Житие преподобного отца нашего Иоанникия Великого
В то время (775 – 780 г.) в Греции царствовал нечестивый Лев IV, зараженный иконоборческою ересью. Этот царь сталь собирать со всей империи в свое войско молодых людей, отличавшихся красотою и храбростью. А так как Иоанникий по внешнему виду был как исполин, крупным и сильным, то и был зачислен в царское войско экскувитором (гвардейский солдат, охранявший царский дворец). С того времени Иоанникий начал военную службу и был страшен своим мужеством врагам, а по кротости и смирению своему – любезен своим сотоварищам; всего же приятнее был он Богу, так как тщательно соблюдал Его святые заповеди. Но диавол, из зависти к такой добродетельной жизни Иоанникия, увлек его в иконоборческую ересь. И так обольщен был Иоанникий тою ересью, что даже и слышать не хотел ничего о святых иконах. Но Бог, хотящий всем спасения, спас и его от такого обольщения следующим образом.
По устроению Божию, Иоанникий был послан с своим отрядом на восток, и на возвратном пути оттуда, проходил чрез гору Олимп, на которой в то время жил один инок, отличавшийся особою прозорливостью. Сей инок, узнавши от Духа Божия, что мимо него идет с отрядом Иоанникий, вышел из своей пустынной келлии и сказал ему:
– Чадо Иоанникий! Если ты называешься христианином, то почему презираешь икону Христа? Все твои подвиги в добродетельной жизни напрасны, если ты не имеешь правильной веры.
Услышав сие, Иоанникий сильно удивился и, поняв, что говоривший с ним исполнен Духа Божия, упал пред ним на землю, кланяясь и прося прощения.
С этого времени блаженный Иоанникий начал усердно почитать святые иконы и глубоко раскаивался в том, что, по невежеству своему, презирал их. Желая загладить свой грех, он стал изнурять себя постом и различными способами умерщвлять свою плоть. Пребывая в сенях царского дворца, он ложился на голую землю, молился по целым ночам, вкушая очень немного пищи; однако, когда ему приходилось бывать на общей трапезе с воинами, он старался скрыть от них свое постничество. Воин Иоанникий проявлял чудесную храбрость, особенно в войнах против Болгар.
Возвращаясь однажды после войны мимо горы Олимпийской, Иоанникий вспомнил о том иноке, который, выйдя из пустыни, обличил его в иконоборческой ереси. И решил Иоанникий в уме своем оставить всё и, поселившись на той горе, жить в безмолвии, как инок, пребывая в общении с одним только Богом. Свое решение он вскоре исполнил. Удалившись от своих товарищей по оружию, он пошел в иноки на двадцать пятом году своей военной службы, чтобы начать новую брань – против «духов злобы поднебесных». Преподобный Иоанникий поселился на Олимпе Азиатском и предался подвигу, от которого не отступал до самой смерти.
Когда оканчивался уже двенадцатый год пребывания Иоанникия в пустыне, голос свыше повелел ему идти в монастырь, называемый Эристе, и облечься там в иноческий сан.
И подвизался святой более 50 лет в разных местах.
Некие блаженные пустынники дали Иоанникию власяную одежду, которая на туземном языке зовется «левитонар». Сия одежда была для преподобного как бы непроницаемым щитом против всех вражеских стрел, как о сем он поведал впоследствии сам.
Воспевая псалмы Давидовы, святой Иоанникий к каждому стиху присоединял такие слова:
– Упование мое – Отец, прибежище мое – Христос, покровитель мой – Дух Святой.
Эта молитва преп. Иоанникия употребляется и ныне в богослужении церковном, именно в конце повечерия.
Случилось ему в одно время проходить мимо женского монастыря, где была одна монахиня, имевшая при себе юную дочь, которая, будучи объята плотскою страстью, хотела оставить иноческую жизнь и мать свою и, возвратившись в мiр, выйти замуж. Мать со слезами умоляла ее, чтобы она претерпела плотскую брань ради любви ко Христу, но тщетно. Узнав все это, блаженный Иоанникий почувствовал жалость к той девице и, призвав ее, сказал:
– Положи, чадо, руку твою на мою шею.
Когда девица это сделала, святой со слезами помолился Богу, чтобы девица избавилась от своей страсти и от диавольского искушения и чтобы вся тяжесть ее страданий и плотских страстей перешла на него. Так и случилось.
Та девица освободилась от всех нечистых мыслей и плотских похотей и осталась в своем монастыре, проводя жизнь в безстрастии и угождении Богу; Иоанникий же ушел своим путем. На дороге он ощутил в себе пламень плотской похоти, и напали на него, как страшная буря, скверные помыслы; нечистые страсти волновались в нем, кровь кипела, как в котле, и все мучения, которые претерпевала та девица, достались в удел блаженному Иоанникию. Он же мужественно претерпевал их, утруждая свою плоть великими подвигами. Встретив однажды в большой разселине горы гнездившегося там огромного змия, Иоанникий вознамерился отдать себя ему на съедение, решившись лучше умереть, чем дать простор нечистым мыслям и осквернить свое чистое тело. Он бросился к змию, думая, что тот пожрет его, но змий не хотел к нему прикоснуться. Когда Иоанникий сталь дразнить его, желая быть пожранным, змий неожиданно оказался мертвым. С того часа у Иоанникия перестали появляться скверные помыслы, страсть угасла, похоть утихла и спокойствие возвратилось в тело ого Вместе с тем ему дана была власть наступать на видимых и невидимых змиев и сокрушать им головы.
Имел преподобный Иоанникий от Бога дар чудотворства: лечил все болезни и недуги, изгонял демонов, ходил по воде как по суху, бывал, невидим для людей, когда этого желал, прорицал будущие события. Отличался превеликим смирением и кротостью.
Преподобный Иоанникий принимал живое участие в судьбе Церкви Божией.
То сам лично, то своими посланиями Иоанникий защищал Православие и снова возвращал к Церкви тех, которые отпадали от неё.
Однажды, когда, во время чтения послания Иоанникия на соборе, еретики стали всячески насмехаться над блаженным и хулить его, преподобный, узнав о том Духом Божиим, внезапно явился на собор и начал так говорить о Боге и о Божественном, что все удивлялись его премудрости и разуму, умилялись сердцем, с любовью принимали слова его и обращались к правой вере.
Имел преподобный дружбу с Мефодием Патриархом Царьградским.
Прожил Иоанникий 94 года и упокоился мирно в Господе в 846 году.
Во время его успения на горе Олимпе видели огненный столп, восходивший от земли к Небу, пред которым шли Ангелы, отверзая пред преподобным райские двери.
До смерти и после великий преподобный и Богоносный отец наш Иоанникий – великий чудотворец.
Жития святых свт. Димитрия Ростовского,
Пролог