17.01.2014
<-назад в раздел
Собор святых семидесяти апостолов
Кроме двенадцати Апостолов, Господь Иисус Христос избрал еще семьдесят других. Святой евангелист Лука об этом говорит так: Избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим (Лк. 10, 1). Двенадцать находились при Нем, как свидетели Его жизни, а семьдесят подготовляли людей к принятию Христа Спасителя, проповедуя раньше в тех городах, какие намеревался посетить Христос Господь.
Впоследствии многие из учеников Господних и, конечно, в том числе многие из семидесяти отпали от Христа и перестали служить Ему. Многие из учеников Его отошли от него, – пишет святой евангелист Иоанн, – и уже не ходили с ним. Тогда Иисус сказал двенадцадти: не хотите ли и вы отойти? (Ин. 6, 66–67) Когда же наступили дни страданий Христовых, число учеников Христа умалилось еще более, и едва ли кто из числа семидесяти остался при Нем, когда и один из двенадцати отпал от Него.
По воскресении Христовом лик святых двенадцати Апостолов был восполнен Матфием, лик же семидесяти наполнился не сразу, а мало-помалу – из числа тех, кто был обращаем ко Христу двенадцатью апостолами и проповедью святого апостола Павла, свыше призванного в тот же первенствующий лик и ставшего вместе с Петром первоверховным в том лике.
На основании божественного писания, предания святых отцов, древних историков и достоверных церковных повествователей можно представить лик святых семидесяти Апостолов в следующем виде.
Первым из семидесяти Апостолов был святой Иаков, брат Господень, о котором упоминает святой апостол Павел в послании к Галатам, говоря: Ходил я в Иерусалим видеться с Петром; другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня (Гал. 1, 18–19). Он был поставлен первым епископом иерусалимским, по свидетельству предания, избранный к этому и посвященный Самим Христом во время Его земной жизни. Проповедуя Христа в Иерусалиме, апостол Иаков был сброшен иудеями с крыши храма на землю, потом был побит камнями и скончался от удара палицею по голове.
Святой евангелист Марк, написавший святое Евангелие под руководством святого апостола Петра, который упоминает о нем в первом своем соборном послании в таких словах: Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой (1 Пет. 5, 13). Тот же святой апостол Петр поставил Марка епископом в город Александрию, где за проповедь о Христе идолопоклонники, связавши его, влачили по камням и били. В это время ему явился Господь Иисус Христос, призывая его к небесной славе, и Апостол предал Ему свой дух.
Святой евангелист Лука, написавший святое Евангелие под руководством святого апостола Павла, который и упоминает о нем в послании к Колоссянам: Приветствует вас Лука, врач возлюбленный (Кол. 4, 14). Он же написал и книгу Деяний Апостольских и много проповедывал о Христе, преимущественно в Беотии. Скончался мученически в Ахаии.
Святой Клеопа, младший брат святого Иосифа Обрученника. Он на дороге в Еммаус вместе со святым Лукою видел Господа по воскресении Его, и потом узнал воскресшего Христа, когда Он явился собравшимся ученикам в одном доме, где совершил преломление хлеба (Лк. 24, 13–35). За проповедь о Христе святой Клеопа был умерщвлен иудеями.
Святой Симеон, сродник Господень по плоти, был вторым епископом после апостола Иакова в Иерусалиме, где и окончил свою жизнь, будучи распят за распятого Христа.
Святой Варнава, названный так Апостолами, а прежде называвшийся Иосия (Деян. 4, 36). О нем упоминается в книге Деяний Апостольских (Деян. 11, 24) и в послании святого апостола Павла к Галатам: ходил я, – говорит апостол Павел, – в Иерусалим с Варнавою (Гал. 2, 1).
Сей апостол Варнава вместе со святым апостолом Павлом дослужил благовестию и сначала проповедывал о Христе в Риме, а потом был поставлен епископом в Медиолане. Скончался он на своей родине, на острове Кипре, где был побит камнями гонителями веры Христовой. Христиане с честию погребли его и положили с ним в гроб, согласно его завещанию, святое Евангелие от Матфея, которое Варнава некогда сам переписал и с которым никогда не разлучался.
