Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
Житие св. Саввы, архиепископа Сербского 25.01.2014

Житие св. Саввы, архиепископа Сербского

Савва был сын знаменитого основателя самостоятельного Сербского государства, Великого сербского жупана Стефана Немани, который жил в XII в. Он объединил большую часть сербских земель и доставил им политическую независимость. Сын его Савва явился создателем независимой Сербской Церкви.

Родители его, имея уже несколько детей, обратились к Господу с молитвой, чтобы Он даровал им еще сына, который был бы насадителем благочестия в их отечестве; и прославил его. Они давали обет после того оставаться до смерти в чистоте. Младенца назвали Растько, иначе Ростислав, как бы предвидя возрастание в духовной славе его и отечества.

По окончании доброго воспитания, родители дали благочестивому отроку отдельную область, в которой он мог бы жить самостоятельно вместе со своими слугами и развлекаться охотой и другими забавами, приличными знатным юношам. Ростислав удалился из дома родительского. Но забавы мiрские его не прельщали. Его увлекал путь Господень.

Растько промыслом Божиим встретил одного афонского странника, и после его разсказов о святогорском подвижничестве дал обет Богу оставить мiр и подвизаться на Афоне. Прибыв к родителям за благословением Растько просится у них на охоту в одну неблизкую дикую местность, богатую всякого рода добычей. Родители охотно дают свое согласие. Получив его, Растько отправляется в путь, но не для звериной ловли в пустыню, а на святую Афонскую гору, для подвигов ради душевного спасения. Он поселился в русском Пантелеимоновом монастыре.

Родители вскоре догадались обо всем и послали на Афон своего уполномоченного с военным отрядом для возвращения беглеца. Не убоявшийся человеков паче Бога прот (настоятель) Афонской горы, получивший от греческого императора Исаака Ангела строгое предписание о Ростиславе, решился оказать содействие отважному юноше.

Не надеясь, чтобы беглец добровольно и охотно вернулся на родину, посланные не спускали с глаз юношу и стерегли, чтобы он снова не скрылся от них. Однажды в субботу Растько распорядился, чтобы устроено было обильное угощение воинам. Когда после пиршества полегли заснуть, по распоряжению игумена ударили в било, призывавшее всех по обычаю на ночное бдение в храм Божий. Не только иноки, но и воины должны были идти в церковь. Отягченные пиршеством и продолжительным бдением стражи во время чтения кафизм заснули. Воспользовавшись сим обстоятельством, Растько приказал одному из своих слуг надеть его одежды и стоять на его месте до конца богослужения, сам же пошел в святой алтарь, произнес там иноческие обеты и, переодетый, вышел неузнанный из храма. Вместе с одним старцем-иноком он взошел в пирг или башню, и заключился там. Не теряя времени, он принял там иноческое пострижение с именем Саввы и облекся в иноческие одежды.

Наутро, слыша из башни великое смятение стражи и сожалея об участи иноков, могших много потерпеть из-за него, затворник склонился из окна и закричал:
Я здесь, но уже не Растько, а инок Савва: вот волосы главы моей и мои княжеские одежды; отнесите их родителям моим в доказательство того, что произошло со мною.

Оставшись в монастыре святого Пантелеимона, инок Савва положил начало своим монашеским подвигам.

Немного времени спустя, подошел праздник Благовещения Пресвятой Богородице, торжественно празднуемый в Ватопедском монастыре на Афоне. К сему празднику приглашались все подвижники Афона. Побывав там царственный инок Савва был поражен всем виденным и слышанным, что тотчас же решился остаться в обители Пресвятой Богородицы.

Собравши свои мысли и чувства, благочестивые родители отправили Савве слезное послание, в котором благословляли сына, просили также навестить их, и вместе с сим отправили много золота, как для его личных потребностей, так и для раздачи афонским церквам и убогим людям. Св. Савва был утешен сим родительским посланием, но не пожелал отправиться на родину.

Новопросвещенный инок Савва часто предпринимал путешествия по святой Афонской горе, желая видеть святые обители, помолиться в них видеть великих подвижников побеседовать с ними и получить духовное назидание. На помощь им он не щадил тех средств, какие были у него в изобилии. Босыми ногами, в простой одежде инок Савва ходил по всему Афону.

