Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
1881 года Император Александр III издал Манифест «О незыблемости Самодержавия» 12.05.2014

1881 года Император Александр III издал Манифест «О незыблемости Самодержавия»

Для Церкви небезразлично, будет ли в России после советской власти государственной формой правления не царская самодержавная власть, а конституционная или республиканская, что то же – власть народа или толпы.

Православная Церковь не может предпочесть власть народа царской власти по той причине, что народоправство не есть Богоустановленная власть, ее нельзя отнести к той, о которой сказал апостол Павел: Несть бо власть, аще не от Бога; сущия же власти от Бога учинены суть (Рим. 13, 1). Говоря эти слова, апостол имел в виду форму существующей («сущей») в его время власти, т. е. царскую самодержавную, или единодержавную власть и все ее разветвления в лице отдельных начальников, подчиненных Царю. Вот почему он просит апостола Тимофея совершать молитвы, моления, благодарения прежде всего за Царя и за всех начальствующих, чтобы проводить тихую и безмятежную жизнь во всяком благочестии и чистоте (см.: 1 Тим. 2, 1–2).

Только эту царскую власть имеет в виду и другой величайший апостол Петр, когда призывает христиан ей повиноваться, говоря: Повинитеся убо всякому человечу созданию (т. е. всякому, по словам митрополита Филарета, от Бога устроенному над человеками начальству) Господа ради, аще царю, яко преобладающу: аще ли же князем, яко от него посланным, во отмщение убо злодеем, в похвалу же благотворцем (1 Петр. 2, 13–14).

Совершенно напрасно под апостольскими словами несть бо власть, аще не от Бога некоторые подразумевают, наряду с царскою единодержавною властию, власть республиканскую и конституционную. Самый текст апостольского учения о власти свидетельствует, что здесь все время говорится только о царской самодержавной власти.

За это говорит и здравый смысл: как могли апостолы разуметь под Богопоставленной ту власть, которая царскую Богопоставленную власть ниспровергает? А республика есть ниспровержение монархии, даже посредством всякого насилия, вплоть до кровавого террора.

Нельзя иначе, как ниспровержением Богоустановленной самодержавной монархической власти, назвать и конституцию. Правда, здесь личность монарха сохраняется, но власть захватывается народом, как в республике, чем фактически уничтожается Богоустановленный монархический принцип и создается неестественное и тяжелое положение Царя, при котором он «царствует», но не управляет.

Очень хорошо выявляет несостоятельность такого положения, а вместе с ним и конституционно-государственного строя, Царь Иоанн Грозный. В ответ на порицание его поступков князем Курбским, как несоответствующих, по свидетельству последнего, народному праву других стран, Иоанн Грозный писал ему: «О безбожных человецех что и глаголати! Понеже тии все царствиями своими не владеют: как им повелят подданные («работные»), так и поступают. А российские самодержавцы изначала сами владеют всеми царствами (т. е. всеми частями царской власти), а не бояре и вельможи…». «Если бы у вас, – говорит Иоанн Грозный шведскому Королю, – было совершенное королевство, то отцу твоему архиепископ и советники и вся земля в товарищах не были бы». По словам Грозного, шведский Король – «точно староста в волости». А польскому Королю Стефану Баторию чрез его послов тот же русский Государь заявил: «Мы, смиренный Иоанн, Царь и Великий Князь всея Руси, по Божиему изволению, а не по многомятежному человеческому хотению...»

Таким образом, как власть республики, так и конституционной монархии одинаково не только не является Богоустановленною властию, но самое их бытие начинается с ее отрицания. Ясно, что не Божественная воля, выраженная в Святом Писании, а человеческая многомятежная, греховная воля с открытым ниспровержением Богооткровенного и святоотеческого учения о царской самодержавной власти лежит в основе республиканского и конституционного строя.

Поэтому Святая Церковь наша не может закрыть своих глаз на отсутствие религиозной основы в демократическом образе правления. Следовательно, она не может быть безразлична к будущему политическому строю нашей страны. Иначе сказать: Святая Церковь не может желать водворения в России республиканского или конституционного строя. Она может содействовать восстановлению у нас только исконного государственного строя, каковым была всегда единоличная великокняжеская или царская самодержавная власть Помазанника Божиего, как власть самая близкая к Церкви и родственная ей, ибо она имеет своим основанием Божественное Писание и святоотеческое учение, что является источником и нашей Православной веры.

 

Архиепископ
Серафим (СОБОЛЕВ)

«Русская идеология»


<-назад в раздел

Русский календарь