Существует ли реинкарнация?
Нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «Смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас (Еккл. 1, 9–10), – эти слова премудрого Соломона верны и по отношению к человеческим заблуждениям. Они полностью оправдываются и в отношении усердно распространяемого сегодня индуистского учения о реинкарнации. Христиане, практически порвавшие с верой, изменившие Господу, забывшие дух Святого Евангелия, пытаясь объяснить некоторые на первый взгляд неразрешимые загадки человеческой жизни, считают, что находят желанный ответ в баснословном учении о переселении душ в новые и новые тела. Это учение отстаивают сегодня йогисты, оккультисты, теософы и другие лжеучителя.
Внешняя привлекательность данного ошибочного учения кроется в трех его мнимых преимуществах:
1. Оно отрицает вечные муки, потому что Бог якобы не может наказывать так жестоко, будучи Любовью.
2. Оно обещает всем – и наигрешнейшим людям, и наинерадивейшим в духовной жизни – постепенное усовершенствование через ряд последовательных перевоплощений.
3. Оно претендует на то, чтобы удовлетворительно ответить на постоянно задаваемый многими вопрос: почему часто бывает так, что добрые люди страдают в этом мире, а злые – благоденствуют? В учении о перевоплощении это противоречие между нравственностью и участью людей объясняется «кармой», т.е. делами, якобы совершенными в прошлых воплощениях. Что посеет человек, то и пожнет (Гал. 6, 7), – любят говорить теософы, искажая смысл апостольского изречения.
Исходя из предпосылок, что Бог есть Любовь и что не может существовать вечных адских мук, нынешние проповедники идеи о перевоплощении учат, что основным законом духовной жизни является развитие души, для чего одной жизни якобы недостаточно. Согласно этому учению, душа, не сумев в краткий период одного земного существования достигнуть совершенства, после смерти тела вселяется – через более или менее длительное время – в другое, новое тело, чтобы продолжить в нем путь самоусовершенствования. Реинкарнации следуют одна за другой и имеют целью обогатить перевоплощающихся духовным опытом – поднять до «высокого сознания» и «великой мудрости». Карма обуславливает не только перевоплощение, но и его качество: добрые дела ведут к будущим счастливым реинкарнациям, а злые – к злополучию и перевоплощению в униженное состояние, даже в животное (Regamay G. Karma // Lexikon fur Theologie und Kirche. Band V. Фreiburg, 1960. S. 1365).
Смысл человеческой жизни, согласно этому лжеучению, состоит в том, чтобы через множество перевоплощений человек достиг полного самоочищения, высшей разумности и максимального развития всех своих способностей, освободившись от животных инстинктов. Лжеучение о реинкарнации поддерживает тщетную надежду на всеобщее спасение. Хотя это «спасение» в индуистско-теософском аспекте представляет собой не индивидуальное блаженство в потустороннем мире, но вхождение в некую вечную нирвану или даже, как убеждены некоторые, растворение в небытии.
Рассматриваемое лжеучение базируется на следующих основаниях: 1) некоторые люди вспоминали о своих прежних жизнях; 2) многие испытывали при первой встрече с каким-либо человеком или предметом чувство, что они видели его ранее; 3) некоторые дети рождаются с предрасположенностями, талантами и способностями, которые отсутствовали у их родителей и прародителей; 4) идея справедливости предполагает реинкарнацию, так как различие человеческих судеб, заметное уже с рождения, невозможно объяснить ничем, кроме как возмездием за добродетельную или порочную жизнь души в предыдущем воплощении (Brugger W. Shelenwanderung // Lexikon fur Theologie u. Kirche. Band IX. 1964. S. 577).
Учение о реинкарнации подходит для объяснения этих несообразностей и недоумений. Такая «вера» весьма привлекательна и очень правдоподобна, но если человек вникнет в ее суть, то обнаружит хитросплетенные диавольский обман и утонченые измышления безбожия. Ниже мы постараемся это доказать.
