16.05.2014
<-назад в раздел
Память прп. Феодосия Печерского
Прп. Феодосий Печерский (†3.5.1074), ученик прп. Антония Печерского, был игуменом созданного ими Киево-Печерского монастыря, где впервые на Руси ввел устав общежитийного жития по образцу заведенного прп. Феодором Студитом в Царьградском монастыре.
Братия разделена была на четыре степени: одни еще не были пострижены и ходили в мірской одежде; другие, хотя еще не были пострижены, но ходили уже в монашеской одежде; третьи были уже пострижены и носили мантию; наконец, четвертые были облечены в великую схиму. Все в обители совершалось не иначе, как с благословения игумена, и освящалось молитвой. В кельях не позволялось братии держать никакой собственности: ни пищи, ни излишней одежды. Этот устав основанной преподобным Антонием и устроенной преподобным Феодосием Киево-Печерской обители стал образцом для всех других обителей на Руси.
Из творений прп. Феодосия мало дошло до нас. Сохранились пять поучений к печерским инокам в полном виде (первое и второе – о терпении и любви, третье – о терпении и милостыне, четвертое – о смирении, пятое – о хождении к церкви и о молитве), одно к келарию, четыре отрывка поучений к инокам и мірянам, два поучения к народу "о казнях Божьих" и "тропарных чашах", два послания к Великому Князю Изяславу ("о вере крестьянской и латыньской" и "заклании животных в воскресенье (неделю) и о посте в среду и пятницу") и две молитвы (одна – "за вся христианы", другая – написанная по просьбе варяжского князя Шимона, так называемая разрешительная молитва).
Особенно замечательно написанное Великому Князю Изяславу Ярославовичу "Завещание", когда того пытались совратить в католичество искусные проповедники папы. Вот выдержки из него:
«Господи благослови! У меня есть слово к тебе, боголюбивый княже!.. Берегись, чадо, кривоверов и всех бесед их, ибо и наша земля наполнилась ими. Если кто и спасет свою душу, то только живя в православной вере. Ибо нет веры лучшей, чем наша чистая, Святая Православная... А живущие в иной вере не увидят жизни вечной. Не подобает также, чадо, хвалить чужую веру. Кто хвалит чужую веру, тот все равно что свою хулит. Если же кто будет хвалить свою и чужую, то он двоеверец, близок к ереси.
Итак, чадо, берегись их и всегда стой за свою веру. Не братайся с ними, но бегай от них и подвизайся в своей вере добрыми делами. Твори милостыню не своим только по вере, но и чужеверным. Если увидишь нагого или голодного, или в беду попавшего, – будет ли то жид, или турок, или латинянин, – ко всякому будь милосерд, избавь его от беды, как можешь, и не лишен будешь награды у Бога, ибо Сам Бог в нынешнем веке изливает милости свои не на христиан только, но и на неверных. О язычниках и иноверцах Бог в этом веке печется, но в будущем они будут чужды вечных благ. Мы же, живущие в православной вере, и здесь получаем все блага от Бога, и в будущем веке – спасет нас Господь наш Иисус Христос.
Чадо! Если тебе нужно будет даже умереть за святую свою веру, со дерзновением иди на смерть...
Если увидишь, чадо, иноверцев, спорящих с православным и хотящих лестью оторвать его от Православной церкви, – помоги православному...
Если кто тебе скажет: Ваша и наша вера от Бога, – то ты, чадо, ответь так: Кривовер! Или ты и Бога считаешь двоеверным! Не слышишь, что говорит Писание: Един Бог, едина вера, едино крещение...»
А еще сильно нападал Феодосий на пьянство: «Бесноватый страдает поневоле и может удостоиться жизни вечной, а пьяный страдает по собственной воле и будет предан на вечную муку; к бесноватому прийдет священник, сотворит над ним молитву и прогонит беса; а над пьяным, хотя бы сошлись священники всей земли и творили молитву, то все же не прогнали бы из него беса самовольного пьянства...»
