Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
Житие святителя Петра, митрополита Киевского и Галицкого 13.01.2014

Житие святителя Петра, митрополита Киевского и Галицкого

Митрополит Киевский и Галицкий Петр (Могила) родился в 1596 г. в семье молдавского господаря Симеона, носившего фамилию Могила, которая соответствует русской фамилии князей Холмских и происходит от молдавского слова, означающего холм, возвышенность.

Петр Могила получил строго-православное воспитание и блестящее образование. Он поступил в Польскую академию в Замостье, а затем обучался в различных учебных заведениях в Голландии и Париже. По возвращении из-за границы Петр Могила не смог обосноваться в родных местах в связи с трудной политической обстановкой и переехал в юго-западную Россию. В 1625 г. Петр Могила был пострижен в монашество и принят в братство Киево-Печерской Лавры. Через 2 года скончался архимандрит этой обители, и в том же году настоятелем был избран архимандрит Петр (Могила). Должность настоятеля Киево-Печерской Лавры для архимандрита Петра давала возможность бороться с могущественными противниками, притеснявшими Православную Церковь и грозившими ей полной ликвидацией в пределах Речи Посполитой. Лаврой пытались овладеть униаты. Архимандрит Петр (Могила) решил отдать все свои силы защите Православия, и сохранении его для украинского и белорусского населения Польско-Литовского государства. В этих целях он активно пользовался покровительством Москвы.

Архимандрит Петр (Могила) восстановил бывшие практически на грани разрушения многие святыни православия на Украине. Среди них: Софийский кафедральный собор в Киеве, Выдубицкий, Михайловский и Пустынно-Николаевский монастыри. Митрополит Петр (Могила) распорядился освободить из-под слоя земли Десятинную церковь, под развалинами которой были обретены мощи святого равноапостольного великого князя Владимира.

Большое значение святитель Петр придавал развитию просвещения. При нем Киево-Печерская типография занимала ведущее место. За 5 лет было также напечатано 15 книг, написанных или переведенных самим архимандритом Петром. В 1631 г. была напечатана «Триодь Цветная» с предисловием и объяснением церковных песнопений и историческим очерком о них; в том же году вышел сборник поучений архимандрита Петра (Могилы) под названием «Крест Христа Спасителя и каждого человека». Затем вышел Служебник, исправленный архимандритом Петром по греческим источникам и снабженный объяснениями Литургии. В те годы архимандрит Петр (Могила) написал несколько канонов и церковных песнопений: канон к причащению священников, канон на исход души, канон о сотворении мира и другие.

В 1633 г. архимандрит Петр (Могила) был избран митрополитом Киевским и Галицким, с сохранением лаврского архимандритства. Особое внимание митрополит Петр (Могила) уделял духовному образованию и упорядочению богослужебной жизни. Профессора Киево-Братской коллегии обязательно посылались им для обучения за границу. Впоследствии эта школа стала именоваться Киево-Могилянской Академией.

Польское правительство было вынуждено признать митрополичье достоинство православного Киевского архипастыря, потому что он был родственно связан с несколькими виднейшими польскими аристократическими семьями, представители которых занимали даже королевский трон. Кроме того, в молодости Петр (Могила) служил в польских войсках и имел военные заслуги.

Важным достижением митрополита Петра (Могилы) было учреждение Киево-Могилянской Коллегии, которая оказала впоследствии решающее влияние на развитие образования в Российской империи, так как по ее образцу создавалась Славяно-греко-латинская Академия в Москве.

За первые 10-15 лет своей деятельности Киевская школа, реформированная митрополитом Петром, поднялась так высоко, что превосходила лучшие униатские и римско-католические школы. Митрополит Петр (Могила) уже при жизни увидел добрые плоды, приносимые учрежденной им школой. Вышедшие из ее стен богословы свободно владели полемическими средствами для защиты православного вероучения, они стали писать на польском языке и пользоваться европейскими изданиями творений святых отцов Церкви, деяний Соборов, а также римско-католическими и протестантскими богословскими сочинениями.

Самым грандиозным трудом митрополита Петра считается написанный им православный катехизис: «Православное Исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной». Преп. Амвросий Оптинский ставил этот катехизис на первое место в списке книг, рекомендуемых для православных родителей и для всех, кто стремится устоять и возрасти в вере.

В конце 1646 г. святитель Петр издал в лаврской типографии свой «Требник». Объемная книга (свыше 1500 страниц) содержала до 126 чинов. Первая часть включала чинопоследование семи таинств, к ним были прибавлены чины о принятии в Церковь иудеев, язычников, еретиков; чины молебнов о болящих и так далее. Во второй части находились чины различных освящений: воды, церквей, церковных вещей, домов, монастырей и так далее. В третьей – чины различных молебнов и молитв по различным случаям. Кроме того, святитель поместил в своем Требнике особые пояснительные статьи, чего в прежних Требниках не было. В этих статьях объяснялись смысл и значение таинств и обрядов, условия для их совершения и описание ситуаций, которые при этом могли возникнуть. В них же святитель писал, как пастыри должны себя вести и как они должны наставлять своих пасомых при совершении определенных таинств.

Святитель Петр заказал на Афоне «Синаксарий» (то есть «Месяцеслов») преп. Симеона Метафраста, в котором помещались краткие Жития Святых и толкования праздников. Митрополит Петр хотел перевести его, дополнить житиями Русских и Печерских Святых и издать на церковно-славянском языке, но не успел. Этот титанический труд осуществил воспитанник Киево-Могилянской Академии, святитель Димитрий Ростовский.

Митрополит Петр (Могила) отошел ко Господу в 1647 г.

По материалам интернет-ресурсов


<-назад в раздел

Русский календарь