День прославления Валаамской иконы Божией Матери
Явление Валаамского образа чрезвычайно глубоко по своему духовному смыслу. Им Божия Матерь Сама засвидетельствовала Свой особый Покров и Свое особое присутствие, сказав одной рабе Божией в видении: «ТАМ ЖИВУ, МЕНЯ УВИДИШЬ НА ВАЛААМЕ». Эти слова – откровение Божией Матери о Валааме.
Валаамский образ стал зримым знамением избрания Валаама Божией Матерью, его духовного достоинства как Северного Афона. Северный Афон – не сравнение, но второе духовное имя Валаама.
Икона изображает молитвенное созерцание Божией Матери воплотившегося через Нее Бога-Слова. Богоматерь смотрит, чуть опустив очи, погрузив умственный взор Свой в сердце, таинственно созерцая славу восседающего у Нее на руках Сына Божия. Икона являет образ исихастской молитвы, монашеского умного делания. Богородица предстает на иконе как Великая Мать Игумения всех монашествующих, Настоятельница Валаамская.
С другой стороны, Богородица в красном царственном, будто порфира, мафории на иконе как Небесная Владычица. В этом образе выражена полнота достоинства Божией Матери как Царицы Неба и земли. По явлению небесной славы Божией Матери эту икону можно было бы назвать «Преображенскою». Богородица зрится тут будто огненный столп, в середине которого, как на Престоле, восседает Предвечный Младенец-Вседержитель. Образ поражает сочетанием царственного величия и кроткого безмолвия...
Валаамская Победная Богоматерь открывается как особая Молитвенница и Заступница Российских Государей Императоров. Это напоминает о том, что образ Божией Матери «Николея» был в Византии палладиумом Императорского Дома, и побуждает вспомнить другую великую икону Божией Матери – Державную... Валаамский образ был явлен вскоре после венчания на Царство Царя-Мученика, а в последний день его царствования, 2 / 15 марта 1917 года, в селе Коломенском под Москвой была явлена Державная икона Богоматери. Эти иконы должны быть поставлены в один ряд, и тогда приоткроется их таинственная связь.
На обеих иконах Божия Матерь изображена в красных мафориях наподобие багряных Царских порфир. Обращает на себя внимание и то, что на этих двух иконах изображен мистический символ Царской власти – Держава: на Валаамской иконе ее еще держит в руках Богомладенец-Христос, на Державной она уже передана Божией Матери; на Валаамской иконе Богоматерь предстоит Царю Царствующих, на Державной Божия Матерь уже восседает как Царица Земли Русской.
Поразительно схожи обстоятельства обретения этих чудотворных икон: перед прославлением они пребывали в забвении и уничижении. Никто не помнит об их прежнем местонахождении, они приходят как незаслуженный дар Божий Своим людям. Обретение совершается через откровение простым русским женщинам, крестьянкам, хранительницам Православной веры: Валаамская – через Наталью Андрееву, Державная – через Евдокию Андрианову.
Валаамская Победная и Коломенская Державная иконы представляют собой некое единство, помогают понять значение явления той и другой. Они образуют особый «победно-державный» Покров, под которым прошло Царствование Императора-Мученика Николая Александровича. Промыслом Божиим крестное несение Российской Державы Царем Николаем II совершилось в период между явлениями этих икон. Можно сказать, что Царь пронес Державу Святой Руси, Дома Пресвятой Богородицы, от Валаамской Богоматери к Державной. Определение иконографии Валаамской Богоматери как «Победная» помогает за внешним, земным поражением Царствования Николая Александровича увидеть духовную Небесную победу.
День 30 июня / 13 июля 1997 года определен датой прославления и первого празднования иконы Валаамской Божией Матери в Валаамском монастыре. Этот образ стал и первой «канонизированной» иконой Божией Матери после 1917 года. Предшествовала ей Державная икона Богоматери, прославленная св. Патриархом-исповедником Тихоном. Это еще раз мистически соединяет Державную и Валаамскую иконы, делает само прославление последней еще более духовно значимым – прославление ровно через 80 лет после Державной Валаамской Победной иконы Богоматери может означать завершение некоего 80-летнего духовного периода истории Святой Руси и начало нового, «победного», знамением которого должна стать Валаамская Победотворная Богоматерь.
Не случайно, видимо, именно в Валаамской обители собор старшей братии, помолившись, решил: от глубокой сердечной любви к Царственным Мученикам прославить их светлую память и молиться им как местночтимым святым.
Через некоторое время в Петербурге на Валаамском подворье произошло важное событие. При храме монастыря, рядом с колокольней, находилась неизвестная заброшенная часовня. Господу было угодно оставить в тайне, в честь кого она была устроена и какому святому Угоднику молились в ней люди. Силами братии и трудников подворья часовню восстановили. А летом 1995 года 4 / 17 июля, в день мученической кончины Царской Семьи, после Божественной литургии под радостный колокольный перезвон состоялся торжественный Крестный ход во главе с наместником Валаамского монастыря архимандритом Панкратием и освящение часовни в честь Святых Царственных Мучеников и всех новомучеников и исповедников Российских.
Источник:
http://www.nashaepoha.ru