Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
В 1505 году почил Великий Князь Московский и всея Руси Иоанн III Васильевич 06.11.2014

В 1505 году почил Великий Князь Московский и всея Руси Иоанн III Васильевич

Свято соблюдая заветы предков по собиранию Русской Земли и всегда проявляя во всех своих действиях удивительную обдуманность и чувство меры, Иоанн III за 43 года великого княжения сделал ряд огромных земельных приобретений и оставил своему наследнику уже весьма могущественное государство, почти в три раза превосходящее по своим размерам то, которое он получил от своего отца – Василия Темного.
   Только одна победоносная война со своим зятем, королем Польским Александром, предпринятая Иоанном для защиты Православия в литовских областях, позволила вернуть 19 городов, 70 волостей, 22 городища и 13 сел. Да и невозможно было вести борьбу с Московским государством, вся сила которого именно и состояла в глубоком осознании всеми подданными своих обязанностей в отношении Государя и Родины; для них, не задумываясь, жертвовали не только деньгами, но и жизнью. В то время как в Польше и Литве все отношения подданных к Государю основывались на утверждении правах первых.
   Войска и их державный Вождь были всегда воодушевлены возвышенными понятиями о чувстве долга и благородстве: так, московские воины побросали в воду захваченные доспехи новгородцев, не желая пользоваться добром изменников русскому делу и Православию; московские воеводы гнушались общения с немецким изменником Гаммерштетом, несмотря на оказанную им большую услугу в битве с немцами; сам Великий Князь велел заточить князя Холмского, предавшего ему своего господина Князя Тверского, не желая иметь в числе своих слуг предателя; наконец, наши военачальники князья Ухтомский и Ярославский после битвы с татарами в 1469 году, получив от Иоанна III высшие в то время знаки отличия – по золотой деньге для ношения на груди, – отдали их священнику, чтобы он молился о Государе и его воинстве. Мужество, безкорыстие и горячая любовь к Родине были отличительными чертами сподвижников Иоанна III.
   Верным помощником Великого Князя Иоанна во всех его делах был сам русский народ, стремившийся объединиться в крепкое государство вокруг стольного града Москвы.
   Несмотря на многочисленные войны, благодаря счастливому их окончанию и отсутствию внутренних усобиц, время правления Иоанна III было одним из счастливейших и самых спокойных для Московского государства; торговля развилась весьма успешно, что значительно подняло благосостояние жителей. По свидетельству иностранцев, в Москве было такое изобилие в хлебе и мясе, что говядину продавали не на вес, а по глазомеру.
   Право варить мед и пиво и употреблять хмель перешло, с целью предотвращения пьянства, в исключительную собственность казны.
   Даже литовец-католик Михалон в своем сочинении «О нравах татар, литовцев и москвитян» (середина XVI в.) отметил, что «в Москве Великий Князь Иван (третий) обратил свой народ к трезвости, запретив везде кабаки». Далее Михалон пишет, что вследствие распространения роскоши и пьянства в Литве московские Государи завоевывают у нее целые области и города, так как московский народ всегда трезв и всегда при оружии, а в крепостях всегда находятся постоянные войска; другие же по очереди занимаются охраной границ.
   Сравнение Михалоном тогдашних порядков в его Литве и в Москве весьма показательно: «Мы держим в безпрерывном рабстве людей своих, добытых не войной и не куплей, принадлежащих не к чужому, но к нашему племени и вере, сирот, неимущих, попавшихся в сети чрез брак с рабынями; мы злоупотребляем нашей властью над ними, мучая их, уродуя, убивая без суда, по малейшему подозрению. У <...> московитян ни один человек не может убить человека, даже при очевидном преступлении. Это право предоставляется только судьям в главных городах, а у нас по всем селам и деревням делаются приговоры о жизни людей».
   Крестьяне при Иоанне III оставались в прежнем положении, но было точно и окончательно установлено, что переходы от одного владельца к другому могли происходить только один раз в году – за неделю до Юрьева дня («осеннего Георгия») и неделю спустя его. Определение это вошло в «Судебник», или судный Устав, составленный в 1497 году. Наказания, определяемые «Судебником» за различные преступления, стали строже, чем по установлению «Русской Правды» Ярослава Мудрого. В «Судебник» была введена смертная казнь. Важным преимуществом русского законодательства перед западноевропейским было то обстоятельство, что у нас перед уголовным законом были все совершенно равны. Так, в 1491 году, по приговору суда всенародно секли кнутом князя Ухтомского, дворянина Хомутова и бывшего архимандрита Чудова монастыря за составление подложной грамоты, сочиненной ими, чтобы получить в собственность чужую землю.
   Сурово наказывал Иоанн Васильевич и иностранных мастеров, если они того заслуживали. Заботясь о сохранении народного здоровья и нравственности, князь Иоанн строго следил, чтобы к нам не заносились заразные болезни, и все приезжающие из-за границы подвергались тщательному надзору.
   «Иоанн оставил государство удивительное пространством, сильное народами, еще сильнейшее духом правления, то, которое ныне с любовью и гордостью именуем нашим любезным Отечеством. Россия Олегова, Владимирова, Ярославова погибла от нашествия монголов: Россия нынешняя образована Иоанном, – отмечал Н.М. Карамзин. – Но Иоанн, включив Россию в число государств Европы и ревностно заимствуя искусства образованных народов, не мыслил о введении новых обычаев, о перемене нравственного склада подданных».

«Православный
календарь-альманах»


Московский Кремль при Иоанне III
Худ. А.М. ВАСНЕЦОВ





<-назад в раздел

Русский календарь