Во-первых, для тех христиан, которые допускают совмещение своей веры с учением о реинкарнации, необходимо подчеркнуть, что это лжеучение языческой Индии не имеет ничего общего с христианством. Христос не говорил о перевоплощении душ. Если бы теория реинкарнации отвечала истине, Спаситель бы раскрыл ее нам подробно – так, как раскрыл Свое благотворное учение о покаянии как пути спасения (см.: Мф. 4, 17; Лк. 13, 3–5; 15, 10–24). Согласно Божественному благовестию, после смерти нас ожидает не реинкарнация, а воскресение и суд Божий (см.: Ин. 5, 26–29; Мф. 10, 28 и др.). И святые апостолы не упоминают о переселении душ, но говорят о суде над ними (см.: Евр. 9, 27). В своем слове перед ефесскими пресвитерами святой апостол Павел говорит, что в течение своего трехлетнего пребывания среди них он не упускал возможности возвещать им всю волю Божию (Деян. 20, 27), которую он сам творил везде, где проповедовал. Но он нигде не обмолвился и словом о каком-либо перевоплощении.
Как видим, Божественное Откровение учит нас, что есть только две жизни: первая – временная, а вторая – вечная. Земная жизнь дана нам для того, чтобы в ней подготовиться к вечной. Если мы упустим время здешней единственной жизни, то погибнем навеки. Об этом нас предупреждает слово Божие: Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник – помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив (Ис. 55, 6–7).
Вопреки этим словам Священного Писания лжеучение о реинкарнации лукаво нашептывает: «Не бойтесь! Не спешите каяться! Если вы сейчас грешите, еще не все потеряно. Ведь после смерти вы переселитесь в новое тело, и тогда у вас будет возможность исправиться. А сейчас поживите, как хочется! Перед вами лежит безкрайняя вечность, в течение которой вы можете перевоплощаться безчисленное количество раз. И в конце концов достигнете совершенства!..» Обманутые лукавым христиане поддаются таким сатанинским внушениям, грешат и не каются, и после смерти предстают не перед возможностью нового воплощения, а пред неумолимым судом Божиим.
Святой апостол Павел прямо открыл это, написав под озарением Святаго Духа: Человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр. 9, 27).
Здесь особенно важно слово «однажды». Великий апостол употребил это выражение, чтобы подчеркнуть не только однократность человеческой жизни на земле, но и неповторимость Христовой голгофской Жертвы. Он пишет об Искупителе: Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище <…>, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие, и не для того, чтобы многократно приносить Себя, <…> Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею. И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение (Евр. 9, 24–28).
Вот в какую почетную и возвышенную параллель с единожды принесенной на Голгофе Христовой Жертвой поставлена однократная человеческая жизнь на земле! Как Христос однажды принес Себя в жертву, так и человек однажды умирает, чтобы сразу явиться на Божий суд, т.е. на так называемый частный суд. Если бы можно было говорить о многочисленных Христовых жертвоприношениях, о чем, впрочем, не учат и самые отъявленные еретики, тогда можно было бы говорить и о многих человеческих существованиях на земле. Но поскольку первое немыслимо, то недопустимо и второе.
Теософы и оккультисты хотят сблизить свое лжеучение с Христовым Евангелием, но они не замечают, что их теория о перевоплощении делает безсмысленной голгофскую Жертву Христа. Если человек сам может искупить свои грехи, имея многие жизни, в таком случае ему вовсе не нужен Христос. Отрицание искупления также делает безсмысленным христианство, поскольку искупление составляет его ядро. Таким образом, пытаясь умалить Христа и Его добровольную голгофскую Жертву, теория реинкарнации выдает свою демонически-богоборческую сущность.
Существуют еще следующие различия между учением о реинкарнации и христианством. Лжеучение о перевоплощениях игнорирует Божию милость, при этом, однако, якобы выступая в ее защиту; практически же оно объявляет Божию любовь ненужной, потому что, согласно ему, и без нее, путем перевоплощений, человек может самоусовершенствоваться и спастись.
