12.05.2014
<-назад в раздел
Оптинский старец Нектарий
Дивный тайнозритель Божественных откровений старец Нектарий достойно завершает непрерывную чреду 100-летнего старчества в Оптиной пустыни. Отец Нектарий (в миру Николай Тихонов) родился в 1853 г. в Ельце в семье глубоко верующих родителей. Рано осиротев, Николай в 20 лет пришел в Скит Оптиной Пустыни, где и остался на 50 лет, из них первые 20 пребывая в затворе и ни с кем и монахов не разговаривая, кроме своих духовных наставников: скитоначальника прп. Анатолия (Зерцалова) и старца Амвросия. Отец Нектарий позже любил повторять, что для монаха есть только два выхода из келий – в храм да в могилу.
По благословению старцев в затворе о. Нектарий, окончивший в миру лишь сельскую церковно-приходскую школу, изучал творения святых отцов: аввы Дорофея, преподобных Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова, Макария Великого, святителей Тихона Задонского и Димитрия Ростовского. Духовные отцы предвидели будущее о. Нектария и через
10 лет его жития в затворе благословили читать светских авторов, изучать науки, чтобы, имея необходимые знания, в дальнейшем приводить ко спасению мятущиеся души интеллигенции. Он читал Данте, Шекспира, Пушкина, Достоевского, Гоголя. Занимался географией, математикой, изучал иностранные языки, латынь. Отдыхая, он читал Пушкина или народные сказки. При этом всегда указывал на несоизмеримость Божественного творчества и человеческого. Он не раз повторял, что «все стихи в мире не стоят строчки Божественного Писания».
Как-то духовная дочь о. Нектария сказала подруге в его приемной: «Не знаю, может быть, образование вообще не нужно и от этого только вред. Как его совместить с Православием?» Старец, выйдя из своей келий, возразил: «Ко мне однажды пришел человек, который никак не мог поверить в то, что был потоп. Тогда я рассказал ему, что на самых высоких горах в песках находятся раковины и другие остатки морского дна и как геология свидетельствует о потопе. И он уразумел. Видишь, как нужна иногда ученость». Старец учил, что всякий стремящийся к истинным знаниям должен молитвой испрашивать помощи Божией.
Очень мало биографических данных сохранилось об иеромонахе, который сам о своей жизни говорил: «Сидел я в своей келий и каялся, а потом еще тридцать лет отмаливал свои грехи». Каких же духовных высот достиг о. Нектарий, «сидя в келий», мы узнбем, когда батюшка станет старцем Оптиной пустыни (с 1912 г.) – последним соборно избранным. И понесет он крест старческого служения в тяжелейшие годы гонений на Православную Церковь, разделяя страдания русского народа. Приходившие к старцу люди чувствовали силу его любви, о которой он сам однажды сказал: «Мы любим той любовью, которая никогда не изменяет. Ваша любовь – любовь-однодневка, наша и сегодня и через тысячу лет – все та же».
В наставничестве о. Нектарий, по воспоминаниям духовных чад, был строже, чем, например, старец Анатолий-младший. Он испытывал сердца приходящих к нему и давал не столько утешение (чем можно утешить при разгуле безбожия?), сколько путь подвига: «он ставил человека перед духовными трудностями с великой верой в достоинство и разумение души, в великую силу благодати Божией, которая поможет и укрепит душу ищущего Правды».
Нет вопросов, с которыми бы не обращались люди. О супружестве старец Нектарий писал духовному чаду: «Счастье в брачной жизни дается только тем, кто исполняет заповеди Божий и относится к браку как к Таинству христианской Церкви». И еще говорил, что в супружеской жизни имеются два периода: «один счастливый, другой печальный, горький. Лучше, когда горький период бывает раньше, но потом бывает счастье».
Получив от Бога дар пророчества и прозорливости (в то время, когда «сидел в келий и каялся»), о. Нектарий в 1909 г. предсказал: «Пока старчество еще держится в Оптиной, заветы его будут исполняться. Вот, когда запечатают старческие хибарки, повесят замки на двери их келий, ну, тогда!., всего ожидать будет можно». По своему смирению он скрывал эти высокие духовные дарования под внешним юродством. Еще в 1913 г., предвидя разорение любимой обители и развал России, он ходил полуодетый, обутый на одну ногу, или, собрав в келий обломки стекол и камешки, заявлял: "Это мой музей". Все сбылось: и нищенская одежда у насельников, и музей.
Но и далекое будущее России не было сокрыто от прозорливого старца: «через годы испытаний она [Россия] воспрянет и будет материально небогата, но духом будет богата и в Оптиной будет еще семь светильников, семь столпов»...
Господь открыл старцу Нектарию, что и сам он разделил участь многих соотечественников: арест и смерть в изгнании. За советом и помощью к старцу, проживавшему в ссылке в с. Холмище, обращалось множество самых разных людей, и всех он укреплял в вере. Сохранились сведения, что «Патриарх Тихон советовался со старцем через доверенных лиц. Ни один из важных церковных вопросов не решался без благословения о. Нектария. Знали, что через него Господь открывает Свою волю. Известно, что когда святитель Тихон узнал, что старец не благословил принимать новый стиль церковного служения, Патриарх, уповая на помощь Божию, решительно отказался от нововведений».*
Как свидетельство того, что старец Нектарий не оставил нас и после праведной кончины своей, последовавшей 29 апреля (12 мая) 1928 г., были явлены посмертные чудеса.
