18.07.2014
Часто слышим здесь песнопение, в котором Церковь, восхваляя преподобного Сергия как подвижника добродетелей, с сим вместе именует его истинным воином Христа Бога, и в изъяснение сего присовокупляет, что он на страсти подвизался, – страстям и вожделениям противоборствовал, и побеждал их силою ума, помощию Божиею, оружиями, духовной брани свойственными.
С каким расположением должны мы слушать похвалу истинному воину Христа Бога? Так ли, как не редко похвалы воинам и победителям слушают люди, не бывшие и не думающие быть ни победителями, ни воинами? Или как нововступившие и вступающие в воинство внимают славе много подвизавшихся воинов и победителей, чтобы перенимать их искусство, чтобы возбуждать свою ревность к бранным подвигам?
Святая Церковь, провозглашая подвиги и добродетели Святых, обыкновенно не о том заботится, чтобы к их небесной славе присовокупить не нужную для них, ничтожную земную славу, а о том, чтоб нас обучать подвигам и поощрять к добродетелям. Чему же научает нас и чего требует от нас показуемый образ истинного воина Христова?
Хвалебное представление Святого мужа в образе воина Христова заимствовано, без сомнения, от святого Апостола Павла, который в Послании к Тимофею пишет: ты убо злопостражди, яко добр воин Ииcyc Христов.
Тимофей, которому дано сие наставление, или заповедь, чтобы злопострадать, как надлежит доброму воину Иисус Христову, был один из учеников святого Павла, заслуживший особенное у него доверие и получивший от него в управление Церковь Ефесскую. Из сего можем заключить, что наставление сие достойно приятия и для людей преимущественного достоинства. Но не должно думать, что сие относилось исключительно к одному лицу, к которому писано, или только к званию, в котором сие лицо находилось. Нет, сие более или менее относится и к каждому Христианину. В сем удостовериться можно другим изречением того же Апостола к тому же Тимофею, в другом послании. Да воинствуеши, – пишет он, – доброе воинство, имея веру и благую совесть (1 Тим. 1, 18–19). Не каждый ли Христианин должен иметь веру и благую совесть? Но как сие относит Апостол к доброму воинствованию: то ясно, что и к доброму воинствованию обязывается каждый Христианин, а следственно и к злостраданию, какого требует святой Павел от доброго воина Иисус Христова.
Для большого в сем удостоверения приведем еще учение того же Апостола, которого он уже не чрез пример одного лица, нo прямо ко всем Христианам простирает. Приимите, – говорит, – вся оружия Божия, да возможете противитися в день лют, и вся содеявше стати. Станите убо препоясани чресла ваша истиною, и оболкшеся в броня правды, и обувше нозе во уготование благовествования мира: над всеми же восприимше щит веры, в немже возможете вся стрелы лукавого разжженныя угасити: и шлем спасения восприимите, и меч духовный, иже есть глагол Божий (Еф. 4, 13–17). Видите, что всех нас записал Апостол в воинскую службу Христову, и всем раздает оружие по роду сей службы.
Посмотрим несколько ближе на сии оружия, которые Апостол называет Божиими, потому что не человеческим искусством и силою они устрояются, но благодатию Божиею нам даруются.
Воин препоясуется, чтобы связать одежду, скрепить тело, и тем крепче и свободнее действовать. Вашим препоясанием должна быть истина. Познавайте истину, держитесь истины, связуйте истиною ваши мысли, склонности, желания. В сем препоясании вы можете духовно действовать крепко и свободно, не разслабевая – леностию, не претыкаясь – соблазном, не колеблясь – лжеучениями, и не падая – в грех и в порок.
Воин облекается в броню, чтобы оружие врага не могло ранить его, хотя бы и приразилось к нему. Вашею бронею да будет правда, честность, добродетель. Правая совесть сохранит вас внутренно невредимыми, хотя бы внешне и приразилась к вам клевета или несправедливость.
Воин, обуваясь, становится готовым невредимою ногою идти против врага. Вам, вместо обувения, да будет готовность идти не для того, чтобы нападать и поражать, ибо не в сем состоит ваше воинствование, но чтобы благовествовать мир – мир Христов, побеждающий всякую вражду и брань.