В слове Божием читаем, что Всевышний хочет, чтобы все люди спаслись (1 Тим. 2, 4), и что Он благодатно помогает им в этом важном деле, особенно через Боговоплощение и Искупление. Благодаря искупительной крестной смерти Господа Иисуса Христа право верующие в Него получают Благодать Святаго Духа, с помощью возрождающей и укрепляющей силы которой они возрастают на пути духовного совершенствования. Думать, что это совершенствование возможно без Божией благодати, только благодаря некой цепи множества перевоплощений, абсурдно. Если ряд перевоплощений мог бы действительно привести к усовершенствованию, то это могло бы быть только усовершенствование во зле. Христос искупил нас и спас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости (Тит. 3, 5). Благодатью вы спасены через веру (Еф. 2, 8), – говорит апостол. Господь Бог благ и милосерд и не отвратит лица от нас, если мы обратимся к Нему (см.: 2 Пар. 30, 9). Он всегда готов нас простить, нам нужно только в глубоком покаянии взыскать Его любовь и принести Ему в жертву наши смиренные и сокрушенные сердца (см: Пс. 50, 19).
В учении о реинкарнации нет и следа всех этих основополагающих истин христианства. Приверженцы этого пагубного лжеучения обещают легкое «спасение», достигаемое якобы путем перевоплощений. Но этот вымышленный способ спасения – механический. Он не может переродить человека, изменить его душу, сделать сокрушенным его сердце, облагородить мысли… Если падший человек не покается и через Таинства Святой Православной Церкви не примет и не возгреет в себе Божественную благодать Святаго Духа, он никогда не сможет из плохого стать хорошим. Если же он покается, то уже не имеет нужды в реинкарнациях, поскольку праведники и покаявшиеся грешники сразу после смерти могут наследовать жизнь вечную у Бога.
Против бездушного, фаталистичного и слепого «закона» о некоей карме слово Божие воздвигает истину о Божией живой милости и ободряет грешника, в покаянии стремящегося ко спасению, открывая перед ним Божию любовь и Божию справедливость.
Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был, – говорит любвеобильный Господь и продолжает, подчеркивая Свою справедливость: праведность праведника не спасет в день преступления его, и беззаконник за беззаконие свое не падет в день обращения от беззакония своего (Иез. 33, 11–12).
Этими словами Бог открыл нам три предмета: 1) Свое любвеобильное попечение о грешном человеке; 2) Свою неподкупную справедливость и 3) свободу человеческого самоопределения. Эти три фактора участвуют в деле спасения. Вседержитель всячески помогает нам в духовном восхождении, подавая Свою благодатную помощь во всех областях жизни. Но и человек должен прилагать усилия, чтобы эту помощь принять. Если он хочет – может спастись, потому что Господь всегда готов явить нам Свою помощь, но, если он не пожелает этого, – никогда не достигнет спасения, сколько бы, если бы это было возможно, не перевоплощался.
С точки зрения свободы человеческой воли очевидна вся несостоятельность лжеучения о реинкарнации. Бог не насилует человека в деле спасения, но хочет, чтобы он сам понуждал себя к добру (см.: Мф. 11, 12). Если бы человек перевоплотился и миллион раз, не желая исправиться, какая слепая карма сможет помочь ему усовершенствоваться? И, наоборот, без всяких перевоплощений, но лишь силой Божией любви и справедливости, обратившись к Богу, беззаконник может спастись и действительно спасается – достаточно от всего сердца, в глубоком покаянии исповедать перед духовником свои грехи и решительно порвать с ними. Силой свободной воли ни грешник не может быть спасен, если не желает, ни праведник не может ожидать спасения, рассчитывая на былую праведность, если он уклонился от нее в беззакония. Это Божии пути – пути любвеобильного попечения и неподкупной правды. А лжеучителя-теософы говорят: «Неправ путь Господа» и позволяют себе изменять его своими баснями о неких перевоплощениях, тогда как их путь неправ (Иез. 33, 17).
