03.02.2014
<-назад в раздел
Память преподобного Максима Грека. О ТОМ, ЧТО ДОЛЖНО ТВЕРДО СОХРАНЯТЬ ИСПОВЕДАНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ
Возлюбленному другу инок Максим желает радоваться о Господе!
О чем ты меня спрашивал, то отвечаю тебе, а чрез тебя и всякому православному. Священный символ, то есть исповедание Православной Христианской веры, был изложен Первым Вселенским Собором Святых Отцов 318-ти, собравшихся в граде Никее, при великом Царе Константине, и изложен только до слов: «и в Духа Святаго». Второй же Вселенский Собор 150-ти Святых Отцов, собравшихся против духоборца Македония, который произносил хулы на Святаго Духа и признавал Его созданным, а не Создателем, прибавил (к изложению Первого Собора) учение о Святом Духе. Третий же Вселенский Собор 200 Святых Отцов был созван в Ефесе против христоборца Нестория, который хулил и говорил, что иной есть Сын и Слово Божие, и иной – Тот, Которого родила Приснодева Мария, почему он и не хотел Приснодеву Марию называть Богородицею, но называл Ее Христородицею, разделяя, окаянный, на два лица Единого Богочеловека Иисуса Христа. По этой причине сей Святой Третий Собор определил и строго заповедал под угрозою страшных проклятий, чтобы святой Символ, изложенный прежними двумя Соборами, сохранялся неизменно и никто не осмеливался бы по малоумной своей дерзости отнюдь ни прибавить что-либо к нему, ни убавить из него даже до одной черты или йоты, ни переменить ни одного изречения или одной буквы в нем. При этом они постановили так: если кто после дерзнет что-либо таковое относительно Символа Православной веры, да будет проклят и чужд всякого благословения и сообщества христианского.
Страшна эта заповедь и страшно запрещение, и должно нам соблюдать относительно сего великую осторожность, если искренно желаем получить спасение и общение со Святыми Отцами, изложившими священный Символ Православной нашей веры. Не говори же, что небольшая заключается разница в том, что дозволили ныне себе придумавшие новое мудрование. Страшное запрещение одинаково подвергает анафеме и прибавляющего и отъемлющего и пременяющего малейшее начертание. Не добра поэтому такая ваша похвала, чтобы не сказать – дерзостна, ибо подвергает той же анафеме и вас, изменяющих боговдохновенные словеса и говорящих: «из Марии», а не «от Марии», и – «чаем», а не «чаю», и «жизнь будущая в веки. Аминь», а не «будущаго века». Довольно с вас устраивать военные дела, а то, что принадлежит Святому Духу, пусть устанавливают те, кому это поручено; ибо не можете Богу работати и мамоне (Лк. 17, 13), – говорит Слово Божие.
Сколько кланялся Пятому Святому Вселенскому Собору великий Царь Иустиниан, прося дозволения ему прибавить в Святом Символе одно малое изречение – «присно», чтобы вместо слов «и Марии Девы» произносить: «и Марии Приснодевы». Но блаженные те Отцы, сохраняя заповедь первых Четырех Соборов, не дозволили ему прибавить это выражение в святом Символе, хотя и ничего вредного в нем не заключается, а напротив оно увеличивает славу и похвалу Пресвятой Богородице, а велели говорить и писать это в других похвалах Ее. Тогда Царь, не получив от Собора просимого им и побуждаемый любовию к Пресвятой Богородице, сам составил следующую песнь: «Единородный Сыне и Слове Божий, безсмертен Сый, и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии...»
Имя Ея – Мария, а не «з» Мария, и приписывать тут и произносить эту букву – «з» – неприлично, ибо поставленное здесь «и» – есть союз соединительный, а не предлог «из». Соединительным же называется этот союз потому, что соединяет между собою то и другое выражение, как например: Петр, Иаков и Иоанн. Так и здесь: «воплощшася от Духа Свята и Марии Девы», а не «из» Марии; также говорится, что от Захарии и Елисаветы, а не «из» Елисаветы родился Предтеча. Ибо это выражение «и», помещенное между словами «Духа Свята» и «Марии Девы», показывает нам, что Святая Дева осенением Святаго Духа зачала и родила Иисуса Христа, а не Одна и Сама Собою. Предлоги также соединяются с именами и многими изречениями, и один предлог часто относится к трем или четырем именам, как, например, в этом: человек состоит из земли, огня, воздуха и воды; здесь предлог «из» употреблен однажды, а имен четыре – земля, огонь, воздух и вода.
