Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
Память св. великомученика Прокопия. Как православный воин должен вступать в битву 22.07.2014

Память св. великомученика Прокопия. Как православный воин должен вступать в битву

Однажды святому великомученику Прокопию, в то время еще не совсем утвержденному в вере Христовой и шедшему на брань против сарацин, явился кристалловидный Крест, и от него Прокопий услышал глас: «Аз есмь распятый Иисус, Сын Божий». Этим видением Прокопий совершенно утвердился в христианской вере и, вошедши в один из городов (Скифополь), повелел устроить себе из золота и серебра Крест и на нем написать на еврейском языке три имени: вверху «Эммануил», а по сторонам «Михаил» и «Гавриил». Когда крест был сделан и принесен, Прокопий с благоговением облобызал его и затем смело пошел на врагов. Он пришел к Иерусалиму и напал на сарацин, одержал над ними немало побед и пленил многих. Так, живая вера и живое упование на Бога, пред выступлением на брань, принесли и плод не мертвый.

Но это пример не единственный, подобный же находим и в истории нашего Отечества. Раз российскому князю Андрею Боголюбскому надлежало идти на войну против болгар. Как князь, не именем только, но и делом благоверный, он всегда соблюдал правило, чтобы перед воинством его носимы были икона Спасителя и честной Крест и чтобы войско не прежде устремлялось на врага, как изливши теплые молитвы перед сею иконою и облобызав сей Крест. Такая вера князя не тщетна была. Враги Отечества сколько ни усиливались, не могли устоять перед лицом воинства православного; гордость и сила их были сокрушены до того, что едва не все грады их достались победителю. Что знаменитая победа сия была плодом не одного мужества сражавшихся, а паче действием помощи свыше, непреложным для всех доказательством того послужил необыкновенный свет небесный, который во время самой упорной сечи исходил от иконы Спасителя и честного Креста и видим был всеми.

Из всего этого ясно видно, что, выходя на брань, мало надеяться на свою храбрость и силу, а равно недостаточно и того, чтобы воодушевить себя любовью к Царю и Отечеству. Правда, и это все нужно; но главное – необходимо призвать Бога на помощь и на Него Единого возложить всю надежду и упование. Недаром и пословица гласит: «Идешь в битву, молись усердно». Да, сила и храбрость не помогут там, где перестанет помогать Бог. Голиаф и силен, и храбр был, а Давид неопытен и юн; но поелику первый надеялся лишь на свою силу, а второй на помощь Божию, то сей и победил первого, и его же мечом ему голову отсек.

Вот и еще пример победоносной силы веры и молитвы. Раз на иудеев напал Сеннахирим, царь Ассирийский, с огромным войском. Царь Езекия и воины вместе с пророком Исаиею стали молиться. И возопиша, – сказано, – на небо. Что же вышло? И посла Господь ангела, и порази всех мужей храбрых и бранников, и начальников и воевод в полцех царя Ассирийска: и возврати лице его со стыдом на землю его (2 Парал. 32, 20–21). К этому прибавлять нечего. Сами теперь видите, что значат на брани вера и молитва, а потому, выходя на врага, прежде всего старайтесь укрепить в себе веру и усердие к молитве, молитесь день и ночь, и Господь сил покорит врагов под ноги ваши, как бы ни были они сильны и многочисленны. Это дело уже испытанное. Аминь.

  Протоиерей Виктор ГУРЬЕВ
Пролог в поучениях. М., 1912.

<-назад в раздел

Русский календарь