Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
Из жизнеописания игумена Саровского Ефрема 12.06.2014

Из жизнеописания игумена Саровского Ефрема

…В 1755 году в Саровскую пустынь был возвращен после заключения и ссылки иеромонах Ефрем, просидевший 15 лет смиренно в остроге по навету. 21 год не был он в Сарове, из них 4 года Ефрем провел в застенках Тайной канцелярии и 17 лет в Орской крепости. Ефрем прибыл в Саров пожилым 61-летним человеком, но был полон сил и желания потрудиться на благо Саровской пустыни. Несомненно, авторитет Ефрема – ближайшего ученика и соратника первоначальника – среди братии был очень велик, а годы испытаний закалили его характер. 23 октября 1758 года того же года Ефрем был вызван в Тамбов для утверждения настоятелем.

С приходом в Саровскую пустынь Ефрема положение в ней стало меняться. Ефрем вернул монастырь на путь, определенный уставом первоначальника Иоанна. Опираясь на традиции, ему удалось сплотить монастырское братство, воспитать у него лучшие качества, характерные для русского монашества, а также привлечь к Сарову внимание благотворителей и властей.

* * *

Шестой Саровский настоятель Ефрем родился в 1694 году в Туле в семье купца. Мирское имя его было Евдоким Андреевич Коротков (другие встречающиеся варианты написания фамилии – Короткий или Короткой). На 17-м году жизни, в 1710 году, он поселился в Соловецкой пустыни в Марчугах Московской губернии, а в 1712 году принял там же монашеский постриг. В 1716 году Ефрем был рукоположен в иеромонаха и направлен в Знаменский Красногривский монастырь под Гороховцом, где и произошла в 1722 году его встреча с первоначальником Саровским Иоанном. Видимо, Иоанн высоко оценил иеромонаха Ефрема, потому что попросил его некоторое время быть в Успенском монастыре на Белбаже, помогая там бывшим старообрядцам, обращенным когда-то Иоанном от раскола. В 1727 году Ефрем был принят Иоанном в Саровскую пустынь. В числе послушаний Ефрема было клиросное (у него были способности к музыке) и переписывание книг.

Возглавив в 1758 году монастырь, Ефрем первым делом взялся за наведение в нем внутреннего порядка. В этом его поддержал Тамбовский епископ Пахомий. Рассказывают, что на церемонии поставления архиерей произнес Ефрему следующее:

«Саровский строитель и прочие монахи, когда вы будете хранить уставленной от первоначальника вашего в обители вашей устав, вы будете повсюду славны, честны, богаты, и всяким удовольствием изобильны. А ежели первоначальника вашего устав положите в презрении и будете его разрушати и оставлять, то может воспоследовать вам бесславие, бесчестие, оскудение всяких потребностей. Того ради по всякой возможности храните сей положенной устав и общежительство все опасно, как зеницу ока».

Уважение к уставу было сделано Ефремом основой монастырской жизни. Им был введен обычай ежегодного прочитывания устава за трапезой (в течение нескольких дней, начиная с 25 октября), этот обычай сохранился и в дальнейшем. В 1765 году Ефрем приказал изготовить специальную копию Саровского устава, и каждый монах и послушник поставил под его текстом свою подпись.

О том, что монастырь был принят Ефремом не в лучшем состоянии, говорит и значительное уменьшение в нем братии, монахов и послушников. За время управления строителем Исаакием число монашествующих сократилось до 36 человек (почти вдвое) и стало меньшим, чем было даже в начале 1730-х годов. В первые годы своего настоятельства Ефрем изыскал возможность привлечь в монастырь несколько десятков монахов и послушников, и в 1765 году число монашествующих достигло 60-ти.

Росла известность Саровской пустыни. При Ефреме в Сарове широко развернулось каменное строительство. Были построены братские кельи и трапезная с южной стороны монастыря (1764-1776 гг.), украшались и ремонтировались церкви, но основной заботой Ефрем стало строительство главного храма Саровской пустыни – Успенского собора. Собор строился с 1770 по 1777 год и придал Саровской пустыни совершенно новый, более значительный и торжественный облик. Успенский собор по праву считается главным делом жизни иеромонаха Ефреме. На протяжении всего строительства Ефрем вел подробный дневник, в который записывал основные события и этапы работы. Находилось в этих записках место и другим сведениям, например, такому любопытному наблюдению:

1774 года месяца Июня 13 дня, в вечер, в начале 9-го часа пополудни взошла от востока туча, видом вся желта, а из ней был дождь, четверть часа, и дождевая вода была такожде желтовата.