А относительно того, что вы не хотите произносить со всеми святыми Соборами и с вашими святыми чудотворцами: «чаю воскресения», а говорите: «чаем», то и это у вас мудрствуется по непохвальному преслушанию отеческой заповеди, не дозволяющей никому изменить какое бы то ни было изречение в святом Символе. Берегитесь, чтобы от этих малых ваших преступлений не впасть вам в большие. Преставлять пределы и уставы отеческие не полезно, говорит Божия Премудрость. Вы же словеса Божии изменяете и хитрите. Если неложен Сказавший ученикам Своим: не вы бо будете глаголющии, но Дух Отца вашего глаголяй в вас (Мф. 10, 20); то, очевидно, что вы по человеческой любопрительности хотите говорить: «чаем» – во множественном числе, а не в единственном: «чаю». Поэтому следует вам говорить: «Веруем во единаго Бога», а не «верую», и «исповедуем едино крещение», а не «исповедую». Неужели не понимаете своего несмысленного мудрования? Не мудрствуйте паче, еже подобает мудрствовати (Рим. 12, 3), – говорит премудрый Павел, апостол Христов.
Держите же и проповедуйте исповедание христианской веры неизменно, как предали православным все святые Соборы и четыре Патриарха и как держали Отцы и святые чудотворцы, чтобы быть вам во всем подобными им и сопричастниками Царства Небесного и жизни вечной будущего века, то есть грядущего и имеющего открыться во второе пришествие страшного Судии. Не говорите же: «и жизнь будущая во веки», но: «жизнь будущаго века», то есть Самого Спасителя Христа. Ибо Он для нас и Жизнь и Воскресение наше, как говорит апостол Павел в Послании к Колоссянам: аще бо воскреснуте со Христом, вышних ищите, идеже есть Христос, одесную Бога седя; горняя мудрствуйте, а не земная; умросте бо, и живот ваш сокровен есть со Христом в Бозе; егда же Христос явится живот ваш, тогда и вы с Ним явитеся во славе (Кол. 3, 1–4). Этой Жизни безконечной, Иисуса Христа, жду, то есть с твердою и несомненною верою надеюсь получить, а не будущих веков ожидаю, по вашему младенческому мудрованию. Ибо Христос есть для нас Жизнь и Воскресение, а не век и не века.
О том, что не следует и не полезно прибавить что-либо к святому Символу или убавить из него, или переменить какое-либо выражение, – об этом слушайте со вниманием, что говорит премудрый Иоанн Златоуст: «Как на царских златых монетах, если кто и малейшее что изгладит с изображения, то делает негодною всю монету, так и тот, кто в истинной вере малейшее что переменит, тот испортил (все исповедание)». Согласно с этим учит и блаженный Исидор Пелусиотский, говоря так: «Убавляющие или дерзающие прибавить что-либо к божественным словам недугуют одним из двух: или они не веруют, что Святое Писание было написано Духом Святым, и поэтому справедливо должны называться неверами; или же самих себя считают мудрее Святаго Духа, и в таком случае что другое должно сказать о них, как не то только, что они безумствуют».
Последуя этим святым, и я, грешный богомолец ваш, умоляю вас Иисусом Христом, перестаньте от такового новоизобретенного мудрования, ибо этим вы только возбуждаете ссору и соблазн между православными, а не пользу приносите. Вот я, повинуясь Царю и пророку, говорящему: и глаголах о свидениих Твоих пред цари, и не стыдяхся (Пс. 118, 46), – сказал вам всю истину апостольскую, Отцами преданную. Если послушаетесь этого краткого моего напоминания и перестанете смущать людей Божиих, то слава Богу, давшему мне, грешному, такую силу слова! Если же не послушаетесь, то берегитесь сказанного Господом: горе человеку тому, имже соблазн приходит, и прочее. Мир Христов да будет с вами!
