В 1897 году родилась Царевна-Мученица Вел. Кн. Татиана
Великая Княжна Татьяна Николаевна – это дочь матери и ее любимица. Она больше всех походила на мать и ближе всех была к ней, унаследовав от нее характер и душевный строй убеждений. Татьяну Николаевну слушались не только прислуга, но сестры и Цесаревич, который больше всех боялся матери, а после матери – Татьяны Николаевны, хотя они обе и любили его безгранично, но вместе с этим и держали в строгости.
Татьяна Николаевна была главной помощницей матери по хозяйству и воспитанию младших детей. Она так же, как и мать, праздности не терпела, стараясь все время быть при деле. Ростом она была выше всех своих сестер, отличалась твердостью характера и самостоятельностью. Перед ней все в семье склонялись и искренно уважали. В обращении с прислугой она была внимательна, ласкова, вежлива, благородна, но очень редко разговаривала, вполне сознавая свое высокое положение дочери Императора. Как в духовно-религиозной жизни, так и во всех своих действиях и приемах брала пример с матери, которую безпредельно любила и была ей не только любимой дочерью, но и душевным другом.
Великая Княжна Татьяна была очень милая и сдержанная, она была любимицей отца. Всегда знала требования и желания родителей и старалась исполнять их. Она была искусная рукодельница и обладала прекрасным вкусом. Ее работы вызывали всеобщее восхищение. На нее был возложен выбор подарков и обычно выбор этот бывал удачен.
Ростом Татьяна Николаевна была выше матери, но такая тоненькая и так хорошо сложена, что высокий рост не был ей помехой. У нее были красивые, правильные черты лица, она была похожа на своих царственных красавиц-родственниц, чьи фамильные портреты украшали Дворец. Темноволосая, бледнолицая, с широко расставленными светло-карими глазами, что придавало ее взгляду поэтическое, несколько отсутствующее выражение, что не совсем соответствовало ее характеру. В ней была смесь искренности, прямолинейности и упорства, склонности к поэзии и абстрактным идеям. Лишенная самолюбия, она всегда была готова отказаться от своих планов, если появлялась возможность погулять с отцом, почитать матери, сделать то, о чем ее просили. Именно Татьяна Николаевна нянчилась с младшими, помогала устраивать дела во Дворце, чтобы официальные церемонии согласовывались с личными планами семьи. У нее был практический ум Императрицы и детальный подход ко всему. Она не обладала сильным характером Ольги Николаевны, всегда была под ее влиянием, но в случаях, требующих решительных действий, принимала решения быстрее, чем старшая сестра, и никогда не теряла головы.
Очень много в ней было материнских черт: властность характера, склонность к установлению порядка в жизни, сознание долга. Она ведала распорядками в доме [в Тобольске]. Она заботилась об Алексее Николаевиче. Она всегда гуляла с Государем во дворе. Она была самым близким лицом к Императрице. Это были два друга. Поэтому она и не была взята тогда Государыней при отъезде из Тобольска, что на нее был оставлен Алексей Николаевич. Она была, безусловно, самым необходимым человеком в семье для родителей.
В ней именно чувствовалось, что она дочь Императора. К искусствам она склонности не питала. Ей, может быть, лучше бы было родиться мужчиной, и, будь иная судьба, она стала бы «Царевной Софьей». Это чувствовалось всеми. Когда Государь с Государыней уехали из Тобольска, никто как-то не замечал старшинства Ольги Николаевны. Что нужно, всегда шли к Татьяне: «Как Татьяна Николаевна?» Она была ближе всех дочерей с матерью и, видимо, любила ее больше отца.
День рождения дочери Царственные Мученики отметили в последний раз в земной жизни в Екатеринбурге в 1918 году: «Дорогой Татьяне минул 21 год!» (дневник Государя).
По воспоминаниям игумена
Серафима (КУЗНЕЦОВА),
А.А. ВЫРУБОВОЙ,
С.К. БУКСГЕВДЕНА,
К.М. БИТНЕР,
полковника Е.С. КОБЫЛИНСКОГО