Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
27.01.2014

Житие святой равноапостольной Нины

Святая Нина родилась в Каппадокии и была единственною дочерью знатных и благочестивых родителей:   римского   воеводы   Завулона,  родственника   святог  великомученика   Георгия, и Сусанны, сестры иерусалимского Патриарха.

Когда Нине было 12 лет, она со своими родителями пришла в Иерусалим. Здесь ее отец, пылая любовь ко Господу, по благословению Патриарха и по соглашению супруги отправился в Иорданские пустыни, оставив свою семью на Волю Божию. Где он подвизался высоким подвигом и где умер, до сих пор никому неизвестно.

Нина же была отдана на воспитание одной благочестивой старице Нианфоре. Отроковица была столь усердна ко своему спасению, что с Божией помощью за 2 года твердо усвоила правила веры и благочестия. Ежедневно с усердием и молитвой читала она Божественные Писания, и сердце ее пылало любовью ко Христу. Когда она читала со слезами евангельские повествования о распятии Христа Спасителя и о всем происходившем при кресте Его, мысль ее остановилась на судьбе хитона Господнего.

– Где же теперь находится сия земная порфира Сына Божия? – спрашивала она свою наставницу. – Не может быть, чтобы погибла на земле столь великая святыня.

Тогда Нианфора сообщила Св. Нине – что ей самой было известно из предания, именно: что к северо-востоку от Иерусалима есть страна Иверийская и в ней – г. Мцхет, и что именно туда хитон Христов был отнесен воином, которому он достался по жребию при распятии Хриством (см.: Ин. 19, 24). Нианфора прибавила, что   жители   этой   страны,   по   названию   картвелы, также соседние с ними армяне и многие горные племена до сих пор остаются погруженными во тьму языческого заблуждения и нечестия.

Глубоко запали в сердце Св. Нины сии сказания старины. Дни и ночи проводила она в пламенной молитве к Пресвятой. Богородице, чтобы Она удостоила ее увидеть Иверийскую страну, найти и облобызать хитон возлюбленного Сына Ее сотканный перстами Ее, Богоматери, и проповедать святое имя Христа незнающим Его тамошним народам. И Преблагословенная Богородица Дева услышала молитву Своей рабы. Она явилась ей в сонном видении и сказала:

– Иди в страну Иверийскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа, и обрящешь благоволение пред Лицом Его; Я же буду твоей Покровительницей.

– Но как, – спросила смиренная отроковица, – я, слабая женщина, буду в состоянии совершить столь великое служение?

В ответ на это, Богородица, вручая Нине крест, сплетенный из виноградных лоз, сказала:

– Возьми сей крест. Он будет для тебя щитом и оградой против всех видимых и невидимых врагов. Силою сего креста ты водрузишь в той стране спасительное знамя веры в возлюбленного Сына Моего и Господа, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2, 4)

Пробудившись и увидев в руках у себя чудный крест, св. Нина связала его своими волосами и пошла к дяде своему, Патриарху. Когда блаженный Патриарх услышал от нее о явлении ей Богоматери и повелении идти в Иверийскую страну для евангельского благовествование там о вечном спасении, то, увидев в этом явное выражение воли Божией, благословил ее на столь не легкий путь.

Святая отправилась одна в дальнейший путь и после долгого путешествия пришла к берегу неизвестной ей реки, близ селения Хертвиси. Река же эта была Кура, которая, направляясь с запада к юго-востоку, до Каспийского моря орошает всю среднюю Иверию. На берегу реки ей встретились пастухи овец, которые дали немного пищи утомленной дальностию дороги путешественнице. Люди эти говорили на армянском наречии; Нина понимала армянский язык: с ним ознакомила ее старица Нианфора.

Поговорив с пастухами, она узнала где находится г. Мцхет, и отправилась туда.   

Узнав однажды, что все мужчины этого города, равно как и прибывшие из окрестностей, собираются идти в столичный город Мцхет для поклонения своим ложным богам, отправилась туда с ними и св. Нина. Вся народная толпа вместе со своим царем стояла в безумном благоговении и трепете пред   своими богами,   между   тем   как   жрецы   делали приготовления к принесению  кровавых   жертв. И когда по окончании их воскурился фимиам, потекла жертвенная кровь, загремели трубы и тимпаны, царь и народ пали лицом на землю пред бездушными истуканами. Воспылало тогда ревностью пророка Илии сердце Св. девы. Воздохнув из глубины души и подняв со слезами глаза свои к небу, она стала молиться Богу о сокрушении сих идолов и о спасении заблуждающегося народа.