Таков был преподобный Феодосий, один из основателей русского монашества.
Братия разделена была на четыре степени: одни еще не были пострижены и ходили в мірской одежде; другие, хотя еще не были пострижены, но ходили уже в монашеской одежде; третьи были уже пострижены и носили мантию; наконец, четвертые были облечены в великую схиму. Все в обители совершалось не иначе, как с благословения игумена, и освящалось молитвой. В кельях не позволялось братии держать никакой собственности: ни пищи, ни излишней одежды. Этот устав основанной преподобным Антонием и устроенной преподобным Феодосием Киево-Печерской обители стал образцом для всех других обителей на Руси.
Из творений прп. Феодосия мало дошло до нас. Сохранились пять поучений к печерским инокам в полном виде (первое и второе – о терпении и любви, третье – о терпении и милостыне, четвертое – о смирении, пятое – о хождении к церкви и о молитве), одно к келарию, четыре отрывка поучений к инокам и мірянам, два поучения к народу "о казнях Божьих" и "тропарных чашах", два послания к Великому Князю Изяславу ("о вере крестьянской и латыньской" и "заклании животных в воскресенье (неделю) и о посте в среду и пятницу") и две молитвы (одна – "за вся христианы", другая – написанная по просьбе варяжского князя Шимона, так называемая разрешительная молитва).
Особенно замечательно написанное Великому Князю Изяславу Ярославовичу "Завещание", когда того пытались совратить в католичество искусные проповедники папы. Вот выдержки из него:
«Господи благослови! У меня есть слово к тебе, боголюбивый княже!.. Берегись, чадо, кривоверов и всех бесед их, ибо и наша земля наполнилась ими. Если кто и спасет свою душу, то только живя в православной вере. Ибо нет веры лучшей, чем наша чистая, Святая Православная... А живущие в иной вере не увидят жизни вечной. Не подобает также, чадо, хвалить чужую веру. Кто хвалит чужую веру, тот все равно что свою хулит. Если же кто будет хвалить свою и чужую, то он двоеверец, близок к ереси.
Итак, чадо, берегись их и всегда стой за свою веру. Не братайся с ними, но бегай от них и подвизайся в своей вере добрыми делами. Твори милостыню не своим только по вере, но и чужеверным. Если увидишь нагого или голодного, или в беду попавшего, – будет ли то жид, или турок, или латинянин, – ко всякому будь милосерд, избавь его от беды, как можешь, и не лишен будешь награды у Бога, ибо Сам Бог в нынешнем веке изливает милости свои не на христиан только, но и на неверных. О язычниках и иноверцах Бог в этом веке печется, но в будущем они будут чужды вечных благ. Мы же, живущие в православной вере, и здесь получаем все блага от Бога, и в будущем веке – спасет нас Господь наш Иисус Христос.
Чадо! Если тебе нужно будет даже умереть за святую свою веру, со дерзновением иди на смерть...
Если увидишь, чадо, иноверцев, спорящих с православным и хотящих лестью оторвать его от Православной церкви, – помоги православному...
Если кто тебе скажет: Ваша и наша вера от Бога, – то ты, чадо, ответь так: Кривовер! Или ты и Бога считаешь двоеверным! Не слышишь, что говорит Писание: Един Бог, едина вера, едино крещение...»
А еще сильно нападал Феодосий на пьянство: «Бесноватый страдает поневоле и может удостоиться жизни вечной, а пьяный страдает по собственной воле и будет предан на вечную муку; к бесноватому прийдет священник, сотворит над ним молитву и прогонит беса; а над пьяным, хотя бы сошлись священники всей земли и творили молитву, то все же не прогнали бы из него беса самовольного пьянства...»
Таков был преподобный Феодосий, один из основателей русского монашества.
По материалам интернет-ресурсов