10.05.2014
<-назад в раздел
Крестный путь священномученика Павла Светозаров
В монастырях так же, как и раньше, молились, в храмах – служили, и внешне ничто не предвещало перемен. А в это время в сердцах безбожных властителей вынашивался коварный план уничтожения Церкви. Но дела у безбожников шли нелегко, и надо было много стараться, чтобы непрестанно толкать людей к разрушению, к ограблению храмов и монастырей.
Второго января 1922 года советская власть издала декрет об изъятии музейного имущества – разграблении культурного наследия, собранного народами России за тысячу лет. Но и этого было большевикам недостаточно. Наступивший голод позволил им восстановить порядки гражданской войны с ограблением храмов и убийствами священнослужителей.
Ленин, давая наставления по проведению этого мероприятия, писал: «Мы должны дать самое решительное и безпощадное сражение духовенству с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение десятилетий. Чем больше духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше».
Одной из первых жертв этой кампании стал священник города Шуи Владимирской губернии протоиерей Павел Светозаров.
Павел Михайлович Светозаров родился в 1866 году в семье диакона, служившего в сельском храме Владимирской губернии. Он с детства хотел стать священником и по окончании Киевской Духовной академии имел намерение принять монашество. Однако настоятель шуйского собора уговорил его жениться на своей дочери и принять настоятельство. Но через некоторое время жена отца Павла умерла, оставив на его попечении восьмерых малолетних детей. До переворота 1917 года священник преподавал Закон Божий в шуйской гимназии, когда же преподавание было запрещено, перенес уроки в собор.
Протоиерей Павел Светозаров был одним из самых известных священников в городе. Он написал книгу «Описание города Шуи и шуйских церквей» и, будучи автором многих публикаций во «Владимирских губернских ведомостях», считался родоначальником церковного краеведения. Новая власть видела авторитет и влияние священника и искала повод для его ареста. Протоиерея Павла Светозарова арестовывали четыре раза: в 1918 году – за уроки Закона Божия, в 1921 году дважды – «для профилактики», затем – за проповедь. Четвертый арест оказался последним…
Когда 11 марта 1922 года в собор явилась грабительская комиссия с пьяным председателем во главе, отец Павел отказался сам отдать имеющие богослужебное значение церковные предметы, так как считал это святотатством и нарушением церковных канонов. Но силового сопротивления правительственной комиссии священник не оказывал. Верующим объявил, что после ухода комиссии храм будет заново освящен и в нем возобновится служение.
Вооруженная комиссия нагло прошла в алтарь, не обращая внимания на возмущение прихожан, настроенных отстаивать церковное имущество. Для разгона собравшихся у храма верующих была вызвана милиция и красноармейцы. Они стали избивать нагайками женщин и детей. Кто-то плакал, иные усердно молились, некоторые говорили: «Все равно умирать – так умрем за Божию Матерь!»
Потом подъехали автомобили с пулеметами, и началась стрельба. Стреляли сначала поверх голов, а потом и по толпе. Стрельбой, нагайками, лошадьми толпу перед храмом разогнали. Трупы убитых верующих положили на паперть, к ним никого не допускали.
Отца Павла арестовали. Изъятие ценностей из собора происходило уже после, без него. Священнику было предъявлено обвинение в сопротивлении изъятию церковных ценностей. Его приговорили к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 10 мая 1922 года в 2 часа ночи.
Рассказывают, что последняя молитва отца Павла была об остающихся сиротах. И Бог услышал молитву священника: всю жизнь дети его прожили под благодатным Божиим покровом. Младшая дочь скончалась в преклонном возрасте в конце 1980-х годов в родительском доме, из окна которого открывался вид на величественный собор, где отец всю жизнь прослужил священником и откуда в Великий Пост 1922 года начался его крестный путь на Голгофу.
Второго января 1922 года советская власть издала декрет об изъятии музейного имущества – разграблении культурного наследия, собранного народами России за тысячу лет. Но и этого было большевикам недостаточно. Наступивший голод позволил им восстановить порядки гражданской войны с ограблением храмов и убийствами священнослужителей.
Ленин, давая наставления по проведению этого мероприятия, писал: «Мы должны дать самое решительное и безпощадное сражение духовенству с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение десятилетий. Чем больше духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше».
Одной из первых жертв этой кампании стал священник города Шуи Владимирской губернии протоиерей Павел Светозаров.
Павел Михайлович Светозаров родился в 1866 году в семье диакона, служившего в сельском храме Владимирской губернии. Он с детства хотел стать священником и по окончании Киевской Духовной академии имел намерение принять монашество. Однако настоятель шуйского собора уговорил его жениться на своей дочери и принять настоятельство. Но через некоторое время жена отца Павла умерла, оставив на его попечении восьмерых малолетних детей. До переворота 1917 года священник преподавал Закон Божий в шуйской гимназии, когда же преподавание было запрещено, перенес уроки в собор.
Протоиерей Павел Светозаров был одним из самых известных священников в городе. Он написал книгу «Описание города Шуи и шуйских церквей» и, будучи автором многих публикаций во «Владимирских губернских ведомостях», считался родоначальником церковного краеведения. Новая власть видела авторитет и влияние священника и искала повод для его ареста. Протоиерея Павла Светозарова арестовывали четыре раза: в 1918 году – за уроки Закона Божия, в 1921 году дважды – «для профилактики», затем – за проповедь. Четвертый арест оказался последним…
Когда 11 марта 1922 года в собор явилась грабительская комиссия с пьяным председателем во главе, отец Павел отказался сам отдать имеющие богослужебное значение церковные предметы, так как считал это святотатством и нарушением церковных канонов. Но силового сопротивления правительственной комиссии священник не оказывал. Верующим объявил, что после ухода комиссии храм будет заново освящен и в нем возобновится служение.
Вооруженная комиссия нагло прошла в алтарь, не обращая внимания на возмущение прихожан, настроенных отстаивать церковное имущество. Для разгона собравшихся у храма верующих была вызвана милиция и красноармейцы. Они стали избивать нагайками женщин и детей. Кто-то плакал, иные усердно молились, некоторые говорили: «Все равно умирать – так умрем за Божию Матерь!»
Потом подъехали автомобили с пулеметами, и началась стрельба. Стреляли сначала поверх голов, а потом и по толпе. Стрельбой, нагайками, лошадьми толпу перед храмом разогнали. Трупы убитых верующих положили на паперть, к ним никого не допускали.
Отца Павла арестовали. Изъятие ценностей из собора происходило уже после, без него. Священнику было предъявлено обвинение в сопротивлении изъятию церковных ценностей. Его приговорили к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 10 мая 1922 года в 2 часа ночи.
Рассказывают, что последняя молитва отца Павла была об остающихся сиротах. И Бог услышал молитву священника: всю жизнь дети его прожили под благодатным Божиим покровом. Младшая дочь скончалась в преклонном возрасте в конце 1980-х годов в родительском доме, из окна которого открывался вид на величественный собор, где отец всю жизнь прослужил священником и откуда в Великий Пост 1922 года начался его крестный путь на Голгофу.
По материалам «Житий новомучеников и исповедников
Российских XX века»
иг. Дамаскина (ОРЛОВСКОГО)
|
Дом рядом с Воскресенским собором в г. Шуя,
где жил сщмч. Павел |