Идолы были сокрушены. А святая осталась не замеченной. И напрасно на другой день царь и народ искали своих богов. Не найдя их, они пришли в ужас и говорили:

– Велик бог Армаз; однако есть какой-то другой Бог, больший его, Который и победил его. Уж не христианский ли это Бог, Который посрамил древних армянских богов и соделал царя Тиридата христианином? Однако в Иверии никто не слыхал ничего о Христе, и никто не проповедывал, что Он – Бог над всеми богами. Что же такое совершилось, и что будет потом?

Спустя много времени после того, святая Нина вошла, под видом странницы, в город Мцхет, называя себя пленницей. Когда она направлялась к царскому саду, то жена садовника, Анастасия, быстро вышла навстречу ей, как бы к знакомой и давно уже ожидаемой. Муж Анастасии устроил для нее небольшую палатку в углу сада, на месте которой и до сих пор стоит небольшая церковь в честь Св. Нины, в ограде Самтаврского женского монастыря.

Из этой палатки открылся светлый ряд подвигов Св. Нины и чудес, совершенных ею во славу Христова Имени. Первым в Иверии приобретением Христианской Церкви была честная супружеская чета, приютившая у себя рабу Христову. По молитве Св. Нины Анастасия разрешилась от своего безчадия и сделалась впоследствии матерью многочисленного и счастливого семейства, равно как – и первою женщиною, которая уверовала в Иверии во Христа раньше мужчин.

Одна женщина, с плачем носила по улицам города своего умирающего ребенка, взывая ко всем о помощи. Взяв больное дитя, святая Нина положила его на свое, устроенное из листьев, ложе; помолившись, возложила на малютку свой крест из виноградных лоз и возвратила его плакавшей матери живым и здоровым.

С того времени Нина начала открыто и всенародно проповедывать Евангелие и призывать иверийских язычников и иудеев к покаянию и вере во Христа. Ее благочестивая, праведная и целомудренная жизнь была известна всем и привлекала к Святой взоры, слух и сердце народа. Многие – и особенно жены еврейские – стали часто приходить к Нине, чтобы послушать из ее медоточивых уст новое учение о Царствии Божием и вечном спасении, и начинали тайно принимать веру во Христа. Таковы были: Сидония, дочь первосвященника карталинских евреев Авиафара, и шесть других женщин – евреянок. Вскоре уверовал во Христа и сам Авиафар – после того как услышал толкования Св. Нины на древние пророчества об Иисусе Христе и как они исполнились на Нем, как Мессии.

Часто беседуя с этим Авиафаром, св. Нина услыхала от него следующий рассказ о Хитоне Господнем:

– Я слышал от своих родителей, а те слыхали от своих отцов и дедов, что, когда в Иерусалиме царствовал Ирод, евреями, жившими в Мцхете и во всей карталинской стране, было получено известие, что в Иерусалим приходили персидские цари, что они искали новорожденного Младенца мужского пола, из потомства Давидова, рожденного матерью, без отца, и называли Его Иудейским Царем. Они нашли Его в городе Давидовом Вифлееме, в убогом вертепе, и принесли Ему в дар царское золото, целебную смирну и благовонный ладан; поклонившись Ему, они возвратились в свою страну (см.: Мф. 2, 11–12).

Прошло после этого тридцать лет – и вот прадед мой Елиоз получил из Иерусалима от первосвященника Анны письмо такого содержания:

"Тот, к Кому приходили на поклонение персидские цари со своими дарами, достиг совершенного возраста и стал проповедывать, что Он – Христос, Мессия и Сын Божий. Приходите в Иерусалим, чтобы видеть смерть Его, которой Он будет предан по закону Моисееву".

Когда Елиоз собрался вместе со многими другими идти в Иерусалим, мать его, благочестивая старица, из рода первосвященника Илия, сказала ему:

– Ступай, сын мой, по царскому зову; но умоляю тебя – не будь заодно с нечестивыми против Того, Кого они вознамерились умертвить; Он – Тот, Кого предвозветили пророки, Кто представляет Собою загадку для мудрецов, тайну, сокрытую от начало веков, свет для народа и вечную жизнь.

Елиоз, вместе с Каренийским Лонгином пришел в Иерусалим и присутствовал при распятии Христа. Мать же его оставалась в Мцхете. Накануне Пасхи она внезапно почувствовала вдруг в своем сердце как бы удары молотка, вбивающего гвозди, и громко воскликнула:

– Погибло ныне царство Израиля, потому что предали смерти Спасителя и Избавителя его; народ сей отныне будет повинен в крови своего Создателя и Господа. Горе мне, что я не умерла ранее сего: не слыхала бы я этих страшных ударов! Не увидеть уже мне более на земле Славы Израиля! Сказав это, она умерла.