Мощи прп. Нектария перенесены из с. Холмищи 3(16 июля) 1989 г. и ныне почивают во Введенском храме Оптиной Пустыни, от них исходит ощутимое благоухание.
По благословению старцев в затворе о. Нектарий, окончивший в миру лишь сельскую церковно-приходскую школу, изучал творения святых отцов: аввы Дорофея, преподобных Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова, Макария Великого, святителей Тихона Задонского и Димитрия Ростовского. Духовные отцы предвидели будущее о. Нектария и через
10 лет его жития в затворе благословили читать светских авторов, изучать науки, чтобы, имея необходимые знания, в дальнейшем приводить ко спасению мятущиеся души интеллигенции. Он читал Данте, Шекспира, Пушкина, Достоевского, Гоголя. Занимался географией, математикой, изучал иностранные языки, латынь. Отдыхая, он читал Пушкина или народные сказки. При этом всегда указывал на несоизмеримость Божественного творчества и человеческого. Он не раз повторял, что «все стихи в мире не стоят строчки Божественного Писания».
Как-то духовная дочь о. Нектария сказала подруге в его приемной: «Не знаю, может быть, образование вообще не нужно и от этого только вред. Как его совместить с Православием?» Старец, выйдя из своей келий, возразил: «Ко мне однажды пришел человек, который никак не мог поверить в то, что был потоп. Тогда я рассказал ему, что на самых высоких горах в песках находятся раковины и другие остатки морского дна и как геология свидетельствует о потопе. И он уразумел. Видишь, как нужна иногда ученость». Старец учил, что всякий стремящийся к истинным знаниям должен молитвой испрашивать помощи Божией.
Очень мало биографических данных сохранилось об иеромонахе, который сам о своей жизни говорил: «Сидел я в своей келий и каялся, а потом еще тридцать лет отмаливал свои грехи». Каких же духовных высот достиг о. Нектарий, «сидя в келий», мы узнбем, когда батюшка станет старцем Оптиной пустыни (с 1912 г.) – последним соборно избранным. И понесет он крест старческого служения в тяжелейшие годы гонений на Православную Церковь, разделяя страдания русского народа. Приходившие к старцу люди чувствовали силу его любви, о которой он сам однажды сказал: «Мы любим той любовью, которая никогда не изменяет. Ваша любовь – любовь-однодневка, наша и сегодня и через тысячу лет – все та же».
В наставничестве о. Нектарий, по воспоминаниям духовных чад, был строже, чем, например, старец Анатолий-младший. Он испытывал сердца приходящих к нему и давал не столько утешение (чем можно утешить при разгуле безбожия?), сколько путь подвига: «он ставил человека перед духовными трудностями с великой верой в достоинство и разумение души, в великую силу благодати Божией, которая поможет и укрепит душу ищущего Правды».
Нет вопросов, с которыми бы не обращались люди. О супружестве старец Нектарий писал духовному чаду: «Счастье в брачной жизни дается только тем, кто исполняет заповеди Божий и относится к браку как к Таинству христианской Церкви». И еще говорил, что в супружеской жизни имеются два периода: «один счастливый, другой печальный, горький. Лучше, когда горький период бывает раньше, но потом бывает счастье».
Получив от Бога дар пророчества и прозорливости (в то время, когда «сидел в келий и каялся»), о. Нектарий в 1909 г. предсказал: «Пока старчество еще держится в Оптиной, заветы его будут исполняться. Вот, когда запечатают старческие хибарки, повесят замки на двери их келий, ну, тогда!., всего ожидать будет можно». По своему смирению он скрывал эти высокие духовные дарования под внешним юродством. Еще в 1913 г., предвидя разорение любимой обители и развал России, он ходил полуодетый, обутый на одну ногу, или, собрав в келий обломки стекол и камешки, заявлял: "Это мой музей". Все сбылось: и нищенская одежда у насельников, и музей.
Но и далекое будущее России не было сокрыто от прозорливого старца: «через годы испытаний она [Россия] воспрянет и будет материально небогата, но духом будет богата и в Оптиной будет еще семь светильников, семь столпов»...
Господь открыл старцу Нектарию, что и сам он разделил участь многих соотечественников: арест и смерть в изгнании. За советом и помощью к старцу, проживавшему в ссылке в с. Холмище, обращалось множество самых разных людей, и всех он укреплял в вере. Сохранились сведения, что «Патриарх Тихон советовался со старцем через доверенных лиц. Ни один из важных церковных вопросов не решался без благословения о. Нектария. Знали, что через него Господь открывает Свою волю. Известно, что когда святитель Тихон узнал, что старец не благословил принимать новый стиль церковного служения, Патриарх, уповая на помощь Божию, решительно отказался от нововведений».*
Как свидетельство того, что старец Нектарий не оставил нас и после праведной кончины своей, последовавшей 29 апреля (12 мая) 1928 г., были явлены посмертные чудеса.
Мощи прп. Нектария перенесены из с. Холмищи 3(16 июля) 1989 г. и ныне почивают во Введенском храме Оптиной Пустыни, от них исходит ощутимое благоухание.