Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
Память святого мученика Никандра 28.03.2014

Память святого мученика Никандра

Святой Никандр жил в Египте во время царствования Диоклитиана. Сей благочестивый человек по роду занятий был врач. Он постоянно посещал находящихся в темницах святых мучеников, страдавших за Христа, врачевал их язвы, подавал им потребную пишу и погребал тела их.

Один раз он увидел тела мучеников, выброшенные в поле на съедение зверей, но не осмелился подойти к ним днем, боясь, как бы не быть самому захваченным мучителями, ибо он был человеком немощным и страшился лютых мучений, пока не был укреплен благодатью Божией.

Когда настала ночь, он отправился к телам святых мучеников и, взяв на плечи свои по одному, погребал их в некотором сокровенном месте, обвив чистыми плащаницами.

Один язычник увидел его за этим делом и донес о него правителю. Святой Никандр был взят мучителями и подвержен лютым мукам, но не отрекся от Христа, а мужественно и радостно перенес все те муки, которых раньше боялся.

Мучитель, видя его столь незыблемым в своем исповедании, как бы столп непоколебимый или гору недвижимую, приказал снять с него живого кожу и обезглавить его; таким образом, святой мученик совлекся ветхого, земного человека и облекся в нового, небесного. По отсечении своей честной главы он, как честный уд, присоединился к честнейшей главе Христу Господу своему и соцарствует с Ним вечно, с ликами прочих святых мучеников прославляя Пресвятую Троицу.

«Жития святых» Димитрия Ростовского

Святые мученики претерпели в видимом мире многие истязания и, идя даже до смерти, через свою надежду на Господа остались в добром исповедании, показали свою надежность и за то удостоились получить венец правды (см.: 1 Тим. 6, 12–13; 2 Тим. 4, 8), и кто перенес большие и тягчайшие муки, те заслужили и получили большую славу и свободу у Бога, а кто отступил, устрашился мук и бичей, не остался в благом исповедании до конца, те и теперь, и в судный день предстанут несвободными и устыженными, – подобным же образом и души, во испытание преданные скорбям и невидимо по-разному мучимые духами злобы, тайно ли внутри мучительными стеснениями или лукавыми помыслами, явно ли телесными страданиями, претерпев мужественно, укрепившись в надежде и ожидая с верою воздаяния Господня, удостаиваются такого же венца правды и, уже здесь восприемля искупление, в судный день получают в Боге равную свободу с мучениками.

Ибо они перенесли то же мучительство потеснений, что и те от людей, и от тех же самых духов злобы, что обуревали тех мучителей; и насколько большие потеснения и возмущения лукавого они претерпевают, укрепляясь в надежде, настолько большую славу приобретают у Бога и избавляются по чаянию надежды своей, удостаиваясь утешения Духа (см.: Деян. 9, 31) и становясь наследниками вечных благ Царства, а дрогнувшие души, из робости и страха не переносящие потеснений, но впадающие в леность, раздражение и отчаяние, свернувшие с пути праведности (см.: Мф. 21, 32; 2 Петр 2, 21) и не уповающие на милосердие Господне до конца, – такие души, оказавшись негодными, вечного Царства достичь не смогут.

Поэтому даже до смерти каждая душа должна ради Господа, за нас умершего, хранить стойкое терпенье, крепиться в надежде на Него и так удостоиться вечного спасения; всем, хотящим совершенно избежать грядущей геенны, наказывающей грешников, и достичь Царствия Небесного, надо еще здесь претерпеть потеснения геенны через насылаемые лукавым искушения, и если они устоят до конца, твердо надеясь на милосердие Господне и храня веру, то и от искушений и от тесноты силою благодати они избавляются, и общения Святого Духа удостаиваются (см.: 2 Кор. 13, 13), и вечной геенны отныне удаляются и наследуют вечное Царство Христово.

Такой узкий и тесный, по Писанию, проложил Господь путь, ведущий в жизнь; потому и немногие вступают на него. Но когда такая надежда нас питает, когда такое обетование обещано неложным Богом, все нападения и притеснения лукавого да претерпим мы достойно ради награды, ожидающей нас на небесах. Ведь какие бы скорби ни перенесли мы ради Господа, что может сравниться с обещанной грядущей жизнью, или с даруемым в ней для долготерпеливых душ утешением от Святого Духа (см.: Деян. 9, 31). Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с той славой, которая откроется в нас (см.: Рим. 8, 18).

Свт. Лука (Войно-Ясенецкий)м


<-назад в раздел

Русский календарь