Воин берет щит, чтобы не допускать до своего тела стрел врага. И в вас невидимый враг направляет стрелы, острые и уязвляющие, разжженные и палящие, – то более невидимые стрелы богоборных мудрований и сомнений, воспламеняющихся страстей и вожделений, то более видимые стрелы наветов, поношений и самых гонений от врагов истины и добродетели, но если сердце ваше покрыто щитом веры: то и острые стрелы не пронзят его, и палящие, не повредив, угаснут.
Воин шлемом охраняет голову от ран, особенно в сей части тела опасных. Охраняйте и вы ваш ум шлемом спасения, или, как полнее изъяснился Апостол в другом послании, шлемом упования спасения (см.: 1 Сол. 5, 8). Какие бы ни встретились с вами трудности или опасности: упование на Бога не должно допустить до души вашей духа уныния, за которым могло бы последовать и смертоносное отчаяние.
Воин, поражая врага мечом, приводит в бездействие и его силу, и силу оружия его. Так, и еще более победоносно действует меч духовный, который есть слово Божие. Сим оружием сам Началовождь наш Господь Иисус выдержал образцовое для нас сражение и одержал благотворную для нас победу над начальником зла. Писано есть, – говорил Он, – не о хлебе едином жив будет человек. – Писано есть: не искусиши Господа Бога твоего. – Пиcaнo есть: Господу Богу твоему поклонишися, и Тому единому послужиши (Мф. 4, 4, 7, 10). И троекратно мечом духовным пронзенный враг в изнеможении оставил место сражения. Вооружайся и ты, христианин, мечом духовным, глаголом Божиим; держи его в твоей памяти и в твоем сердце; обучи себя обращать его острие против всякого глагола беззакония: и никакое зло не будет для тебя непобедимо, никакая сила врага страшна, никакая хитрость его не проницаема, и все оружия его сокрушатся и упразднятся.
<-назад в раздел
Образ воина Христова. Слово свт. Филарета Московского в день памяти преп. Сергия Радонежского
Ты убо злопостражди,
яко добр воин Иисус Христов.
(2 Тим. 2, 3)
яко добр воин Иисус Христов.
(2 Тим. 2, 3)
Часто слышим здесь песнопение, в котором Церковь, восхваляя преподобного Сергия как подвижника добродетелей, с сим вместе именует его истинным воином Христа Бога, и в изъяснение сего присовокупляет, что он на страсти подвизался, – страстям и вожделениям противоборствовал, и побеждал их силою ума, помощию Божиею, оружиями, духовной брани свойственными.
С каким расположением должны мы слушать похвалу истинному воину Христа Бога? Так ли, как не редко похвалы воинам и победителям слушают люди, не бывшие и не думающие быть ни победителями, ни воинами? Или как нововступившие и вступающие в воинство внимают славе много подвизавшихся воинов и победителей, чтобы перенимать их искусство, чтобы возбуждать свою ревность к бранным подвигам?
Святая Церковь, провозглашая подвиги и добродетели Святых, обыкновенно не о том заботится, чтобы к их небесной славе присовокупить не нужную для них, ничтожную земную славу, а о том, чтоб нас обучать подвигам и поощрять к добродетелям. Чему же научает нас и чего требует от нас показуемый образ истинного воина Христова?
Хвалебное представление Святого мужа в образе воина Христова заимствовано, без сомнения, от святого Апостола Павла, который в Послании к Тимофею пишет: ты убо злопостражди, яко добр воин Ииcyc Христов.
Тимофей, которому дано сие наставление, или заповедь, чтобы злопострадать, как надлежит доброму воину Иисус Христову, был один из учеников святого Павла, заслуживший особенное у него доверие и получивший от него в управление Церковь Ефесскую. Из сего можем заключить, что наставление сие достойно приятия и для людей преимущественного достоинства. Но не должно думать, что сие относилось исключительно к одному лицу, к которому писано, или только к званию, в котором сие лицо находилось. Нет, сие более или менее относится и к каждому Христианину. В сем удостовериться можно другим изречением того же Апостола к тому же Тимофею, в другом послании. Да воинствуеши, – пишет он, – доброе воинство, имея веру и благую совесть (1 Тим. 1, 18–19). Не каждый ли Христианин должен иметь веру и благую совесть? Но как сие относит Апостол к доброму воинствованию: то ясно, что и к доброму воинствованию обязывается каждый Христианин, а следственно и к злостраданию, какого требует святой Павел от доброго воина Иисус Христова.