Елиоз же, присутствовавший при распятии Христа, приобрел Хитон Его от римского воина, которому тот достался по жребию, и принес его в Мцхет. Сестра Елиоза Сидония, приветствуя брата с благополучным возвращением, рассказала ему о чудной и внезапной смерти матери и предсмертных словах ее. Когда же Елиоз, подтвердив предчувствие матери относительно распятия Христова, показал сестре Хитон Господень.

Сидония, взяв его, стала целовать со слезами, прижала потом его к груди своей и тотчас пала мертвой. И никакая сила человеческая не могла исторгнуть из рук умершей эту священную одежду – даже сам царь Адеркий, пришедший со своими вельможами видеть необычайную смерть девицы и желавший также вынуть из рук ее одежду Христову. Спустя некоторое время, Елиоз предал земле тело своей сестры, вместе же с нею схоронил и хитон Христов и сделал это столь тайно, что даже и до сего времени никто не знает места погребения Сидонии. Некоторые предполагали только, что это место находится посредине царского сада, где с того времени сам собою вырос стоящий там и теперь, тенистый кедр; к нему стекаются со всех сторон верующие, почитая его, как некоторую великую силу; там, под корнями, по преданию и находится гроб Сидонии.

Услышав об этом предании, св. Нина стала приходить по ночам молиться под этот дуб; однако, она сомневалась, действительно ли под его корнями скрыт Хитон Господень. Но таинственные видения, бывшие ей на этом месте, уверили ее, что место это свято и в будущем прославится. Так, однажды по совершении полуночных молитв св. Нина видела: вот из всех окрестных стран слетелись к царскому саду стаи черных птиц, отсюда же они полетели к реке Арагве и омывались в водах ее. Спустя немного, они поднялись вверх, но – уже белыми как снег, и потом, опустившись на ветви кедра, они огласили сад райскими песнями. Это было ясным знамением, что окрестные народы просветятся водами святого крещения, а на месте кедра будет храм в честь Истинного Бога, и в сем храме имя Господне будет славимо во веки. Еще видела св. Нина, что будто горы, стоявшие одна против другой, Армаза и Задена, потряслись и пали. Слышала она также звуки битвы и вопли бесовских полчищ, как будто вторгшихся, в образе персидских воинов в столичный город, и страшный голос, подобный голосу царя Хозроя, повелевающий предать все уничтожению. Но все сие страшное видение исчезло, лишь только св. Нина, подняв крест, начертала им в воздухе знамение креста и сказала:

– Умолкните, бесы! Настал конец вашей власти: ибо вот Победитель!      Будучи уверяема сими знамениями, что близко Царство Божие и спасение иверийского народа, св. Нина непрестанно проповедывала народу слово Божие. Вместе с нею трудились в благовестии Христовом и ученики ее – особенно же Сидония и отец ее Авиафар. Последний настолько ревностно и настойчиво спорил с прежними своими единоверцами-иудеями об Иисусе Христе, что потерпел от них гонение и был осужден на побиение камнями; только царь Мириан спас его от смерти. И сам царь начал размышлять в своем сердце о Христовой вере, ибо он знал, что эта вера не только распространилась в соседнем Армянском царстве, но и в Римской Империи царь Константин, победив именем Христа и силою креста Его всех своих врагов, сделался христианином и покровителем христиан. Иверия находилась под властью римлян, и сын Мириана Бакар был в то время заложником в Риме; поэтому Мириан не препятствовал Св. Нине проповедывать Христа и в своем городе. Питала злобу против христиан лишь супруга Мириана, царица Нана, женщина жестокая и усердная почитательница бездушных идолов, которая поставила в Иверии статую богини Венеры. Однако благодать Божия, немощная врачующая и оскудевающая восполняющая, скоро исцелила и эту болящую духом женщину. Царица расхворалась; и чем более усилий употребляли врачи, тем сильнее делалась болезнь; царица была при смерти. Тогда приближенные к ней женщины, видя великую опасность, стали упрашивать ее, чтобы она позвала странницу Нину, которая одною только молитвою к проповедуемому ею Богу исцеляет всякие недуги и болезни. Царица приказала привести к ней эту странницу. Св. Нина, испытывая веру и смирение царицы, сказала посланным:

– Если царица хочет быть здоровой, пусть придет ко мне сюда в эту палатку, и я верую, что она получит здесь исцеление силою Христа, Бога моего.

