«Он на все смотрел глазами веры»
В 1995 году, 2-го ноября, на 69-м году жизни отошел ко Господу один из самых почитаемых в народе современных архипастырей Русской Православной Церкви – Высокопреосвященнейший митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев).
Книги, статьи, проповеди и беседы владыки Иоанна и сегодня открывают глаза многим людям на происходящее в России и в мире, приводят к истинной вере, чуждой каких бы то ни было перегибов и отступлений, вводят в ограду Православной Церкви и укрепляют в шествовании по пути спасения, в любви ко Господу и Родине, в надежде на воскресение Святой Руси.
Владыка неоднократно подчеркивал в своих трудах, что у России есть враги, открыто обличал зло, неудивительно поэтому, что практически сразу после его кончины недоброжелатели стали распускать слухи о том, что митрополит был человеком несамостоятельным, находившимся под сильным посторонним влиянием, что те литературные труды, которые принесли ему славу «русского Златоуста», якобы не отражают его настоящих воззрений… Но люди, лично близко знавшие Владыку, не раз опровергали подобные наветы. В частности, их опроверг духовный сын владыки Иоанна, его ближайший сотрудник и единомышленник епископ (ныне – митрополит) Уфимский и Стерлитамакский Никон (Васюков):
«Конечно, ничего подобного быть не могло. Чтобы кто-то мог воздействовать на старца вопреки его собственной воле? Этого просто невозможно представить, и мне очень тяжело узнавать о попытках дискредитировать подвижническую деятельность митрополита Иоанна. Я помню, что уже на прошлом Архиерейском Соборе в феврале 1997 года нашлись желающие порассуждать на тему о „несамостоятельности“ Владыки. Говорили, что, мол, митрополит не мог назвать экуменизм ересью, это без его ведома кто-то в книги вставил, или он там подписал что-то, не глядя...
Я тогда на это сразу возразил. Послушайте, говорю, я знал Владыку много лет – с 1983 года до дня кончины – и готов засвидетельствовать: он был в своих убеждениях всегда тверд и последователен. Разубедить его в том, что он считал правильным, было практически невозможно. Но не потому, что старец был упрям, нет! Дело в том, что он на все смотрел глазами веры, взглядом человека духовного. Даже на дела гражданские, политические. Это главное.
Он никогда не рубил с плеча, не принимал скоропалительных, поспешных решений. Но если уж он принял какое-то решение, если подписал какую-то статью, выступил с чем-то публично, это означало, что в основании таких поступков лежало не только его осознанное, проработанное умозаключение, но и – что гораздо важнее – молитвенное сердечное чувство».
Олег БЕЛОВ, по книге «Митрополит Иоанн. „Смотрите, не ужасайтесь...“». СПб., 2001.