Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
Страдание святого великомученика Иоанна Нового.  ПРЕТЕРПЕВШИЙ ЖЕ ДО КОНЦА СПАСЕТСЯ 15.06.2014

Страдание святого великомученика Иоанна Нового. ПРЕТЕРПЕВШИЙ ЖЕ ДО КОНЦА СПАСЕТСЯ

Святой Иоанн вел непорочный и добродетельный образ жизни, и враг-диавол, видя это, завидовал и пытался препятствовать святому на пути к спасению. Он решил отторгнуть его от благочестивой веры и однажды, когда святой плыл на корабле, вооружил на него начальника того корабля, державшегося другого исповедания веры; последний начал досаждать Иоанну спорами о православном благочестии. Св. Иоанн всегда одолевал фряга и обличал его заблуждение; а тот гневался на него и из чувства вражды замыслил на Иоанна зло.

Когда корабль пристал к берегу у Белграда, близ Босфора. Там злой фряг пошел к местному градоначальнику, родом и верою персу, и наклеветал на Иоанна, что тот желает оставить веру Христианскую и принять их учение.  Услышав это, нечестивый начальник обрадовался: он повелел с почетом привести к себе св. Иоанна и сказал ему:

– Я много слышал о тебе, – слышал, что ты возлюбил нашу веру и хочешь приступить к ней. Иди же Иоанн, стань вместе с нами, прославь солнце, воздай честь звезде, и принеси жертвы небесным светилам; тогда ты удостоишься многих почестей и великого сана от царя нашего, нам же будешь искренним братом.

На это Иоанн отвечал персу:

– Мне думается, что ты явно лжешь! Не говорил я, что хочу отречься от Христа моего; да не будет со мною сего, да не попустит Господь мой Иисус Христос, когда-либо даже мысли о семь; это умышление врага, твоего отца, сатаны. Войдя в тебя, как в свой истинный сосуд, он чрез тебя беседует со мною, надеясь привлечь меня к погибели и отступить от истинного Бога, Создателя самого этого солнца, которое ты чтишь как бога. Не прельщай же меня склониться ко лжи, а, напротив, узнав сам от меня таинство истины, отложи, прошу тебя, лежащую на душе твоей мглу нечестия и приими святое Крещение. И не считай Богом солнце, но знай, что оно поставлено Создателем для служения людям. А создание разве может быть Богом?

Распаляемый гневом перс часто менялся в лице и не мог долго терпеть слов мужа, говорящего противное ему, ибо Иоанн среди многочисленного народа прославлял Того, Кого начальник хулил, и до конца низлагал нечестивую веру. Такие речи воспламенили гневом мучителя; он повелел растянуть Иоанна на земле и бить суковатыми палками. Слуги били святого столь жестоко, что многие части плоти его вместе с палками поднимались в воздух, и все место мучений обагрилось кровью. Доблестный же страдалец мужественно переносил это мучение и, возводя очи свои на небо, говорил:

– Благодарю Тебя, Владыко, что сподобил меня кровью моею очиститься от грехов, в которые, по немощи человеческой, впал я после святого Крещения. Мучители, слыша молитву святого, исполнились еще большей ярости и били его до тех пор, пока не умолк его голос. При наступлении вечера правитель повелел связать Иоанна цепями, бросить в темницу и стеречь до утра. На утро мучитель, повелел привести Иоанна. Взглянув на мученика и увидев светлое и обрадованное лицо его, нечестивый судья весьма удивился, как после столь лютого мучения обретается в нем душа, и он веселится, – точно не потерпел никаких страданий. Тогда злобный перс опять пытался отвратить Иоанна от правой веры Христианской. Но быв опять посрамлен мудрыми словами святого, безумец затрясся от гнева и, испустив рыкание, повелел снова простереть мученика на земле и бить еще более жестоко, и долго били Иоанна, так что и внутренности его были изранены; он же, шепча устами, творил молитву.

А потом  мучитель привязать мученика к коню и влачить по городу. Когда же всадник, влачивший святого, достиг улиц иудейских, то толпы иудеев ругались над мучеником; с криками бросали в него, кто что имел в руках, творя безчинный смех. Наконец один из иудеев, схватил меч, настиг влачимого святого и отсек ему честную главу.

Когда настала ночь, над телом мученика ярко горело множество лампад, и три светоносных мужа воспевали священные неизреченные песнопения и творили каждения, и столп огненный утверждался над честными мощами. Один иудей думал, что это священники христианские пришли поднять его и предать погребению; он взял лук и стрелу, приблизился туда и, желая застрелить одного из видимых тех священников. Когда же он хотел пустить стрелу, то стрела с тетивою прильнула к пальцам его рук, и он не мог ни пустить стрелы, ни освободить рук от лука и стрелы; и так страдал этот еврей, змеиное исчадие, всю ночь. Против воли вынужден был этот еврей поведать, о всем виденном им над телом мученика, так и о возмездии, полученном им от Бога. После оглашения этого чуда руки его разогнулись, и он освободился от наказания. Правитель, узнав об этом, весьма устрашился и повелел христианам предать погребению тело святого.

«Жития святых» Димитрия Ростовского


<-назад в раздел

Русский календарь