесь Нестор рассказал ему все, что делает Лий, сообщил, что желает вступить в борьбу с сим немилосердным губителем христиан, и просил у святого благословения и молитвы. Ознаменовав его крестным знамением, Димитрий предрек ему:
– Ты одержишь победу над Лием и претерпишь муки за Христа!
Подойдя к месту зрелища, Нестор во всеуслышание воскликнул:
– Боже Димитриев, помоги мне в борьбе с моим противником!
Затем, вступив в бой с Лием, он одолел царского борца и сбросил его вниз с помоста на острые копья. Гибель Лия сильно опечалила царя; он тотчас же приказал предать смертной казни блаженного Нестора. Но сие не могло утешить Максимиана, весь день и всю ночь жалел он о смерти Лия. Узнав, что Нестор вступил в единоборство с Лием по совету и благословению Димитрия, царь повелел и святого великомученика пронзить копьями.
«Лий, – думал беззаконный мучитель, – был низринут рукою Нестора на острия копий; какую смерть претерпел он, такую же должно претерпеть и святому Димитрию, пусть он погибнет тою же смертию, какой погубил и нашего любимого борца Лия».
Но безумный мучитель прельщался, полагая, что смерть праведника и грешника одинакова; он заблуждался в сем, ибо смерть грешников люта, а кончина святых честна перед очами Господа.
Лишь только забрезжилось утро 26 октября, в темницу к Димитрию вошли воины; они застали святого мужа стоящим на молитве, и тут же устремились на него и пронзили копьями. Так предал сей исповедник Христов в руки Создателя честную и святую свою душу.