06.12.2013
<-назад в раздел
Радуйся, презревший догматы латинян и вменивший в ничто все их обольщения!
9 декабря 1237 папа повелел упсальскому архиепископу возвестить крестовый поход против русских “схизматиков” и язычников-финнов. Именем Всевышнего Григорий IX обещал прощение грехов всем его участникам, а падшим в бою – вечное блаженство. Исполняя призыв римского первосвященника, в 1240 шведский король отправил в русские земли многочисленное войско под командованием своего зятя – ярла Биргера. <…> Св. Александр вышел навстречу с малой дружиной, но с твердой надеждой на Бога. <…> Шведы не ожидали близкого отпора, и победа русских была полной и решительной».
Однако этим попытки католиков захватить Русь и подчинить себе Русскую Церковь не прекратились. «Папы всеми силами старались ускорить завоевание Прибалтийского края, – читаем далее у приснопамятного митрополита Иоанна. – В промежуток между 1216 и 1240 можно насчитать до сорока папских посланий, выражающих большую “заботливость” о тех, кто шел воевать в “святой земле, вновь приобретенной в Ливонии”. Конечной целью всех устремлений пап продолжала оставаться мечта о порабощении Русской Церкви <…> В своих посланиях папы называют русских нарушителями католической веры, повелевают отнюдь не слагать оружия до полной победы, требуют принуждать русских к принятию католичества и, наконец, объявляют всю Русскую землю на вечные времена собственностью, грозно предписывая рыцарям искоренять “проклятый греческий закон и присоединять Русь к римской церкви”.
«Потеряв надежду взять Россию силою, папы не оставили попыток обольстить ее хитростью и ложью, – продолжает митр. Иоанн. – В 1251 Иннокентий IV прислал к св. Александру двух кардиналов – Гальда и Ремонта. Папа уверял, будто отец Александра вел. кн. Ярослав незадолго до кончины обещал минориту Плано- Карпини принять католичество, и лишь смерть помешала ему выполнить это намерение. Папа убеждал Невского пойти по стопам отца, представлял выгоды, которые получит князь от союза с Западом и подчинения папе, предлагал в помощь против татар тех самых рыцарей, от которых св. Александр лишь недавно очищал Русские земли.
Что мог ответить на это блгв. князь, ревнитель и защитник русского Православия? Посольство было безоговорочно отвергнуто. “Совещав с мудрецами своими”, св. Александр ответил папе:
«Слышите, посланницы папежстии и прелестницы преокаянные! От Адама и до потопа, и от потопа до разделения язык, и от разделения язык до начала Авраамля, и от Авраамля до приития Израилева сквозь Чермное море, а от начала царства Соломона до Августа царя, а от начала Августа до Рождества Христова, и до страсти и до воскресения Его, а от воскресения Его и на небеса вшествия и до царствия Великого Константина и до первого собора и до седьмого собора: сия вся сведаем добре, а от вас учения не принимаем».
Безумные латиняне вновь и вновь не оставляют попыток подчинить себе православных. Только сегодня ситуация осложняется еще тем, что многие архипастыри православные предают веру, забыв заветы Святых Отцов, идут с католиками на компромиссы, уступки, переговоры и диалоги. Поэтому нам необходимо помнить духовный подвиг святого благоверного князя Александра, и его ответ папству должен послужить на все будущие времена образцом при дальнейших попытках Рима к подчинению Русской Церкви.
“Драгоценная отрасль священного корня, блаженный Александр, тебя явил Христос Русской земле, как некое божественное сокровище... Радуйся, презревший догматы латинян и вменивший в ничто все их обольщения!.. Радуйся, заступник Русской земли: моли Господа, даровавшего тебе благодать, соделать державу сродников твоих Богоугодною и сынам России даровать спасение”.
Однако этим попытки католиков захватить Русь и подчинить себе Русскую Церковь не прекратились. «Папы всеми силами старались ускорить завоевание Прибалтийского края, – читаем далее у приснопамятного митрополита Иоанна. – В промежуток между 1216 и 1240 можно насчитать до сорока папских посланий, выражающих большую “заботливость” о тех, кто шел воевать в “святой земле, вновь приобретенной в Ливонии”. Конечной целью всех устремлений пап продолжала оставаться мечта о порабощении Русской Церкви <…> В своих посланиях папы называют русских нарушителями католической веры, повелевают отнюдь не слагать оружия до полной победы, требуют принуждать русских к принятию католичества и, наконец, объявляют всю Русскую землю на вечные времена собственностью, грозно предписывая рыцарям искоренять “проклятый греческий закон и присоединять Русь к римской церкви”.
«Потеряв надежду взять Россию силою, папы не оставили попыток обольстить ее хитростью и ложью, – продолжает митр. Иоанн. – В 1251 Иннокентий IV прислал к св. Александру двух кардиналов – Гальда и Ремонта. Папа уверял, будто отец Александра вел. кн. Ярослав незадолго до кончины обещал минориту Плано- Карпини принять католичество, и лишь смерть помешала ему выполнить это намерение. Папа убеждал Невского пойти по стопам отца, представлял выгоды, которые получит князь от союза с Западом и подчинения папе, предлагал в помощь против татар тех самых рыцарей, от которых св. Александр лишь недавно очищал Русские земли.
Что мог ответить на это блгв. князь, ревнитель и защитник русского Православия? Посольство было безоговорочно отвергнуто. “Совещав с мудрецами своими”, св. Александр ответил папе:
«Слышите, посланницы папежстии и прелестницы преокаянные! От Адама и до потопа, и от потопа до разделения язык, и от разделения язык до начала Авраамля, и от Авраамля до приития Израилева сквозь Чермное море, а от начала царства Соломона до Августа царя, а от начала Августа до Рождества Христова, и до страсти и до воскресения Его, а от воскресения Его и на небеса вшествия и до царствия Великого Константина и до первого собора и до седьмого собора: сия вся сведаем добре, а от вас учения не принимаем».
Безумные латиняне вновь и вновь не оставляют попыток подчинить себе православных. Только сегодня ситуация осложняется еще тем, что многие архипастыри православные предают веру, забыв заветы Святых Отцов, идут с католиками на компромиссы, уступки, переговоры и диалоги. Поэтому нам необходимо помнить духовный подвиг святого благоверного князя Александра, и его ответ папству должен послужить на все будущие времена образцом при дальнейших попытках Рима к подчинению Русской Церкви.
“Драгоценная отрасль священного корня, блаженный Александр, тебя явил Христос Русской земле, как некое божественное сокровище... Радуйся, презревший догматы латинян и вменивший в ничто все их обольщения!.. Радуйся, заступник Русской земли: моли Господа, даровавшего тебе благодать, соделать державу сродников твоих Богоугодною и сынам России даровать спасение”.