Царица повиновалась и приказала нести себя на носилках в палатку Святой; следом за ней шли сын ее Рев и множество народа. Св. Нина, распорядившись, чтобы больную царицу положили на ее лиственное ложе, преклонила колена и усердно помолилась Господу, Врачу душ и телес. Потом, взяв свой крест, положила его на голову больной, на ноги ее и на оба плеча и сделала таким образом на ней крестное знамение. Лишь только она совершила это, царица тотчас встала с одра болезни здоровою. Возблагодарив Господа царица там же пред Св. Ниною и народом – а после и дома – пред супругом своим царем Мирианом – громко исповедала, что Христос есть истинный Бог. Она сделала святую Нину своею приближенною подругою и постоянной собеседницей, питая свою душу ее святыми поучениями. Потом царица приблизила к себе мудрого старца Авиафара и его дочь Сидонию, она научилась от них многому в вере и благочестии. Сам царь Мириан (сын персидского царя Хозроя и родоначальник в Грузии династии Сассанидов), еще медлил открыто исповедать Христа Богом, а старался, напротив, быть ревностным идолопоклонником. Однажды он вознамерился даже истребить исповедников Христовых и вместе с ними святую Нину.

Обуреваемый такими враждебными помыслами против христиан, царь Мириан отправился в Мухранские леса, чтобы рассеяться охотою. Беседуя там со своими спутниками, он говорил:

– Мы навлекли на себя страшный гнев своих богов за то, что дозволили чародеям-христианам проповедывать веру их в нашей земле. Скоро я истреблю мечом всех, кто поклоняется Кресту и Распятому на нем. Прикажу отречься от Христа и царице; если она не послушает, погублю и ее вместе с прочими христианами.

С такими словами царь поднялся на вершину обрывистой горы Тхоти. И вдруг внезапно светлый день обратился в непроглядную тьму, и поднялась буря, подобная той, которая ниспровергла кумира Армаза; блеск молнии ослепил глаза царя, гром рассеял всех спутников его. В отчаянии царь стал взывать о помощи к богам своим, но они не подавали голоса и не слышали. Почувствовав над собою карающую руку Бога Живого, царь воззвал:

– Боже Нины! Рассей мрак пред очами моими, и я исповедую и прославлю имя Твое!

И тотчас стало светло вокруг, и буря утихла. Изумляясь такой силе одного слова лишь имени Христова, царь обратился лицом к востоку, поднял руки свои к небу и со слезами взывал:

– Прославьте, все люди, Бога Нины, Христа, ибо Он – Бог вечный, и Ему Единому подобает всякая слава во веки!

Царь искал святую Нину и спрашивал:

Обращение ко Христу царя Мириана было решительным и непоколебимым; Немедленно Мириан отправил послов в Грецию к царю Константину с просьбою прислать к нему епископа и священников, чтобы крестить народ, научить его вере Христовой, насадить и утвердить в Иверии Святую Церковь Божию. Царь пожелал еще до прихода священников построить храм Божий и выбрал для этого место по указанию Св. Нины, в своем саду, именно – там, где стоял упомянутый великий кедр, говоря:

– Пусть этот тленный и скоропреходящий сад обратится в нетленный и духовный сад, произращающий плоды в жизнь вечную!

Кедр был срублен, и из шести сучьев его вытесали шесть столбов, которые и утвердили, без всякого труда, на предназначенных им в здании местах. Когда же плотники хотели поднять седьмой столб, вытесанный из самого ствола кедра, чтобы поставить его в основание храма, то все были изумлены, так как никакой силой невозможно было сдвинуть его с места. При наступлении вечера опечаленный царь пошел к себе домой, размышляя, что бы это означало? Разошелся и народ. Только одна св. Нина осталась на всю ночь на месте постройки со своими ученицами, молясь и обливая слезами пень срубленного дерева. Рано поутру явился Св. Нине дивный юноша, опоясанный огненным поясом, и сказал ей на ухо три каких-то таинственных слова, услышав которые, она упала на землю и поклонилась ему. Потом этот юноша подошел к столбу и, обняв его, поднял с собой высоко в воздух. Столб блестел подобно молнии, так что освещал весь город.

