ПРИМИРИСЬ!
И прости нам грехи наши, ибо
и мы прощаем всякому должнику
нашему (Лк. 11, 4).
Часто, прощая обиды, мы в глубине души питаем все же некоторое отчуждение к обидевшему нас. Но в таком случае мы должны ожидать того же от Господа: Какою мерой мерите, возмерится и вам (Мф. 7, 2), – говорит Господь. Если мы думаем при этом про себя: «Я бы хотел простить, но не могу», – мы не достойны приступить к Господу с молитвой о прощении. Лучше оставь все, твою молитву, твой труд, и прежде помирись вполне, всецело со всеми и тогда обратись снова к Богу. Берегись, чтобы Господь не сказал тебе, как худому рабу: Злой раб! Весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего? (Мф. 18, 32--33). Нам будет прощено настолько, насколько мы прощаем. Только Сила Креста Господня может избавить нас от злопамятства и дать нам возможность прощать так же, как нас прощает Господь.
Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения (2 Кор. 5, 19). Если исповедуем грехи наши, то Он будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (1 Ин. 1, 9).
В первые времена христианства жили в Антиохи два приятеля искренних: ученый священник Саприкий и обычный, простой гражданин Никифор. Их приятельство неким образом перешло в страшную междоусобную ненависть. Богобоязливый Никифор пытался несколько раз примириться со священником, но тот никак не хотел.
Когда настало гонение на христиан, схватили Саприкия и предложили ему принести жертву богам или идти на смертную казнь. Саприкий избрал последнее, и его повлекли на смерть. Никифор, который уже и раньше искал с ним примирения, поспешил проститься с мучеником и, встретив его на пути, пал к ногам его, умоляя его простить перед смертью, чтобы они расстались мирно: «Молю тебя, мученик Христов, – говорил Никифор, – прости меня, если в чем согрешил!» Саприкий не захотел даже взглянуть на своего бывшего друга, но спокойно и высокомерно шел на смерть. Но, видя жестокость сердца священника, Бог не захотел принять мученическую жертву и увенчать его венцом, и тайно отнял у него благодать. И в последний момент Саприкий перед палачами отрекся от Христа и изъявил желание поклониться идолам. Так он был ослеплен ненавистью! Исполнились на нем слова апостола Иоанна: Кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме <…> и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза (1 Ин. 2, 11).
Никифор заклинал Саприкия не отрекаться от Христа. «О, брат возлюбленный, не делай этого, не отрекайся от Господа нашего Иисуса Христа, не губи венца небесного!» Но все напрасно. Саприкий остался при своем. Тогда Никифор крикнул палачам: «Я христианин, посеките меня вместо Саприкия!» Палачи объявили то судье, и судья им приказал отпустить Саприкия и казнить Никифора. Радостно Никифор низложил свою голову под меч и был посечен. Так он удостоился Царства и был увенчан безсмертным венцом славы. Это произошло в 260 г. во время царя Галияна.
Святитель Николай Сербский. «Духовный Сад»