Здесь очень уместно задаться вопросом: для чего необходимы многие перевоплощения? Возможны два варианта ответа: или поскольку Бог перестал интересоваться человеком и предоставил его слепому «закону» кармы, чтобы тот постепенно усовершенствовался через постоянные перевоплощения, или же потому, что Бог безсилен очищать грехи, прощать беззакония и спасать. Оба эти ответа кощунственны и совершенно несостоятельны. Бог не перестал интересоваться человеком. Напротив, Он непрестанно печется о нем, промышляет и о временной, и о вечной его жизни и Сам говорит Своим людям: Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя (Ис. 49, 15). Как может перестать интересоваться нами Тот, Кто так возлюбил <…> мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16)?! Не бойся, – говорит Господь, – ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты Мой. Будешь ли переходить через воды, Я с тобою <…>; пойдешь ли через огонь, не обожжешься <…>. Ибо Я Господь, Бог твой (Ис. 43, 1–3).
Также несостоятельно и предположение, что Бог якобы безсилен прощать грехи и потому оставил людей самих спасаться через многократные перевоплощения. Тысячи раз Бог доказывал Свою власть очищать грехи и спасать грешников. Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня (Там же, 11), – говорит Он о Себе Самом. Я Сам изглаживаю преступления твои (Там же, 25; 44, 22). А псалмопевец подтверждает: От Господа спасение (Пс. 3, 9), у Тебя прощение (Там же. 129, 4), спасшего нас <…> по Своему изволению (2 Тим. 1, 9).
Бог прощает в один миг все грехи кающегося человека, но после этого Он часто оставляет людей еще страдать, чтобы предохранить их от новых падений и закалить в добродетели.
О силе Христа спасать величайших грешников за несколько мгновений искреннего их покаяния убедительно говорит случай с благоразумным разбойником. Он был преступником и имел ужасные грехи, приведшие его к смертной казни, как сам признавался, говоря своему собрату, распятому по левую сторону от Иисуса: Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли (Лк. 23, 41). И вот, этот злодей, после того, как покаялся и уверовал во Христа, услышал от Спасителя дивные слова: Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Там же, 43). Что помогло ему войти в Царство спасенных? Разве многочисленные перевоплощения? Нет! Ему помогли: 1) его вера во Христа и глубокое сокрушение, которое охватило его в последние минуты жизни, и 2) Божия непостижимая милость и Божия всеочищающая благодать, которой он приобщился через свое смирение и покаяние.
Есть ли среди христиан кто-то совершеннее святого апостола Павла, еще при жизни удостоенного вознесения до третьего неба (см.: 2 Кор. 12, 2)? С помощью скольких перевоплощений он из грешника стал исключительным праведником? Он не только не перевоплощался, но был решительным противником подобных суеверий. Именно в его писаниях встречается уже приводимая нами мысль, убедительно доказывающая ложность учения о реинкарнациях: Человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр. 9, 27). Павел некогда был гонителем Христа. Он преследовал Его последователей, проявляя жестокость по причине великой неразумной ревности (см.: Рим. 10, 2). Но Бог помог ему и в один миг соделал из лютого гонителя ревностнейшим апостолом веры Христовой. Если бы учение о реинкарнации было истинным, Павлу бы не хватило и тысяч перевоплощений, чтобы очиститься от своего греха против Христа. Но у Бога – а не в перевоплощениях – прощение: У Господа Бога нашего милосердие и прощение (Дан. 9, 9).
Примеры с раскаявшимся разбойником и помилованным Павлом – не единственные, их нельзя считать исключениями. В прошлом, да и сегодня есть множество случаев помилования закоренелых грешников, какими были разбойник Моисей Мурин (память 28 августа по церковному стилю), убийца Варвар (6 мая), блудницы Мария Египетская (1 апреля) и Евдокия (1 марта), колдун Киприан (2 октября) и многие другие. Все они искренне обратились ко Христу и стали святыми, не имея нужды в каких-либо перевоплощениях для искупления своих безчисленных грехов. После того как они нашли путь благодати, для них было достаточно одной краткой человеческой жизни и единой безкрайней Божией милости, чтобы достигнуть в короткое время благословенной цели нашей веры – спасения души (см.: 1 Петр. 1, 9).