Пользуясь теми средствами, каковые получены были от благочестивых родителей, Святой Савва строил и украшал обители.

Вскоре и благочестивые родители приняли иноческий постриг и удалились из мiра. Новый царственный инок Симеон решил отправиться на Афон, где ожидал его сын Савва.

Поживши некоторое время в Ватопеде, старец Симеон, решил также обозреть всю святую гору, поклониться святым церквам, посетить подвижников и побеседовать.

Посещая монастыри и пустыни, делая богатые вклады, Симеон и Савва одаряли везде иноков и щедро раздавали милостыню всем нуждающимся.

Во время сего путешествия сербские иноки присмотрели место, где они могли бы устроить свой монастырь – Хиландарь. Здесь они приступили к устроению монастыря для сербов. Возсозданная обитель была причислена к монастырям царским ставропигиальным и поставлена таким образом в особое льготное положение на Афоне. Чтобы обезпечить за Сербией монастырь Хиландарский и на будущее время, он передан был основателями в ведение Великого сербского жупана Стефана, старшего сына Симеонова и брата святого Саввы, как наследственное владение сербских государей.

Монашескую жизнь в Хиландаре св. Савва устроил по правилам монастырей общежительных и написал свой устав. Вообще св. Савва, усердно проходил разные виды иноческого подвижничества.

Вскоре мирно отошел ко Господу отец прп. Саввы. Перед своей кончиной старец завещал сыну со временем перенести его останки в отечество Сербию. Не раз в ночных видениях усопший являлся Савве, утешал его, открывал о своем пребывании в обителях небесных и предсказывал что ему, Савве, предстоит устроить дела веры и благочестия в их отечестве.

По-прежнему, и еще с большим усердием Савва предавался делам благотворительности, и не только на Афоне, но и в других, часто отдаленных местах.

Накануне одного из годичных поминальных празднеств по старце Симеоне молитвами св. Саввы произошло чудесное прославление его отца в лике святых – его иссохшие кости источали благовонное миро. Святому Савве собор поручил составить стихиры и канон и описать чудотворения, а память порешили совершать вместе со св. Симеоном Богоприимцем.

В скором времени Св. Савву убедили принять сан диакона, а потом иерея.
Спустя некоторое время Святой Савва отправился по делам монастыря в город Солунь, где местные иерархи возвели его в сан архимандрита.

С великой радостью принимал сии известия державный Стефан, великий жупан Сербии; радовалась и вся страна. Брат святого горячо желал перенесения мощей их прославленного отца в Сербию. Это вскоре и исполнил св. Савва.

Перенеся св. мощи в построенный своим державным родителем Студоницкий монастырь, в котором он принял и пострижение, архимандрит Савва, временно водворился там. Стефан убедил брата принять там игуменство, предавшись неусыпной деятельности по созиданию храмов и насаждению всюду веры и благочестия. По благодатным молитвам святого вскоре утихла междоусобная война в Сербии.

Уже при жизни св. Савва сподобился дара чудотворении. Он молился, помазывал больных миром от раки своего родителя, и больные получали исцеление.

Наконец, св. Савва решился окончательно на возвращение в Афонскую обитель.
С новым усердием Савва опять стал подвизаться на святой горе, предаваясь уединению, молчанию и богомыслию. Но в тоже время он продолжал и дела благотворительности.

В те времена совершились великие события на православном востоке, который тяжко пострадал от латинян. Св. Савва решился отправиться в Никею к Константинопольскому царю и патриарху – по общим нуждам защиты свободы и Православия от латинян. Там он добился благословения патриарха на автокефалию Сербской Церкви. В свою очередь Константинопольские правители добились от смиренного Саввы принятия автокефального архиепископства. Сие торжественнейшее событие произошло в праздник Успения Пресвятой Богородицы в 1222 г.

Простившись с Афоном, свт. Савва посетил город Солунь, где немалое время осваивал новый род своей деятельности – управление самостоятельною церковью. Плодом трудов его было появление в свет на славянском языке Кормчей книги.

