Перенесение мощей священномученика Игнатия Богоносца
Житие этого святого примечательно уже тем, что когда святой Игнатий был ребенком, Спаситель обнял его и сказал: Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18, 3).
В 106 г. император Траян приказал повсеместно приносить жертвы языческим богам, а христиан, отказывающихся поклониться идолам, убивать. В это же время святитель Игнатий добровольно явился к императору, чтобы отвратить гонение на антиохийских христиан. Император спросил святого:
– Ты ли, называемый Богоносцем, противишься нашему повелению и развращаешь всю Антиохию, ведя ее в след своего Христа?
– Да, это я.
– Что значит название твое «Богоносец»?
– Носящий Христа Бога в душе своей есть Богоносец.
– Итак, – спросил царь, – ты носишь Христа твоего в себе самом?
– Действительно ношу, потому что написано: вселюсь в них и буду ходить (2 Кор. 6, 16).
– Что же мы, по твоему мнению, не носим всегда наших богов в памяти и не имеем их помощниками против врагов?
– Горько мне, что ты называешь идолов богами, потому что Един есть Бог Истинный, Создатель неба, и земли, и моря и всего, что в них находится, Един Господь Иисус Христос, Сын Божий Единородный, и царству Его не будет конца. Если бы ты познал Его, царь, то порфира твоя, и венец, и твой престол были бы еще более могущественными.
– Игнатий! – сказал царь, – оставь то, что ты говоришь, и послушай лучше моих слов: если желаешь сделать мне угодное и быть в числе моих друзей, то принеси с нами жертву богам и тотчас же будешь у нас первосвященником великого Дия и назовешься отцом синклита.
– Какая польза мне быть первосвященником Дия, когда я – архиерей Христа, Коему всегда приношу хвалу и стараюсь всецело принести себя в жертву, чтобы иметь в себе подобие добровольной Его смерти. Если ты отдашь меня на съедение зверям, или распнешь меня на кресте, или предашь мечу или огню, то я все-таки никогда не принесу жертвы бесам. Не боюсь я смерти и не ищу временных благ, но желаю одних вечных и всячески стремлюсь только к тому, чтобы прийти ко Христу Богу моему, благоизволившему умереть за меня.
Тогда император решил отдать его на съедение зверям в Риме. Святитель Игнатий с радостью принял вынесенный ему приговор <…>
Видя, что люди смущены и не желают его смерти и разлучения с ним, Игнатий испугался, что и те верующие, которые находятся в Риме, также смутятся, не стерпят того, чтобы он отдан был зверям, и сделают ему какую-нибудь преграду, и этим затворят ему открытую дверь мученичества и желаемой смерти. Поэтому он решил послать им просьбу помолиться о нем, чтобы не пресекался путь его страданий, но чтобы скорее он был растерзан зверями и перешел к возлюбленному своему Владыке.
«…Ибо я боюсь вашей любви, чтобы она не повредила мне, потому что вам легко то, что хотите сделать, а мне трудно достигнуть Бога, если вы пожалеете меня. Желаю, чтобы вы угождали не людям, но Богу, как вы и благоугождаете Ему. Ибо ни я уже не буду иметь такого удобного случая достигнуть Бога, ни вы – ознаменоватъ себя лучшим делом, если будете молчать…»
«…Я пишу церквам и всех извещаю, что добровольно умираю за Бога, если только вы не воспрепятствуете мне. Умоляю вас: не оказывайте мне неблаговременной любви. Оставьте меня быть пищею зверей и посредством их достигнуть Бога. Я – пшеница Божия: пусть измелют меня зубы зверей, чтобы я сделался чистым хлебом Христовым. Лучше приласкайте этих зверей, чтобы они сделались гробом моим и ничего не оставили от моего тела, дабы по смерти не быть мне кому-либо в тягость. Тогда я буду поистине учеником Христа, когда даже тела моего мир не будет видеть…»
«…О, если бы не лишиться мне приготовленных для меня зверей! Молюсь, чтобы они с жадностью бросились на меня. Я заманю их, чтобы они тотчас же пожрали меня, а не так, как они некоторых побоялись и не тронули. Если же добровольно не захотят, – я их принужу. Простите мне, я знаю, что мне полезно. Теперь только начинаю быть учеником. Ни видимое, ни невидимое, – ничто не удержит меня прийти к Иисусу Христу. Огонь и крест, толпы зверей, рассечения, расторжения, раздробление костей, отсечение членов, сокрушение всего тела, лютые муки диавола пусть придут на меня, – только бы достигнуть мне Христа. Никакой пользы не принесут мне удовольствия мира, ни царства века сего. Лучше мне умереть за Иисуса Христа, нежели царствовать над всею землею…»
В день языческого праздника святого Игнатия вывели на арену цирка и выпустили львов.
Предание повествует, что, идя на казнь, святой Игнатий непрестанно повторял Имя Иисуса Христа. Когда его спросили, почему он это делает, святой Игнатий отвечал, что носит это Имя в своем сердце, «а Кто запечатлен в моем сердце, того я устами исповедую». Когда святой был растерзан, сердце его оказалось нетронуто. Разрезав сердце, язычники увидали на внутренних сторонах его золотую надпись: «Иисус Христос.
Услышав о великом мужестве святителя, Траян пожалел о нем и прекратил гонение на христиан. Мощи святого Игнатия перенесены в Антиохию, а впоследствии со славою возвращены и положены в церкви во имя священномученика Климента.
«Жития святых» Димитрия Ростовского