Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
1503 года почила супруга Великого Князя Московского Иоанна III Зоя (Софя) Палеолог 20.04.2014

1503 года почила супруга Великого Князя Московского Иоанна III Зоя (Софя) Палеолог

Великий Князь Московский Иоанн III Васильевич, желая перенести на Москву значение «Второго Рима» – Царьграда, благосклонно воспринял предпринятое римским папой сватовство. Папа Павел II вздумал предложить Великому Князю в жены византийскую Царевну Софью Палеолог, племянницу последнего греческого Императора, жившую под покровительством папы в Риме. Иван III незадолго до того овдовел – его первой женой была Мария, дочь тверского Великого Князя Бориса Александровича.

Брак с Царевной Софьей сулил московскому княжескому роду и немалые выгоды, и серьезные опасности. Выгоды, как говорили Ивану III его приближенные – митрополит Филипп и ближние бояре, – заключались в том, что сам Бог посылает ему столь знаменитую невесту, «отрасль царственного древа, коего сень покоила некогда все Христианство». Бояре и митрополит говорили еще, что «сей благословенный союз, напоминая Владимиров (имеется в виду святой равноапостольный князь Владимир, креститель Руси, который был женат на цареградской Царевне Анне), сделает Москву как бы новою Византиею, и даст монархам нашим права Императоров греческих». Опасность же таилась в приверженности Софьи, более итальянки, нежели гречанки, к западной церкви. И в неизбежной новой попытке папского престола с ее помощью, исподтишка, оживить не получившуюся Флорентийскую унию.

Впрочем, Иван III, правитель мудрый и осмотрительный, надеялся – и не без оснований, – что опасностей он избегнет, выгодами же в полной мере воспользуется. Так в основном и вышло: династическое положение московских Государей немало укрепилось после женитьбы Ивана Васильевича на Царевне Софье Фоминичне (так ее стали называть на Руси: отец Софьи Фома Палеолог до падения Византии управлял греческими владениями Империи; он носил титул «деспота», что в строгом смысле слова означает по-гречески «господин» или «повелитель», отрицательный же оттенок это понятие обрело много позже и в других языках).

Как бы приданым Софьи стал герб Руси в виде двуглавого орла, сохранявшийся потом вплоть до 1917 года и ныне возрожденный. Усвоил Московский Двор и иные из черт пышного придворного чина Византии. А это придавало особый блеск и торжественность приемам и выходам Государей в глазах и русских людей, и иноземных послов. И достойным нового положения Москвы названием «Третий Рим» увенчал ее мудрый старец Филофей.

Из попыток же возродить унию ничего не вышло: по воле Ивана III сопровождавший Царевну папский посланец-легат был вынужден отказаться от ношения перед ним латинского креста. А в последовавшем вскоре диспуте об истинности веры легат был посрамлен ученым русским монахом-книгочеем по имени Никита.

 А.Б. ИВАНОВ
Третий Рим. Русь XIV–XVII вв.
М., 1996.мм

<-назад в раздел

Русский календарь