Лжеучение о реинкарнации полно противоречий, однако, несмотря на это, оно силится ответить на вопрос, почему добрые люди в этом мире зачастую страдают, а злые – благоденствуют. Причиной сему, согласно проповедуемому лжеучению, является карма – т.е. дела, совершенные в предыдущих существованиях. Но и здесь вместо ясности получается сплошная путаница и вместо разрешения вопроса возникают новые недоумения. Вот два случая типичных противоречий.
1. По мнению приверженцев теории о реинкарнации, добрые люди страдают из-за своих прежних грехов. Но если в прошлом воплощении они были грешниками, то каким образом смогли вдруг родиться праведными?
2. Еще более явно самоизобличается во лжи попытка теософов объяснить земное счастье нечестивцев. Счастье дается, говорят они, за прошлую добрую жизнь. Пусть радуются нечестивцы – это значит, что они заслужили прошлыми своими делами нынешние радости. Однако если в прошлой своей жизни эти люди были добрыми, почему ни с того ни с сего они родились грешными? Если основной закон жизни по теории реинкарнации – развитие и усовершенствование, почему он не сработал в данных случаях?
Защитники лжеучения необоснованно ссылаются на утверждение апостола Павла: Что посеет человек, то и пожнет (Гал. 6, 7). Они приспосабливают эти слова к своей тенденциозной идее о перевоплощениях, абсолютно чуждой великому апостолу. Апостол говорил в своем послании об учении Христа о праведном Божием Суде, на котором каждому воздастся по его делам (см.: Мф. 16, 27). Но этот итог отсутствует в теории о перевоплощениях, не допускающей ни последнего и безапелляционного Божиего Суда, ни окончательного воздаяния.
Что общего в таком случае между христианством и теософией?
Теософы и оккультисты вносят в свое лжеучение приведенное утверждение, которое святой апостол Павел сам изъяснял совершенно иначе, говоря: Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем (Гал. 6, 8–9). Здесь нет и намека о каком-либо перевоплощении. Напротив, великий апостол пишет, что творящие дела плоти и не кающиеся будут вечно наказаны – лишены Царства Небесного (см.: Там же. 5, 19–21). Вечная же блаженная жизнь – это награда для потрудившихся на поле добродетели. «Ты посеял милостыню, – объясняет святитель Иоанн Златоуст, – тебя ожидают небесные сокровища и вечная слава; посеял целомудрие – тебя ожидают честь и награда» (Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на послание к Галатам. Беседа 6 // Творения. Т. Х. Кн. 2. СПб., 1904. С. 811). Когда? – «В свое время», – отвечает святой апостол Павел, указывая таким образом на Второе пришествие Христово и Страшный суд, когда Бог воздаст каждому по делам его (Рим. 2, 6). Этот эсхатологический аспект совершенно чужд оккультистам.
Цель перевоплощений, согласно их учению, – это обогащение человека духовным опытом и восхождение его до наивысшего сознания и мудрости. В таком случае с каждым новым перевоплощением человек должен становиться умнее и совершеннее. Значит, применительно ко всему человечеству, все люди в силу закона эволюции должны становиться лучше, сознательнее, разумнее, мудрее. Но что мы видим? В то время как в технической и научной областях заметен большой прогресс, в моральных устоях наблюдается страшный упадок, предсказанный словом Божиим.
В Своей пророческой речи о конце света Христос сказал, что беззакония умножатся и любовь охладеет (см.: Мф. 24, 12), страсти разбушуются, предательства, даже среди самых близких, станут частым явлением (см.: Там же, 9). Народы будут восставать друг против друга (см.: Лк. 21, 10), лжепророки прельстят многих (см.: Мф. 24, 11). Все это мы видим сегодня.
Вот как подробно описывает святой апостол Павел нравы «усовершенствовавшегося» человечества в последние дни: Люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы (2 Тим. 3, 2–4). Когда же люди дойдут до такого «совершенства» во зле и пороках, наступит конец всему. Потому что Божий промысел не может допустить безконечного умножения кандидатов для ада. О всей этой апокалиптичности наступающих дней теософы и оккультисты не имеют никакого представления.