Для большого в сем удостоверения приведем еще учение того же Апостола, которого он уже не чрез пример одного лица, нo прямо ко всем Христианам простирает. Приимите, – говорит, – вся оружия Божия, да возможете противитися в день лют, и вся содеявше стати. Станите убо препоясани чресла ваша истиною, и оболкшеся в броня правды, и обувше нозе во уготование благовествования мира: над всеми же восприимше щит веры, в немже возможете вся стрелы лукавого разжженныя угасити: и шлем спасения восприимите, и меч духовный, иже есть глагол Божий (Еф. 4, 13–17). Видите, что всех нас записал Апостол в воинскую службу Христову, и всем раздает оружие по роду сей службы.
Посмотрим несколько ближе на сии оружия, которые Апостол называет Божиими, потому что не человеческим искусством и силою они устрояются, но благодатию Божиею нам даруются.
Воин препоясуется, чтобы связать одежду, скрепить тело, и тем крепче и свободнее действовать. Вашим препоясанием должна быть истина. Познавайте истину, держитесь истины, связуйте истиною ваши мысли, склонности, желания. В сем препоясании вы можете духовно действовать крепко и свободно, не разслабевая – леностию, не претыкаясь – соблазном, не колеблясь – лжеучениями, и не падая – в грех и в порок.
Воин облекается в броню, чтобы оружие врага не могло ранить его, хотя бы и приразилось к нему. Вашею бронею да будет правда, честность, добродетель. Правая совесть сохранит вас внутренно невредимыми, хотя бы внешне и приразилась к вам клевета или несправедливость.
Воин, обуваясь, становится готовым невредимою ногою идти против врага. Вам, вместо обувения, да будет готовность идти не для того, чтобы нападать и поражать, ибо не в сем состоит ваше воинствование, но чтобы благовествовать мир – мир Христов, побеждающий всякую вражду и брань.
Воин берет щит, чтобы не допускать до своего тела стрел врага. И в вас невидимый враг направляет стрелы, острые и уязвляющие, разжженные и палящие, – то более невидимые стрелы богоборных мудрований и сомнений, воспламеняющихся страстей и вожделений, то более видимые стрелы наветов, поношений и самых гонений от врагов истины и добродетели, но если сердце ваше покрыто щитом веры: то и острые стрелы не пронзят его, и палящие, не повредив, угаснут.
Воин шлемом охраняет голову от ран, особенно в сей части тела опасных. Охраняйте и вы ваш ум шлемом спасения, или, как полнее изъяснился Апостол в другом послании, шлемом упования спасения (см.: 1 Сол. 5, 8). Какие бы ни встретились с вами трудности или опасности: упование на Бога не должно допустить до души вашей духа уныния, за которым могло бы последовать и смертоносное отчаяние.
Воин, поражая врага мечом, приводит в бездействие и его силу, и силу оружия его. Так, и еще более победоносно действует меч духовный, который есть слово Божие. Сим оружием сам Началовождь наш Господь Иисус выдержал образцовое для нас сражение и одержал благотворную для нас победу над начальником зла. Писано есть, – говорил Он, – не о хлебе едином жив будет человек. – Писано есть: не искусиши Господа Бога твоего. – Пиcaнo есть: Господу Богу твоему поклонишися, и Тому единому послужиши (Мф. 4, 4, 7, 10). И троекратно мечом духовным пронзенный враг в изнеможении оставил место сражения. Вооружайся и ты, христианин, мечом духовным, глаголом Божиим; держи его в твоей памяти и в твоем сердце; обучи себя обращать его острие против всякого глагола беззакония: и никакое зло не будет для тебя непобедимо, никакая сила врага страшна, никакая хитрость его не проницаема, и все оружия его сокрушатся и упразднятся.
Произнесено в 1844 году
в Троице-Сергиевой лавре
в Троице-Сергиевой лавре