Память преп. Иова Почаевского. Борец за Святое Православие
Преподобный Иов Почаевский жил в трудные для православной России годы, когда на западных ее окраинах православный народ Волыни и Галиции подвергся церковным и политическим притеснениям со стороны польско-литовских магнатов. Преподобный Иов был свидетелем Брестской унии 1596 года и последовавшего за ней неудержимого наступления католичества, а также усиления влияния протестантизма. Будучи игуменом Почаевского монастыря и пользуясь огромным духовным авторитетом, Преподобный употреблял все свои возможности для борьбы с инославными и еретическими влияниями на народное сознание, для укрепления Православия.
С детства будущий подвижник обнаружил стремление к иноческой жизни. В десять лет мальчик оставил родительский дом и просил игумена ближайшего Угорницкого монастыря позволить ему служить братии. Своим усердием он завоевал вскоре любовь всего монастырского братства. На двенадцатом году жизни Иоанн принял монашеский постриг с именем Иов, а на тридцатом, уже после многих иноческих подвигов, он был рукоположен в священнический сан.
Слух о его духовных подвигах широко распространился по всему краю. Он стал пользоваться особым доверием и покровительством князя Константина Острожского, известного защитника Православия на Волыни, который обратился к игумену Угорницкого монастыря с просьбой отпустить преподобного Иова в его княжеский Дубенский Крестный монастырь, где впоследствии Святой служил игуменом более 20-ти лет. К этому периоду времени относятся заключение Брестской унии (1596 г.) и последовавшие вслед за этим притеснения православных. Князь Константин, под защитой которого находился преподобный Иов, имел огромное влияние на Волыни, пользовался уважением польского короля Сигизмунда III и папы римского Климента VIII, поэтому униаты и иезуиты не решались препятствовать действиям Преподобного.
Заботы и волнения, связанные с издательскими трудами, а также неприязнь латинян отвлекали святого Иова от монашеского делания. Поэтому он решил оставить Дубенский монастырь и около 1604 года поселился в скромной обители неподалеку – на горе Почаевской (до прихода подвижника в 1340 году в Почаеве совершилось чудесное явление Божией Матери в огненном столпе). Насельники монастыря вскоре почувствовали в Преподобном духовную силу и единодушно со слезами просили его стать их игуменом. Святой был вынужден уступить. Вскоре его трудами в обители появился каменный храм во Имя Пресвятой Троицы, в который был передан запечатленный на камне отпечаток цельбоносной Стопы Божией Матери и Ее чудотворная Почаевская икона. Наступил период расцвета монастыря, число иноков в нем значительно возросло.
Но вскоре последовали бедствия: нападения татар и еретиков-протестантов на обитель, побудившие преподобного Иова к большим и скорбным трудам в течение нескольких лет. Особенно важной для укрепления Православия на Волыни была его книгоиздательская и литературная деятельность.
Святой игуменствовал вплоть до 1649 года. 21-го октября 1651 года он получил откровение о своей близкой кончине, а 28-го октября, совершив Божественную Литургию, мирно отошел ко Господу.
Через семь лет после кончины святой Иов трижды явился во сне митрополиту Киевскому Дионисию (Балабану) и известил о том, что пришло время открыть его святые мощи. 28-го августа 1659 года нетленные останки Преподобного были перенесены в храм Живоначальной Троицы. От них происходили многочисленные чудеса.
В начале XVIII века Почаевская обитель отошла к униатам. Но чудеса и исцеления от мощей преподобного Иова не прекращались. Униаты уверовали в его святость, составили ему службу с акафистом и стали просить папу римского канонизировать Преподобного. Но папа отказал им по причине ревности Святого о Православии.
В 1831 году Почаевская обитель вновь вернулась в ведение Русской Православной Церкви.
Источники:
Прот. А.Ф. ХОЙНАЦКИЙ. Жизнь и подвиги
Преподобного и Богоносного отца нашего Иова.
Почаев, 1882.
Прот. А.Ф. ХОЙНАЦКИЙ. ПатерикВолыно-
Почаевский. М., 1888.
Иером. Иннокентий (ЛЕОФЕРОВ). Преподобный
Иов– борец за Святое Православие // ЖМП. 1949. № 10;
Успенская Почаевская Лавра. Изд.
Моск. Патр., 1983.