О чем ты меня спрашивал, то отвечаю тебе, а чрез тебя и всякому православному. Священный символ, то есть исповедание Православной Христианской веры, был изложен Первым Вселенским Собором Святых Отцов 318-ти, собравшихся в граде Никее, при великом Царе Константине, и изложен только до слов: «и в Духа Святаго». Второй же Вселенский Собор 150-ти Святых Отцов, собравшихся против духоборца Македония, который произносил хулы на Святаго Духа и признавал Его созданным, а не Создателем, прибавил (к изложению Первого Собора) учение о Святом Духе. Третий же Вселенский Собор 200 Святых Отцов был созван в Ефесе против христоборца Нестория, который хулил и говорил, что иной есть Сын и Слово Божие, и иной – Тот, Которого родила Приснодева Мария, почему он и не хотел Приснодеву Марию называть Богородицею, но называл Ее Христородицею, разделяя, окаянный, на два лица Единого Богочеловека Иисуса Христа. По этой причине сей Святой Третий Собор определил и строго заповедал под угрозою страшных проклятий, чтобы святой Символ, изложенный прежними двумя Соборами, сохранялся неизменно и никто не осмеливался бы по малоумной своей дерзости отнюдь ни прибавить что-либо к нему, ни убавить из него даже до одной черты или йоты, ни переменить ни одного изречения или одной буквы в нем. При этом они постановили так: если кто после дерзнет что-либо таковое относительно Символа Православной веры, да будет проклят и чужд всякого благословения и сообщества христианского.
Страшна эта заповедь и страшно запрещение, и должно нам соблюдать относительно сего великую осторожность, если искренно желаем получить спасение и общение со Святыми Отцами, изложившими священный Символ Православной нашей веры. Не говори же, что небольшая заключается разница в том, что дозволили ныне себе придумавшие новое мудрование. Страшное запрещение одинаково подвергает анафеме и прибавляющего и отъемлющего и пременяющего малейшее начертание. Не добра поэтому такая ваша похвала, чтобы не сказать – дерзостна, ибо подвергает той же анафеме и вас, изменяющих боговдохновенные словеса и говорящих: «из Марии», а не «от Марии», и – «чаем», а не «чаю», и «жизнь будущая в веки. Аминь», а не «будущаго века». Довольно с вас устраивать военные дела, а то, что принадлежит Святому Духу, пусть устанавливают те, кому это поручено; ибо не можете Богу работати и мамоне (Лк. 17, 13), – говорит Слово Божие.
Сколько кланялся Пятому Святому Вселенскому Собору великий Царь Иустиниан, прося дозволения ему прибавить в Святом Символе одно малое изречение – «присно», чтобы вместо слов «и Марии Девы» произносить: «и Марии Приснодевы». Но блаженные те Отцы, сохраняя заповедь первых Четырех Соборов, не дозволили ему прибавить это выражение в святом Символе, хотя и ничего вредного в нем не заключается, а напротив оно увеличивает славу и похвалу Пресвятой Богородице, а велели говорить и писать это в других похвалах Ее. Тогда Царь, не получив от Собора просимого им и побуждаемый любовию к Пресвятой Богородице, сам составил следующую песнь: «Единородный Сыне и Слове Божий, безсмертен Сый, и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии...»
Имя Ея – Мария, а не «з» Мария, и приписывать тут и произносить эту букву – «з» – неприлично, ибо поставленное здесь «и» – есть союз соединительный, а не предлог «из». Соединительным же называется этот союз потому, что соединяет между собою то и другое выражение, как например: Петр, Иаков и Иоанн. Так и здесь: «воплощшася от Духа Свята и Марии Девы», а не «из» Марии; также говорится, что от Захарии и Елисаветы, а не «из» Елисаветы родился Предтеча. Ибо это выражение «и», помещенное между словами «Духа Свята» и «Марии Девы», показывает нам, что Святая Дева осенением Святаго Духа зачала и родила Иисуса Христа, а не Одна и Сама Собою. Предлоги также соединяются с именами и многими изречениями, и один предлог часто относится к трем или четырем именам, как, например, в этом: человек состоит из земли, огня, воздуха и воды; здесь предлог «из» употреблен однажды, а имен четыре – земля, огонь, воздух и вода.