Святой Иосия или Иосиф, называвшийся также Варсава и Иуст. О нем упоминается в Деяниях Апостольских, где повествуется, что он был вместе с Матфием избран на место отпадшего Апостола Иуды Искариотского (Деян. 1, 23), и в послании святого апостола Павла к Колоссянам, в котором Апостол, перечисляя приветствия верных Колосской церкви, говорит: И Иисус, прозываемый Иустом (Кол. 4, 11). Учители Церкви говорят, что сей Иосия был сын Иосифа Обрученника, как и Иаков, и Симон, и Иуда не Искариот, и занимал епископскую кафедру в Елевферополе, где и скончался мученическою смертию.
Святой Фаддей был сначала учеником святого Иоанна Предтечи, а потом учеником Христовым. Его нужно отличать от святого Апостола Иуды Фаддея или Левия, одного из двенадцати. Он крестил Едесского князя Авгаря и исцелил его от проказы. После долговременных трудов в деле благовестия о Христе он почил о Господе в Финикийском городе Берите.
Святой Анания, крестивший Апостола Павла (Деян. 9, 10–18), был сначала епископом в городе Дамаске. Окончил же свою жизнь святой Анания в Елевферополе, где был побит камнями по приказанию Игемона Лукиана.
Святой первомученик Стефан архидиакон, первый принял мученический венец за Христа, будучи побит камнями, почему и назван «Первомучеником». Незадолго до смерти он удостоился видеть отверстие небеса и Господа Иисуса во образе Сына Человеческого, стоящего одесную Бога (Деян. 7, 55) <...>.
Кроме празднования Собора святых апостолов , Церковь совершает память каждого из них втечение года: апостола Иакова, брата Господня (23 октября), Марка евангелиста (25 апреля), Луки, евангелиста (18 октября), Клеопы, брата Иосифа Обручника, Симеона, сына его (27 апреля), Варнавы (11 июня), Иосии, или Иосифа, называемого Варсавою или Иустом (30 октября), Фаддея (21 августа), Анании (1 октября), Стефана, архидиакона (27 декабря), Филиппа из 7 диаконов (II октября), Прохора из 7 диаконов (28 июля), Никанора из 7 диаконов (28 июля и 28 декабря), Тимона из 7 диаконов (28 июля и 30 декабря), Пармена из 7 диаконов (28 июня), Тимофея (22 января), Тита (25 августа), Филимона (22 ноября и 19 февраля), Онисима (15 февраля), Епафраса и Архиппа (22 ноября и 19 февраля), Силы, Силуана, Крискента, или Криска (30 июля), Криспа и Епенета (30 июля), Андроника (17 мая и 30 июля), Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия (31 октября), Аристовула (31 октября и 16 марта), Иродиона, или Родиона (8 апреля и 10 ноября). Агава, Руфа, Асинкрита, Флегонта (8 апреля), Ерма (5 ноября и 31 мая), Патрова (5 ноября), Ермия (8 апреля), Лина, Гаия, Филолога (5 ноября), Лукия (10 сентября), Иасона (28 апреля), Сосипатра (28 апреля и 10 ноября), Олимпа или Олимпана (10 ноября), Тертия (30 октября и 10 ноября), Ераста, Куарта (10 ноября), Евода (7 сентября), Онисифора (7 сентября и 8 декабря), Климента (25 ноября), Сосфена (8 декабря), Аполлоса (10 сентября и 8 декабря), Тихика, Епафродита (8 декабря), Карпа (26 мая), Кодрата (21 сентября), Марка, он же Иоанн, Зины (27 сентября), Аристарха (15 апреля и 27 сентября), Пуда, Трофима (15 апреля). Марка, племянника Варнавы, Артема (30 октября), Акилы (14 июля), Фортуната, Ахаика (4 января).