Невозможность согласовать учение о реинкарнации с Христовым учением о последних судьбах мира очевидна не только на плоскости общечеловеческой истории. И в узких рамках отдельной человеческой жизни проявляется лживость рассматриваемой доктрины. Мудрость приходит с возрастом. Общеизвестно, что молодые совершают много трагических ошибок из-за легкомыслия и незнания, а в старости сожалеют об этом. Если же существуют перевоплощения, они должны были бы воспользоваться мудростью, уже полученной в предыдущих земных существованиях, в которых достигли старости и, следовательно, некой зрелости, и не повторять пагубных промахов. Но что мы видим сегодня? Молодые восстают против пожилых и не хотят воспользоваться даже готовыми мудрыми советами, которые преподносят им старшие. Где же их опыт и мудрость, нажитые в прошлых существованиях?
Против лжеучения о реинкарнации свидетельствует и следующее соображение: всякий здравомыслящий человек сознает себя индивидуумом и связывает свою личность не только со своей душой и ее качествами, но и со своим телом и его особенностями. После смерти тела безсмертная душа продолжает существовать, хотя и вне полного человеческого бытия, ожидая дня всеобщего Воскресения, когда эта полнота восстановится через воссоединение души с ее обновленным телом. Тогда праведная душа окончательно восприимет награду за свои добрые дела, совершенные ею со своим телом, а грешная душа будет наказана вместе с телом, с которым она грешила, ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое (2 Кор. 5, 10). «В теле», а не «в телах»! С каким телом будет наказан или вознагражден человек, если он имел многие тела? И с каким из этих тел воссоединится его душа при Втором пришествии? Что станет с другими телами?.. Нет! Невозможно согласовать оккультизм и христианство! Христово учение утверждает неповторимость личности каждого человека, состоящего из души и тела. Оккультизм же пытается разрушить человеческую личность, отрицая ее психофизическое единство и научая о вливании душ в океан некой нирваны или даже об их растворении в некоем небытии.
Теория о реинкарнации делает безсмысленным не только Христово учение о воскресении тел, но и православное почитание святых мощей. Мы чтим, например, мощи святого Иоанна Рыльского и славословим чудо их тысячелетнего нетления как прообраз будущего воскресения тел. Для нас скиния святой души также свята, потому что святая душа освятила и тело, как и наоборот – оскверненное грехами тело оскверняет и душу. У святых все свято – и дух, и душа, и тело (см.: 1 Сол. 5, 23). Почитая святые мощи преподобного Иоанна Рыльского как храм, в котором пребывала его святая душа, мы чтим одновременно и душу, и тело его, потому что это нетленное тело освящено подвигами его души. Приверженцы реинкарнации не почитают святые мощи, так как смотрят на них как на случайное жилище, в котором временно пребывала душа святого. Согласно их учению, перед вхождением в это тело и после его оставления душа святого перевоплощалась во многие тела и все они имели только переходное значение. Вот как измышленное диаволом учение о реинкарнации восстает против православного учения о почитании святых мощей!
Защищая лжеучение о перевоплощениях, оккультисты в качестве доказательства правоты своей теории приводят следующие факты.
1. Некоторые вспоминают о своих прежних существованиях. Но если учение о перевоплощениях было бы истинным, а цель реинкарнаций – духовное совершенствование, то в таком случае необходимо было бы говорить не о некоторых лишь людях, якобы вспоминающих о своих прежних существованиях, но обо всех. Все должны были бы хорошо помнить хотя бы о последних своих воплощениях, чтобы возыметь пользу от горького опыта прошлого и не повторять старые ошибки в будущем. В противном случае – реинкарнации безсмысленны, так как превращаются в некую безконечно крутящуюся карусель, на каждом обороте воспроизводящую старые промахи.
Здравый человеческий опыт чужд таких «воспоминаний» о прошлых существованиях. Миллионы и миллиарды людей их не имеют. И, если существуют все же люди, утверждающие, что помнят о каких-то своих прежних воплощениях, эти исключения необходимо относить к печальным случаям психического повреждения, при котором бесы могут влиять на сознание человека и представлять ему иллюзорные вещи как факты.
