19.10.2014
<-назад в раздел
Спасение России пришло от Святой веры
Ссылали, пытали и мучили <...> пастырей-патриотов иноземные вороги, поляки и евреи (вроде Тушинского вора); бранили и свои домашние лихие люди, а [Патриарху] Ермогену и прямо говорили: «Почто вмешиваешься в дела мирские, твое-де дело за Церковью смотрети».
Но архипастыри и пастыри знали хорошо, что скрывается и какой коварный умысел таится под этим фарисейским и мнимо-справедливым рассуждением. Они знали, что оно подобно печалованию Иуды о нищих. Они знали, что с падением Православия порушится Русское Царство, а с порушением Русского Царства порушится и Православная вера в русских людях. Они знали, что обещаемое польско-литовско-еврейское владычество, с приобщением европейским началам жизни, зачатое в измене и предательстве, питавшееся низкою корыстью и презрением к своему родному, русскому <...>, – ничего не принесет России, кроме конечной гибели.
Все это справедливо называл Ермоген «христоборством», непостижимым «бесовским омрачением». «Бывшим православным христианам, а теперь как и называть вас – не ведаю», – вот как обращался Патриарх к тогдашним русским изменникам. Он хорошо понимал, что основной характер жизни есть характер церковности и народности, и что поэтому нужно пробудить религиозное национальное чувство в русском народе, – и он сбросит с себя «бесовское омрачение» и водительство тех, что «промышляли лихими делами», он крепко верил, что Православие – есть опора, основа и жизненная сила русского национального самосознания, нравственный смысл и оправдание русского государства и государствования... И то он знал, что измена верхних слоев народа, отказ их от исторических преданий веры и народности еще не есть смерть народа. <...>
Спасение России пришло от Святой Православной веры и Церкви; вера Святая явилась великою и несокрушимою твердыней, устоявшею среди смуты, нравственным оплотом посреди ужаса и разгрома государственного, опорою и знамением народного и государственного бытия в тяжелую годину крушения и ослабления всех духовных начал, сил и основ нашей русской жизни; вера святая возбудила, осмыслила, освятила русский патриотизм и дала ему огонь воодушевления, силу подвига, готовность мученичества, знамение победы.
Но архипастыри и пастыри знали хорошо, что скрывается и какой коварный умысел таится под этим фарисейским и мнимо-справедливым рассуждением. Они знали, что оно подобно печалованию Иуды о нищих. Они знали, что с падением Православия порушится Русское Царство, а с порушением Русского Царства порушится и Православная вера в русских людях. Они знали, что обещаемое польско-литовско-еврейское владычество, с приобщением европейским началам жизни, зачатое в измене и предательстве, питавшееся низкою корыстью и презрением к своему родному, русскому <...>, – ничего не принесет России, кроме конечной гибели.
Все это справедливо называл Ермоген «христоборством», непостижимым «бесовским омрачением». «Бывшим православным христианам, а теперь как и называть вас – не ведаю», – вот как обращался Патриарх к тогдашним русским изменникам. Он хорошо понимал, что основной характер жизни есть характер церковности и народности, и что поэтому нужно пробудить религиозное национальное чувство в русском народе, – и он сбросит с себя «бесовское омрачение» и водительство тех, что «промышляли лихими делами», он крепко верил, что Православие – есть опора, основа и жизненная сила русского национального самосознания, нравственный смысл и оправдание русского государства и государствования... И то он знал, что измена верхних слоев народа, отказ их от исторических преданий веры и народности еще не есть смерть народа. <...>
Спасение России пришло от Святой Православной веры и Церкви; вера Святая явилась великою и несокрушимою твердыней, устоявшею среди смуты, нравственным оплотом посреди ужаса и разгрома государственного, опорою и знамением народного и государственного бытия в тяжелую годину крушения и ослабления всех духовных начал, сил и основ нашей русской жизни; вера святая возбудила, осмыслила, освятила русский патриотизм и дала ему огонь воодушевления, силу подвига, готовность мученичества, знамение победы.
Священномученик
Иоанн ВОСТОРГОВ
Из речи при открытии
Всероссийского съезда русских людей,
1907 год
Иоанн ВОСТОРГОВ
Из речи при открытии
Всероссийского съезда русских людей,
1907 год