По сошествии Святаго Духа Апостолы проповедовали в разных странах, и некоторые сопутствовали апостолам из 12-ти, как святые евангелисты Марк и Лука, сподвижник святого апостола Павла Тимофей, ученик святого евангелиста Иоанна Богослова святой Прохор и другие. Многие из них были узниками за Христа, многие приняли венец мученической смерти.
Впоследствии многие из учеников Господних и, конечно, в том числе многие из семидесяти отпали от Христа и перестали служить Ему. Многие из учеников Его отошли от него, – пишет святой евангелист Иоанн, – и уже не ходили с ним. Тогда Иисус сказал двенадцадти: не хотите ли и вы отойти? (Ин. 6, 66–67) Когда же наступили дни страданий Христовых, число учеников Христа умалилось еще более, и едва ли кто из числа семидесяти остался при Нем, когда и один из двенадцати отпал от Него.
По воскресении Христовом лик святых двенадцати Апостолов был восполнен Матфием, лик же семидесяти наполнился не сразу, а мало-помалу – из числа тех, кто был обращаем ко Христу двенадцатью апостолами и проповедью святого апостола Павла, свыше призванного в тот же первенствующий лик и ставшего вместе с Петром первоверховным в том лике.
На основании божественного писания, предания святых отцов, древних историков и достоверных церковных повествователей можно представить лик святых семидесяти Апостолов в следующем виде.
Первым из семидесяти Апостолов был святой Иаков, брат Господень, о котором упоминает святой апостол Павел в послании к Галатам, говоря: Ходил я в Иерусалим видеться с Петром; другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня (Гал. 1, 18–19). Он был поставлен первым епископом иерусалимским, по свидетельству предания, избранный к этому и посвященный Самим Христом во время Его земной жизни. Проповедуя Христа в Иерусалиме, апостол Иаков был сброшен иудеями с крыши храма на землю, потом был побит камнями и скончался от удара палицею по голове.
Святой евангелист Марк, написавший святое Евангелие под руководством святого апостола Петра, который упоминает о нем в первом своем соборном послании в таких словах: Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой (1 Пет. 5, 13). Тот же святой апостол Петр поставил Марка епископом в город Александрию, где за проповедь о Христе идолопоклонники, связавши его, влачили по камням и били. В это время ему явился Господь Иисус Христос, призывая его к небесной славе, и Апостол предал Ему свой дух.
Святой евангелист Лука, написавший святое Евангелие под руководством святого апостола Павла, который и упоминает о нем в послании к Колоссянам: Приветствует вас Лука, врач возлюбленный (Кол. 4, 14). Он же написал и книгу Деяний Апостольских и много проповедывал о Христе, преимущественно в Беотии. Скончался мученически в Ахаии.
Святой Клеопа, младший брат святого Иосифа Обрученника. Он на дороге в Еммаус вместе со святым Лукою видел Господа по воскресении Его, и потом узнал воскресшего Христа, когда Он явился собравшимся ученикам в одном доме, где совершил преломление хлеба (Лк. 24, 13–35). За проповедь о Христе святой Клеопа был умерщвлен иудеями.
Святой Симеон, сродник Господень по плоти, был вторым епископом после апостола Иакова в Иерусалиме, где и окончил свою жизнь, будучи распят за распятого Христа.
Святой Варнава, названный так Апостолами, а прежде называвшийся Иосия (Деян. 4, 36). О нем упоминается в книге Деяний Апостольских (Деян. 11, 24) и в послании святого апостола Павла к Галатам: ходил я, – говорит апостол Павел, – в Иерусалим с Варнавою (Гал. 2, 1).
Сей апостол Варнава вместе со святым апостолом Павлом дослужил благовестию и сначала проповедывал о Христе в Риме, а потом был поставлен епископом в Медиолане. Скончался он на своей родине, на острове Кипре, где был побит камнями гонителями веры Христовой. Христиане с честию погребли его и положили с ним в гроб, согласно его завещанию, святое Евангелие от Матфея, которое Варнава некогда сам переписал и с которым никогда не разлучался.