А относительно того, что вы не хотите произносить со всеми святыми Соборами и с вашими святыми чудотворцами: «чаю воскресения», а говорите: «чаем», то и это у вас мудрствуется по непохвальному преслушанию отеческой заповеди, не дозволяющей никому изменить какое бы то ни было изречение в святом Символе. Берегитесь, чтобы от этих малых ваших преступлений не впасть вам в большие. Преставлять пределы и уставы отеческие не полезно, говорит Божия Премудрость. Вы же словеса Божии изменяете и хитрите. Если неложен Сказавший ученикам Своим: не вы бо будете глаголющии, но Дух Отца вашего глаголяй в вас (Мф. 10, 20); то, очевидно, что вы по человеческой любопрительности хотите говорить: «чаем» – во множественном числе, а не в единственном: «чаю». Поэтому следует вам говорить: «Веруем во единаго Бога», а не «верую», и «исповедуем едино крещение», а не «исповедую». Неужели не понимаете своего несмысленного мудрования? Не мудрствуйте паче, еже подобает мудрствовати (Рим. 12, 3), – говорит премудрый Павел, апостол Христов.
Держите же и проповедуйте исповедание христианской веры неизменно, как предали православным все святые Соборы и четыре Патриарха и как держали Отцы и святые чудотворцы, чтобы быть вам во всем подобными им и сопричастниками Царства Небесного и жизни вечной будущего века, то есть грядущего и имеющего открыться во второе пришествие страшного Судии. Не говорите же: «и жизнь будущая во веки», но: «жизнь будущаго века», то есть Самого Спасителя Христа. Ибо Он для нас и Жизнь и Воскресение наше, как говорит апостол Павел в Послании к Колоссянам: аще бо воскреснуте со Христом, вышних ищите, идеже есть Христос, одесную Бога седя; горняя мудрствуйте, а не земная; умросте бо, и живот ваш сокровен есть со Христом в Бозе; егда же Христос явится живот ваш, тогда и вы с Ним явитеся во славе (Кол. 3, 1–4). Этой Жизни безконечной, Иисуса Христа, жду, то есть с твердою и несомненною верою надеюсь получить, а не будущих веков ожидаю, по вашему младенческому мудрованию. Ибо Христос есть для нас Жизнь и Воскресение, а не век и не века.
О том, что не следует и не полезно прибавить что-либо к святому Символу или убавить из него, или переменить какое-либо выражение, – об этом слушайте со вниманием, что говорит премудрый Иоанн Златоуст: «Как на царских златых монетах, если кто и малейшее что изгладит с изображения, то делает негодною всю монету, так и тот, кто в истинной вере малейшее что переменит, тот испортил (все исповедание)». Согласно с этим учит и блаженный Исидор Пелусиотский, говоря так: «Убавляющие или дерзающие прибавить что-либо к божественным словам недугуют одним из двух: или они не веруют, что Святое Писание было написано Духом Святым, и поэтому справедливо должны называться неверами; или же самих себя считают мудрее Святаго Духа, и в таком случае что другое должно сказать о них, как не то только, что они безумствуют».
Последуя этим святым, и я, грешный богомолец ваш, умоляю вас Иисусом Христом, перестаньте от такового новоизобретенного мудрования, ибо этим вы только возбуждаете ссору и соблазн между православными, а не пользу приносите. Вот я, повинуясь Царю и пророку, говорящему: и глаголах о свидениих Твоих пред цари, и не стыдяхся (Пс. 118, 46), – сказал вам всю истину апостольскую, Отцами преданную. Если послушаетесь этого краткого моего напоминания и перестанете смущать людей Божиих, то слава Богу, давшему мне, грешному, такую силу слова! Если же не послушаетесь, то берегитесь сказанного Господом: горе человеку тому, имже соблазн приходит, и прочее. Мир Христов да будет с вами!
Преподобный Максим Грек
Сочинения преп. Максима Грека,
изданные при Казанской Духовной
академии. Ч. III: Разные сочинения.
Казань, 1862.
Сочинения преп. Максима Грека,
изданные при Казанской Духовной
академии. Ч. III: Разные сочинения.
Казань, 1862.