Брат Стефан и вся Сербия возрадовались возвращению Саввы в сане архиепископа.
Тут же оба брата стали заботиться об устроении церкви.
Прежде заложенный монастырь Жичу с великою церковью Вознесения Господня они порешили скорее окончить и в нем основать архиепископскую кафедру. Все пространство сербских владений Савва разделил на двенадцать епархий. На вскоре состоявшемся общем сербском церковном Соборе св. Савва произнес обширное и красноречивое поучение об утверждении Православия, обсуждены были ереси и приняты меры к искоренению разных суеверий, нестроений и пороков. Над своим братом свт. Савва совершил обряд венчания на королевство.

Достигнув старости король Стефан Первовенчанный горячо возжелал и его брат облек пред самой смертью в ангельский образ с именем Симеона. Прах его положен был в монастыре Студеницком рядом с ракой его отца, святого Симеона Мироточца. Сербский престол занял старший сын Стефана Первовенчанного, Радослав, венчанный также свт. Саввою.

По его коронации св. Савва отправиться на св. Иерусалимскую землю для поклонения св. местам. Там он также щедро раздавал милостыню, изучал уставы и правила церковные, приобретал книги, беседовал с просвещенными иерархами и подвижниками о делах церковного управления и душевного спасения. Сверх того, для отечества своего он приобрел много святых мощей и церковной утвари. Далее свт. Савва посетил греческого царя, св. Афонскую гору, город Солунь. И сии посещения принесли немалую пользу Сербии. Оттуда Савва отправился в свое отечество.

Вскоре святителем были обретены нетленные мощи его брата. Их торжественно перенесли в общую задушбину Стефана Первовенчанного и святого Саввы в новосозданный ими кафедральный монастырь Жичу.

В это время в Сербии началась междоусобная распря. Радослав был свергнут с престола и обрел прибежище и защиту у своего дяди, свт. Саввы, который убедил его после бурной мiрской жизни постричься в иночество под именем Иоанна. Подвизаясь так недолгое время, он скончался.

По смерти Радослава св. Савва венчал королевским сербским венцем младшего племянника Владислава, который благоговейно относился к своему дяде, слушался его наставления и тщился в делах благочестия подражать отцу своему и деду. С благословения св. Саввы, он выстроил себе задушбину, величественный храм Вознесения Господня в Милешеве.

Много и с любовью трудился св. Савва для блага Сербской Церкви, много он сделал добра и принес пользы как владыка – архиепископ; но душа его стремилась к св. дальним местам и подвигам в отшельническом уединении. И вот святитель решает сложить с себя бремя архиепископства и снова пуститься в странствие на восток.

Св. Савва посетил Италию, Палестину, Великую Кесарию и Иоппию (Яффу), египетскую Александрию с прилегающими пустынями, Фиваиду и Черную Гору, Сирию и Персию; Синай, Иорданскую долину, Вавилон, где поклонился гробам трех отроков Анании, Азарии и Мисаила; Антиохию, Армению и Анатолию, Царьград.

Из Царьграда обычный путь для святого Саввы лежал, по-видимому, на Святую гору, чтобы оттуда возвратиться в отечество. Но Богу угодно было путь его направить иначе. Св. Савва из Царьграда морем доехал до города Месемврии на Черном море, а оттуда пошел в болгарскую столицу, город Тернов, к своему свату, болгарскому царю Иоанну Асеню.

Между тем св. Савва тяжко заболел и чувствовал приближение кончины.
Он собрал около себя своих учеников и спутников и сделал предсмертные распоряжения.
В один из субботних вечеров св. Савва исполнился особенной духовной радости и в горячей молитве к Господу мирно преставился от сей жизни в присутствии своих учеников.

Спустя немного лет преемник свт. Саввы, архиепископ Сербский Арсений, и сербский король Владислав решили перенести прах покойного из Тернова в отечество. Но болгарский царь Иоанн патриарх и народ никак не хотели отпустить и для них драгоценный гроб. И только ниспосланное свыше ночное видение царю Иоанну заставило его уразуметь, что здесь воля Божья, а не человеческая. Но чудотворная сила св. Саввы сохранилась на месте его погребения в Тернове и по унесении его святых мощей.

В Сербии же мощи свт. Саввы торжественно принесли в монастырь Милешево, только что построенный сербским королем Владиславом, как его задушбина, и положили в деревянном ковчеге, поставив посреди великой церкви.

По материалам «Житий святых» свт. Димитрия Ростовского


<-назад в раздел

Русский календарь