Святой Иосия или Иосиф, называвшийся также Варсава и Иуст. О нем упоминается в Деяниях Апостольских, где повествуется, что он был вместе с Матфием избран на место отпадшего Апостола Иуды Искариотского (Деян. 1, 23), и в послании святого апостола Павла к Колоссянам, в котором Апостол, перечисляя приветствия верных Колосской церкви, говорит: И Иисус, прозываемый Иустом (Кол. 4, 11). Учители Церкви говорят, что сей Иосия был сын Иосифа Обрученника, как и Иаков, и Симон, и Иуда не Искариот, и занимал епископскую кафедру в Елевферополе, где и скончался мученическою смертию.
Святой Фаддей был сначала учеником святого Иоанна Предтечи, а потом учеником Христовым. Его нужно отличать от святого Апостола Иуды Фаддея или Левия, одного из двенадцати. Он крестил Едесского князя Авгаря и исцелил его от проказы. После долговременных трудов в деле благовестия о Христе он почил о Господе в Финикийском городе Берите.
Святой Анания, крестивший Апостола Павла (Деян. 9, 10–18), был сначала епископом в городе Дамаске. Окончил же свою жизнь святой Анания в Елевферополе, где был побит камнями по приказанию Игемона Лукиана.
Святой первомученик Стефан архидиакон, первый принял мученический венец за Христа, будучи побит камнями, почему и назван «Первомучеником». Незадолго до смерти он удостоился видеть отверстие небеса и Господа Иисуса во образе Сына Человеческого, стоящего одесную Бога (Деян. 7, 55) <...>.
Кроме празднования Собора святых апостолов , Церковь совершает память каждого из них втечение года: апостола Иакова, брата Господня (23 октября), Марка евангелиста (25 апреля), Луки, евангелиста (18 октября), Клеопы, брата Иосифа Обручника, Симеона, сына его (27 апреля), Варнавы (11 июня), Иосии, или Иосифа, называемого Варсавою или Иустом (30 октября), Фаддея (21 августа), Анании (1 октября), Стефана, архидиакона (27 декабря), Филиппа из 7 диаконов (II октября), Прохора из 7 диаконов (28 июля), Никанора из 7 диаконов (28 июля и 28 декабря), Тимона из 7 диаконов (28 июля и 30 декабря), Пармена из 7 диаконов (28 июня), Тимофея (22 января), Тита (25 августа), Филимона (22 ноября и 19 февраля), Онисима (15 февраля), Епафраса и Архиппа (22 ноября и 19 февраля), Силы, Силуана, Крискента, или Криска (30 июля), Криспа и Епенета (30 июля), Андроника (17 мая и 30 июля), Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия (31 октября), Аристовула (31 октября и 16 марта), Иродиона, или Родиона (8 апреля и 10 ноября). Агава, Руфа, Асинкрита, Флегонта (8 апреля), Ерма (5 ноября и 31 мая), Патрова (5 ноября), Ермия (8 апреля), Лина, Гаия, Филолога (5 ноября), Лукия (10 сентября), Иасона (28 апреля), Сосипатра (28 апреля и 10 ноября), Олимпа или Олимпана (10 ноября), Тертия (30 октября и 10 ноября), Ераста, Куарта (10 ноября), Евода (7 сентября), Онисифора (7 сентября и 8 декабря), Климента (25 ноября), Сосфена (8 декабря), Аполлоса (10 сентября и 8 декабря), Тихика, Епафродита (8 декабря), Карпа (26 мая), Кодрата (21 сентября), Марка, он же Иоанн, Зины (27 сентября), Аристарха (15 апреля и 27 сентября), Пуда, Трофима (15 апреля). Марка, племянника Варнавы, Артема (30 октября), Акилы (14 июля), Фортуната, Ахаика (4 января).
По сошествии Святаго Духа Апостолы проповедовали в разных странах, и некоторые сопутствовали апостолам из 12-ти, как святые евангелисты Марк и Лука, сподвижник святого апостола Павла Тимофей, ученик святого евангелиста Иоанна Богослова святой Прохор и другие. Многие из них были узниками за Христа, многие приняли венец мученической смерти.
По «Житиям святых» свт. Димитрия Ростовского
и Православному календарю
и Православному календарю