2. Что касается ощущений у некоторых, что они якобы уже видели людей и предметы, с которыми сталкиваются впервые в этой жизни, необходимо сказать, что ученые объясняют это явление ассоциативным процессом, при котором одна деталь, напоминающая о прошлом, способна вызвать в памяти целый комплекс воспоминаний, создающих иллюзию, что мы уже были однажды в такой обстановке.
Для знакомых с действиями лукавого (см.: Мф. 6, 13), способного вселяться в человеческие тела, не удивительно, что он может раздваивать сознание своих жертв, нашептывать им различные странные идеи и внушать необычные чувства. Он может представить им образы некоторых лиц и предметов, которые, как он знает, через некоторое время они встретят, чтобы уверить этих людей, что они не в первый раз видят эти вещи, но уже знакомы с ними по «прошлой жизни». Таким образом диавол старается утвердить свою лживую доктрину о перевоплощении душ.
3. Тот факт, что некоторые дети рождаются с предрасположенностями, талантами и способностями, отсутствовавшими у их родителей и прародителей, не говорит в пользу фантастического учения о реинкарнациях. Подобные явления можно объяснить законом наследственности. Известно, что зачастую таланты, дремлющие у родителей или прародителей, неожиданно проявляются у детей. У родителей они не проявились из-за отсутствия благоприятных условий, поэтому те даже не подозревали, что у них есть такие способности. Но вот у детей условия изменились, и наследственные дарования неожиданно проявляются.
4. Разная карма обуславливает – как говорят – различные человеческие судьбы. От добродетельного или порочного поведения в прошлой жизни зависит и новое воплощение, и его качество. Справедливость присуждает злым людям несчастное воплощение, связанное со страданиями и бедами, а добрым – счастливое, исполненное земных удовольствий и радостей. Здесь снова мы сталкиваемся с несообразностью учения о карме с тем, что написано в Библии, где мы читаем совершенно противоположное: Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Евр. 12, 6). Если Бог наказывает по любви, ясно, что это наказание – благо для человека, потому что ведет его к смирению, вразумлению и спасению. Кармисты же считают страдания, эти спасительные средства Божия Промысла, злом. Для них добро – это только благоденствие, житейские радости, удовольствия и т.п. Что же получается? Названное в Священном Писании добром они почитают злом, и наоборот.
Чтобы совратить христиан в свою теософскую веру, приверженцы учения о перевоплощениях стараются найти подтверждения для нее в Священном Писании. Однако в Библии слово «перевоплощение» или «перерождение» в оккультном смысле не употребляется ни разу! Там говорится о «возрождении» (см.: Тит. 3, 5; 1 Петр. 1, 23), но не о перерождении в смысле перевоплощения. Несмотря на это, теософы ищут и «находят» «основания» для утверждения, что апостолы, составители новозаветных Священных книг, верили в перевоплощения. Излюбленные ими эпизоды – это случаи со слепорожденным (см.: Ин. 9, 2) и со св. Иоанном Крестителем, которого теософы считают перевоплотившимся пророком Илией (см.: Мф. 17, 10–13). Рассмотрим эти евангельские сюжеты.
1. На пути Христа встал слепой от рождения человек. Ученики спросили Спасителя: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? (Ин. 9, 2). «Вопрос сей кажется странным, – пишет в толковании на это место блж. Феофилакт Болгарский. – Ибо как он мог согрешить прежде рождения своего? Апостолы <…> не разделяли языческого суеверия о том, будто душа прежде соединения с телом живет в ином мире и за грех, как бы в наказание, нисходит в тело. Будучи рыболовами, они ничего такого не могли слышать, ибо подобные мысли принадлежали мудрецам. Итак, вопрос кажется неразумным, но не для внимательного. Ибо знай, апостолы слышали, как Христос сказал расслабленному: вот, ты выздоровел, не греши же, чтобы не случилось с тобою чего хуже (см.: Там же. 5, 14). Теперь видят слепого и недоумевают, и как бы так говорят: положим, что тот расслаблен был за грехи, но что Ты скажешь об этом? Он ли согрешил? Но этого нельзя сказать, потому что он слеп от рождения. Или родители его? Нельзя и этого сказать, потому что сына за отца не наказывают. Итак, апостолы в настоящем случае не столько спрашивают, сколько недоумевают» (Блж. Феофилакт. Толкование на Евангелие от Иоанна. Гл. 9. Ср.: Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие св. апостола Иоанна Богослова. Беседа 56). Здесь, следовательно, не говорится об учении о реинкарнации. Такой смысл данному евангельскому сюжету придают приверженцы этого лжеучения.