Царь и народ собрались к месту; со страхом и радостью смотря на чудное видение, все удивлялись, каким образом этот тяжелый   столб,   никем   не   поддерживаемый,   то   поднимался   вверх   локтей на двадцать от земли, то опускался вниз и касался пня, на котором рос; наконец он остановился и стал неподвижно на своем месте. Из-под основания столба начало истекать благовонное и целебное миро, и все страдавшие различными болезнями и ранами, с верой мазавшиеся этим миром, получали исцеление. Так, один еврей, слепой от рождения, лишь только прикоснулся к этому светоносному столбу, тотчас прозрел и, уверовав во Христа, прославил Бога. Мать одного мальчика, семь лет лежавшего в тяжкой болезни, принесла его к живоносному столбу и умоляла святую Нину исцелить его, исповедуя, что проповедуемый ею Христос Иисус воистину Сын Божий. Лишь только св. Нина, коснувшись столба своею рукою, положила ее потом на больного, мальчик тотчас же выздоровел. Чрезвычайное стечение к живоносному столбу народа побудило царя отдать распоряжение строителям, чтобы они поставили вокруг него ограду. Место это с того времени стали чтить не только христиане, но и язычники. Вскоре было закончено и сооружение первого в Иверийской стране деревянного храма.

Избегая славы и почестей, которые воздавали ей и царь и народ, пламенея желанием послужить к еще большему прославлению имени Христова, она ушла из многолюдного города в горы, на безводные высоты Арагвы и стала там молитвою и постом приготовляться к новым благовестническим трудам в соседних с Картилией областях. Найдя небольшую пещеру, скрытую за ветвями деревьев, она стала жить в ней. Из источника этого и до сих пор капают капли воды, как слезы, почему он называется в народе "слезным"; называют его также и "млечным" источником, ибо он подает молоко иссохшим грудям матерей.

Потом св. Нина пошла в горные страны, на север от Мцхета, к верховьям рек Арагвы и Иоры и огласила евангельскою проповедью горные селения Кавказа. Дикие горцы, обитавшие в Чалети, Ерцо, Тионети, и многие другие, под действием Божественной силы евангельского слова и под влиянием чудесных знамений, совершавшихся по молитве Св. проповедницы Христовой, приняли Евангелие царствия Христова, уничтожили своих идолов и приняли крещение от пресвитера Иакова. Пройдя потом Кокабети и обратив всех жителей в христианскую веру, св. проповедница направилась к югу Кахетии и, достигнув селения Бодби (Буди), границы ее святых подвигов и земного странствования, поселилась там. Устроив себе на склоне горы палатку и проводя дни и ночи в молитве пред святым крестом, св. Нина скоро привлекла к себе внимание окрестных жителей. Они стали постоянно собираться к ней, чтобы послушать ее трогательные поучения о Христовой вере и о пути к вечной жизни. В Бодби в это время жила царица Кахетии Соджа (София); пришла и она вместе с другими послушать дивную проповедницу. Пришедши однажды и с наслаждением послушав ее, она уже не хотела потом оставить ее: она преисполнилась искренней верой в спасительную проповедь Св. Нины. В скором времени София вместе со своими царедворцами и множеством народа приняла от пресвитера Иакова святое крещение.

Совершив, таким образом, в Кахетии последнее дело своего апостольского служения в Иверийской стране, св. Нина получила от Бога откровение о приближении своей кончины. Сообщая об этом в письме к царю Мириану, св. призывала на него и на царство его благословение Божие и Пречистой Девы Богоматери и ограждение неодолимою силою Креста Господня, и далее писала:

– Я же, как странница и пришелица, ухожу теперь из этого мира и пойду путем своих отцов. Прошу тебя, царь, пришли ко мне епископа Иоанна, чтобы приготовить меня в вечный путь, ибо близок уже день моей смерти.

Затем она преподала несколько наставлений о вечной жизни, благоговейно причастилась из рук епископа спасительных Таин Тела и Крови Христовых, завещала предать погребению тело ее в той же убогой палатке, где она теперь, чтобы новооснованная Кахетинская церковь не осталась сиротствующею, и с миром предала дух Св. в руце Господни.

Всеблагий Бог прославил нетлением тело Св. Нины, скрытое, по ее повелению под спудом (и после нее в Грузии не было в обычае открывать мощи святых). У гроба ее происходили многочисленные и непрерывные знамения и чудеса. Эти благодатные знамения, св. и ангелоподобная жизнь и апостольские труды Св. Нины, которые она предприняла и со славою докончила, побудили юную церковь Иверийскую признать святую Нину, с благословения церкви Антиохийской, равноапостольною просветительницею Иверии, присоединить ее к лику святых и установить в честь ее ежегодный праздник 14 января, в день ее блаженной кончины.

Свт. Димитрий Ростовский. .Жития Святых


<-назад в раздел

Русский календарь