Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
Разговор святого Иустина с Трифоном иудеем. «КОРОТКОЕ ВРЕМЯ ОСТАЛОСЬ ВАМ ДЛЯ ВАШЕГО ОБРАЩЕНИЯ»  14.06.2014

Разговор святого Иустина с Трифоном иудеем. «КОРОТКОЕ ВРЕМЯ ОСТАЛОСЬ ВАМ ДЛЯ ВАШЕГО ОБРАЩЕНИЯ»

Не будет никогда и от века не было другого Бога, Трифон, – так я начал говорить ему, – кроме Того, который сотворил и устроил все нами видимое; и не иного Бога почитаем нашим, а другого вашим, но признаем Одного и Того же, – Бога Авраама, Исаака и Иакова. Наша надежда впрочем не чрез Моисея и не чрез Закон; иначе не было бы различия между вами и нами. Но я читал, Трифон, что должен быть некогда последний Закон и Завет крепчайший всех других, который надлежит соблюдать всем людям, желающим получить наследие Божие…

Закон, данный на Хориве, есть уже ветхий закон и только для вас, иудеев, а тот, о котором я говорю, — для всех людей вообще. Нам дарованы закон вечный и совершенный и завет верный, это — Христос, после которого нет более ни закона, ни постановления или заповеди. Не читал ли того, что говорит Бог чрез пророков: «от Меня выйдет закон и суд Мой во свет народов; приближается скоро правда Моя, и явится спасение Мое…» (Ис. 51, 4-5); «вот придут дни и Я сделаю новый завет с домом Израилевым и с домом Иудиным, — не такой, какой положил Я с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской» (Иер. 21, 31-32); «народы, которые не знают Тебя, призовут Тебя, и люди, неведающие Тебя, прибегнут к Тебе, ради Бога Твоего, Святого Израилева, потому что Он прославил Тебя» (Ис. 55, 3-5)…

И мы видим и уверены, что именем распятого Иисуса Христа люди обратились к Богу от идолослужения и другого беззакония, и до смерти пребывают в своем исповедании и сохраняют благочестие. И все могут понять из самых этих действий и из сопровождающих их чудес, что Он есть Новый Закон... И мы, которые приведены к Богу чрез распятого Христа, мы — истинный духовный Израиль и род Иуды, Иакова, Исаака и Авраама… А вы презрели Его и Новый святой Завет Его отвергли, и даже теперь не принимаете его и не раскаиваетесь в своем злодеянии, ибо «уши ваши заключены, очи ваши ослеплены и ваше сердце огрубело» (Ис. 6, 10). И Иеремия громко возвещал, и вы не слышите. Пришел Законодатель, и вы не видите Его: бедные проповедуют Евангелие, слепые видят, а вы не разумеете…

Уже нужно второе обрезание, а вы много думаете о своем обрезании по плоти. Обрежьте же крайнюю плоть сердца вашего, как требует слово Божие. Новый закон повелевает вам соблюдать всегдашнюю субботу, а вы остаетесь при одном дне и думаете, что вы благочестивы, не соображая того, почему дана вам эта заповедь. Опять, если едите пресный хлеб, то говорите, что вы исполнили волю Божию, но значение безквасных хлебов в том, чтобы вы не делали древних дел худой закваски… «Во дни постов ваших вы находите все удовольствия свои и отягощаете своих работников; вот вы поститесь для споров и распрей и бьете смиренного кулаками своими. Не такой пост Я избрал, чтобы человек за день смирил свою душу. Если даже изогнешь шею свою, как круг, и постелешь под собою вретище и пепел, и тогда не называйте того постом и днем угодным Господу»…

А вы понимаете все в плотском смысле и почитаете за благочестие, если делаете такие дела, между тем как души ваши исполнены коварства и всякого рода зла. Благоугождается Господь Бог наш покаянием и познанием Бога чрез омовение и очищение. Но не в баню посылал вас Исаия (Ис. 1, 16), чтоб очистить вас от убийства и других грехов, — их все воды морские не могут омыть; он возвещал еще тогда то спасительное омовение, которое принадлежит раскаивающимся, тем, которые очищаются не кровью козлов и овец или пеплом юницы или приношениями пшеничной муки, но верою чрез кровь и смерть Христа, для того именно умершего.

Итак, мы уверовали, и объявляем, что Крещение только может очистить покаявшихся, и оно то есть вода жизни; а водоемы, которые вырыли вы сами для себя, разрушены и ни к чему негодны вам. Ибо что пользы в том омовении, которое очищает только плоть и тело? Омойтесь душою от гнева и любостяжания, от зависти, от ненависти, и тогда все тело будет чисто, и вы совершите истинную и приятную субботу Божию.

Но вы убили Праведного и прежде Него пророков Его; да и ныне вы презираете и, сколько можно вам, безславите тех, которые уповают на Него и на пославшего Его Вседержителя и Творца всего Бога: и проклинаете в своих синагогах верующих во Христа. Вы и в настоящее время если бы могли убивали бы нас. И в несправедливом отношении ко Христу и к нам других народов никто столько не виноват, как вы. Потому что когда вы распяли Богочеловека Иисуса Христа и когда узнали, что Он воскрес, то вы не только не раскаялись в своих злодеяниях, но еще послали людей из Иерусалима во всю землю возглашать, будто явилась безбожная ересь Христианская, и распространять клеветы против нас. Таким образом вы — причина несправедливости не только вашей собственной, но и всех других людей. И справедливо восклицает Исаия: «чрез вас имя Мое хулится среди народов» (Ис. 2, 5). За это вы вкушаете плоды дел своих.

Соединимся все народы я вместе прославим Бога за то, что Он и на нас призрел; прославим Его чрез царя славы, чрез Господа сил. Ибо Он явил благоволение свое и к язычникам, и жертвы наши для Него приятнее ваших… Не мною сочинено такое учение и не человеческим искусством оно разукрашено, но Давид его воспел, Исаия благовестил, Захария проповедал, Моисей написал. Знаешь ли его, Трифон? Оно находится в ваших писаниях, или лучше, не в ваших, а в наших, потому что мы веруем им, а вы читаете и не понимаете смысла их.

Так как я предлагаю свои доказательства и увещания из Писания и из сущности самого дела, сказал я, то не медлите и не колеблитесь поверить мне, хотя я необрезанный. Короткое время остается вам для вашего обращения, и если Христос предварит вас Своим пришествием, то напрасно будете каяться, напрасно плакать, ибо Он не услышит вас.

Перевод прот. Петра Преображенского


<-назад в раздел

Русский календарь