Летом 1774 года Саровской пустыни пришлось пережить неприятное время, связанное с восстанием Емельяна Пугачева. 7 августа отряд пугачевцев под командованием Петра Евстафьева занял Краснослободск и сразу двинулся на Темников.

Приближение отрядов Евстафьева и взятие Темникова обеспокоило Ефрема и монашескую братию. Среди окрестных крестьян было немало недоброжелателей монастыря, которые, чувствуя приближение пугачевцев, предвкушали возможность его разграбить. Ефрем принял решение оставить монастырь. Наиболее ценные вещи из ризницы были надежно спрятаны, большая часть братии – 60 человек – уехали в Арзамас, где расположились на подворье Саровской пустыни и в Высокогорском монастыре, который в то время был приписан к Сарову. Некоторые из монахов укрылись на лесных кордонах. Произошло это вечером 9 августа. Бригада ярославских строителей (25 человек), штукатурившая строившийся Успенский собор, не окончив работы, потребовала расчета и спешно ушла из монастыря. Всем монахам и послушникам были розданы карманные деньги из монастырской казны. В Сарове остались лишь несколько престарелых и больных монахов, которым тяжело было бы перенести дорогу, в том числе и 80-летний Ефрем.

«И казался тогда монастырь пуст, а как пришел вечер, то от пустоты и страшен», – записал неизвестный автор воспоминаний, который покинул Саров только с наступлением ночи, потому что был среди тех, кто прятал ценные вещи из ризницы.

Но беда обошла Саровскую пустынь стороной. Очевидно, у повстанцев не было четкого плана дальнейших действий. Согласно имеющемуся рассказу, пугачевцам поступали предложения от местных жителей идти грабить Саров. Но они предпочли двинуться на находившийся вблизи Темникова винный завод. Опасность для Сарова миновала, и 15 августа монахи-беженцы уже вернулись домой.

Следующий 1775-й год был очень голодным (наверное, сказывались последствия пугачевского бунта). «В то несчастное время многие ели не точию невееной хлеб, но и смешивали с оным гнилую колоду и дубовые желуди». Согласно монастырскому преданию, Ефрем распорядился в соответствии с уставом кормить всех людей, приходивших в Саров. Монашеская братия засомневалась, стоит ли так поступать, ведь голод усиливался, приходящих в Саров людей становилось больше, и хлебных запасов могло не хватить самим. Но Ефрем, собрав братию, объявил им: «Доколе будет за грехи наши угодно Богу продолжить глад, обще с народом страдать, нежели их оставить гибнуть от глада: какая польза пережить нам подобных людей? – из них, может быть, до сего глада некоторые и нас питали».

И, как в награду за щедрость, спустя с небольшим неделю приехал в обитель обоз с хлебом, – возов около пятидесяти, – из какого-то селения; в коем селении, по сказанию извозчиков, их кто-то неизвестный человек нанял, хлеба на возы насыпал и за извоз заплатил, приказал в пустыню отвезть.

Весной 1777 года Ефрем почувствовал себя чересчур слабым, чтобы продолжать полноценно управлять монастырем. Последние отделочные работы в Успенском соборе близились к завершению, а Ефрем все реже и реже видели на настоятельском месте. Он решил снять с себя груз настоятельства и поручить управление Саровской пустынью кому-нибудь другому. Письменную просьбу об увольнении Ефрем направил епископу Владимирскому Иерониму:

Милостивейший государь, преосвященнейший владыко Иероним, епископ Владимирский и Муромский. Чрез сие мое убогое и своеручное письмо вашему преосвященству извествую и доношу, что я, убогий старик, при нынешней моей старости пришел в крайнюю слабость и телесное изнеможение. Того ради всепокорнейше прошу вас, моего государя и отца: благоволите мою худость от начальства Саровской пустыни и от всякого монастырского правления отставить и оное поручить другому, кого производит ваше архиерейство, а мне уже, преосвященнейший владыко, за ветхость старости моей, в управлении святой обители воистину никак силы не имеется, о вышеписанном всепокорно прошу, убогий старик, Саровский строитель иеромонах Ефрем.

Казначей пустыни иеромонах Иосиф был в то время болен, и по рекомендации Ефрем и по выбору братии строителем стал более молодой иеромонах Пахомий. После отказа от настоятельства Ефрем прожил еще год и умер 30 мая 1778 года в возрасте 84 лет.

Он скончался за полгода до того, как в обитель пришел будущий преподобный Серафим, тогда еще Прохор Мошнин. Т.е. фактически старец Ефрем уготовал ему обитель. Но сам так и не был прославлен.

По материалам Интернет-ресурсов

<-назад в раздел

Русский календарь