Страдания святых мучеников Акепсима епископа, Иосифа Пресвитера и Аифала диакона
На все уговоры мучителя Святой ответил: «Да заградятся, нечестивец, твои мерзкие уста, хулящие моего Бога! Ты хочешь устрашить меня своими угрозами, чтобы я отступил от отеческих преданий, которым научился в юности и в которых дожил до этой седины. Если ты и превозносишься в своей гордости предо мной, – что ни старость, ни Бог мой не избавят меня из рук ваших, – однако и я не переменю лучшего на худшее: ибо какая для меня польза освободиться из ваших рук на эти немногие дни? ибо скоро, и помимо вас, взыщется с меня общий долг смертного естества. Не воздам поклонение солнцу, ни почтение огню, чтобы никто не мог посмеяться над моей старостью, чтобы никто не подумал, что жизнь для меня дороже моего Бога; не продам за кратковременную жизнь столь великих небесных благ». Князь волхвов, который мучил по приказу царя Христиан, пылал гневом и повелел обложить Святого тяжелыми железными оковами и заключить в темницу.
Поутру на другой день был взят пресвитер Иосиф, семидесяти лет от роду, также и диакон Аифал, оба – мужи праведные и Святые. Волхв приказал, распростерши Святого Иосифа нагим на земле, крепко бить его суковатыми палками; и его били по всему телу так, что земля обагрилась кровью его. Святой, будучи весь окровавлен, воскликнул: «Благодарю Тебя, Господи Боже мой, что Ты благоволил омыться мне от грехов в крови моей». После долгих побоев, Святой был скован двумя железными оковами и отправлен в темницу к Святому Акепсиму, где они имели один в другом отраду среди своих страданий, взаимно утешая друг друга надеждою на Милость Божию. Когда пресвитер был отведен в темницу, князь волхвов повелел сильно и жестоко бить третьего Святого Аифала, пока не сломились кости мученика и плоть не начала отпадать от костей. Потом бросили и его в темницу к первым двум страдальцам.
По прошествии пяти дней, Святые были приведены из темницы на место, называемое Рай, где был храм бога огня, которого почитали нечестивые Персы. Там мучили Святых от третьего часа до шестого. Потом мучитель повелел снова отнести их в темницу, и отдал распоряжение сторожам, чтобы не позволяли никому приходить к ним, и чтобы того, кто пожелал бы дать им пищу, или питье, или одежду, тотчас взять и убить. И Христовы страдальцы пребывали в этой темнице три года в великой нужде, претерпевая чрезвычайные страдания от загноившихся ран, так что и сами сторожа, при виде такого бедственного положения их, умилялись и много раз плакали. И только тайно кто-нибудь из них, или из других бывших там же узников, подавал им иногда кусок хлеба или немного воды, – так терпели они из любви ко Христу.
Когда Святые Акепсим, Иосиф и Аифал вышли из темницы на новые мучения, то были подобны трости, колеблемой ветром, – так они ослабели, они представляли из себя удивительное зрелище, ибо вид их был как вид мертвецов, лежащих во гробе: глаза глубоко ввалились, кости были покрыты только кожею.
После долгого спора, когда князь оказался не в силах подчинить их своей воле, то отсек голову Святому Акепсиму. Затем после продолжительных побоев Святых Иосифа и Аифала мучитель, удивляясь такому их мужеству и терпению, приказал: взять их в город Арбелу и там сделать так, чтобы они были побиты камнями своими же Христианами. Он потому не захотел казнить их сам чрез посечение мечем, чтобы христианские учители приняли кончину от христианских же рук.
По прошествии шести месяцев, – когда Святые несколько уже исцелились от ран, могли встать на ноги и понемногу ходить, только лишь у Аифала руки висели неподвижно, пришел в тот город другой судья, более жестокий, чем первый. Он тотчас повелел привести Святых Мучеников к нему и долго спорил с ними, ласками и угрозами принуждал их поклониться огню и вкусить их жертв. Когда же он нисколько не успел в этом, то послал сей нечестивец по христианским домам множество слуг, и они насильно привели Христиан из домов на судилище, чтобы те побили камнями Святого Иосифа. Оттащив его на просторное место, немного в сторону от судилища, они выкопали яму до бедер и поставили в нее Святого, потому что иначе он не мог стоять. Связав ему руки назад и поставив вокруг Христиан, слуги вкладывали в руки Христиан камни и принуждали последних бросать каменья в Святого, что те и делали, хотя и против своей воли. Так добрый страдалец предал свой дух в руки Господу. Была поставлена стража охранять мученическое тело, чтобы оно не было украдено верующими. По прошествии трех дней, произошло великое землетрясение, гром и молнии, после которого люди увидели, что на том месте камни раскиданы, тела же Святого не нашли.
Святой диакон Аифал быль отвезён в селение, называемое Патриас, и там также Христиане побили его, по принуждению, камнями; Святое же тело его, жившие по близости иноки, придя ночью, тайно взяли и предали честному погребению. На том месте, где был убит Святой Аифал, выросло дерево «мерсина», от которого по молитвам Святого Мученика исцелялись всякие болезни. И стояло то дерево в течение пяти лет, исцеляя недуги всех приходящих. При виде этого, нечестивые по зависти срубили его под корень. Многие из достойных видели на том месте блистание небесного света и Ангелов, воспевающих и славящих Бога, прославляющего Своих Святых, молитвами которых да сподобимся и мы воспевать, вместе с Ангелами, славу в вышних Богу во веки. АМИНЬ.
Кондак, глас 2:
Божественным мудре, непорочно тайноводил еси, жертва приятна был еси благоблаженне: Христову бо пил еси чашу славно, Святе Акепсимо, со страдальцы твоими, моляся непрестанно о всех нас.