2. Что касается вопроса, является ли св. Иоанн Креститель перевоплотившимся пророком Илией, необходимо ответить решительное «Нет!» Вот наши основания для такого ответа: а) В Евангелии есть прямое свидетельство св. Иоанна Крестителя, который, будучи спрошен «Илия ли ты?», ответил: «Нет» (см.: Ин. 1, 21). Кто может лучше него самого сказать, кто он?
б) На Фаворе при Христовом преображении вместе с пророком Моисеем явился известный всем верующим в то время израильтянам св. пророк Илия, а не некое его перевоплощение в лице св. Иоанна Крестителя. Апостолы, особенно св. Иоанн Богослов, который был учеником Иоанна Предтечи, знали Крестителя Господня в лицо. Но на Фаворе видели не его, а св. пророка Илию, как его и назвал св. апостол Петр (см.: Мф. 17, 4). Если бы учение о реинкарнации было истинным и св. пророк Илия действительно перевоплотился бы в св. Иоанна Крестителя, он никоим образом не мог бы явиться на Фаворе в старом образе, уже давно исчезнувшем после множества перевоплощений, но должен бы был явиться в своем последнем воплощении – в образе св. Иоанна Крестителя. А кроме того, для Христова Предтечи уже не существовало никаких препятствий, чтобы явиться в качестве духа из потустороннего мира, так как к тому времени он уже был обезглавлен Иродом (см.: Там же. 14, 10).
в) Вот еще важнейшее основание: перевоплощаются, по учению оккультистов, умершие люди. А св. пророк Илия не умирал и, следовательно, приписанное ему перевоплощение – злостная мистификация. Он был живым вместе с телом взят на небо (см.: 4 Цар. 2, 11).
Нам могут возразить: а почему тогда Иисус Христос сказал об Иоанне: он есть Илия, которому должно придти (Мф. 11, 14)? Однако Спаситель говорит здесь, как и во многих других местах, не буквально, а иносказательно, аллегорично (ср.: Мк. 8, 15; Лк. 22, 36). Св. Иоанн Предтеча явился не как переродившийся Илия, но, как подчеркнуто в Евангелии, в духе и силе Илии (Там же. 1, 17), т.е. подобным по ревности св. пророку Илие.
Итак, Библия исключает всякую мысль о карме, и это лжеучение остается непримиримым антагонизмом христианству. Все это необходимо хорошо запомнить тем христианам, которые увлекаются современными оккультными учениями и думают, что могут совместить их с верой во Христа. Однако это невозможно: или человек, будучи христианином, верует в Богочеловека Христа как своего Искупителя и Спасителя, или, если он надеется самостоятельно усовершенствоваться через множество перевоплощений, то он – не христианин.
Истина и ложь несоединимы; соглашаясь с заблуждением, человек оставляет путь истины. Принимая лжеучение о реинкарнации, он отвергает богооткровенное Божие слово об Искупителе и отказывается от Христа, пролившего за нас Свою Кровь! Будем держаться исповедания упования неуклонно <…>. Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? (Евр. 10, 23–29).
От такой участи упаси нас Бог!
Архимандрит
Серафим (АЛЕКСИЕВ)
Источник: Беседы о жизни после жизни.
Т. I. Ч. 2. София, 1994.
Перевод с болгарского
Анны САМСОНОВОЙ