Страдание святого мученика Уара
В то время Максимиан воздвиг гонение на христиан и послал во все подвластные ему страны указ о том, чтобы умерщвлять всех христиан, которые откажутся принести жертву богам. Дошло сие повеление и до стран Египетских, и здесь кровь христианская стала проливаться нещадно, ибо все служащие Творцу, а не твари были подвергаемы разнообразным мучениям.
Уар в то время, обходил по ночам темницы, в которых верующие были содержимы за исповедание ими Христа, и, покупая себе золотом у стражей вход к ним, лобызал узы святых мучеников, омывал кровь их, обвязывал их раны, приносил им пищу и умолял их, чтобы они исходатайствовали ему милость у Господа.
Однажды были взяты, скрывавшиеся в пустынях, семеро учителей христианских, и приведены к наместнику Египта. Наместник, допросив их и узнав, что они тверды в вере, немало мучил их и потом, связав, бросил их в темницу. Узнав о сем, Уар, по своему обыкновению, поспешил ночью к той темнице, в которую были ввержены святые, и, давши стражам золота, вошел к святым. Развязавши узы на руках их и освободив ноги их из колоды, он предложил им пишу и умолил их, чтобы те вкусили ее, ибо они уже целых восемь дней ничего не ели. В то же время, припадая к ногам их, он лобызал их и восхвалял страдания их, говоря:
– Блаженны вы, добрые и верные рабы Господа, имеющие войти в радость Господа своего, потому что вы стояли за Него даже до крови (Евр. 12, 4). Блаженны вы, добрые подвижники, коим плетутся на небе рукою Вышнего венцы, потому что с терпением будете проходить предлежащее вам поприще (Там же, 1), и наутро, как я твердо знаю, вы закончите свои страдания. Блаженны вы, страстотерпцы Христовы, коим открыто Небесное Царство, ибо вы страдаете со Христом, пострадавшим за нас; если только с Ним страдаете, чтобы с Ним и прославиться (Рим. 8, 17). Прошу вас, святые угодники Божии, – помолитесь за меня Владыке Христу, чтобы Он оказал мне милость; ибо и я хотел бы пострадать за Него, но не имею для сего такой твердости: я боюсь тех мучений, которые, как вижу, испытываете вы.
Святые же отвечали:
– Никто, возлюбленный, не может достигнуть совершенства, имея в сердце страх, никто не пожинает, если не посеет, никто не увенчивается, если не пострадает. Вспомни слово Евангелия: кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10, 33); если ты боишься временной муки, то не избежишь вечной; если страшишься исповедать Христа на земле, то не будешь насыщаться видением лица Его на небе. Иди же, брат, и шествуй с нами путем мученичества ко Владыке, взирающему на наши подвиги; пострадай вместе с нами, ибо другой такой дружины ты найдешь не скоро.
Слыша такие речи, Уар воспылал любовью к Богу и почувствовал в себе силу претерпевать всякие страдания за имя Христово. Всю ночь ту он провел в темнице со святыми мучениками, внимая с наслаждением их наставлениям.
Когда наступило утро, слуги наместника пришли в темницу, чтобы взять святых мучеников на суд; здесь они нашли Уара, который сидел вместе с узниками и с умилением слушал речи их. С удивлением они сказали ему:
– Что ты здесь делаешь, Уар? В себе ли ты, что позволяешь себя обольщать баснями сих лукавых людей? Разве ты не боишься, что, если кто скажет о сем наместнику и вельможам, ты потеряешь не только военный чин, но даже лишишься и жизни?
Уар отвечал:
– Кто же из вас донесет на меня наместнику? Ведь вы мне друзья. А если и донесете на меня, то я готов умереть за Христа вместе с христианами.
Тогда слуги замолчали и взяли шестерых мучеников; седьмой же, изнемогший от ран, остался в темнице и, скончавшись, отошел ко Христу, уступая свое место Уару, чтобы он, заняв его место, закончил его страдания.
Когда связанные святые приведены были к наместнику, сидевшему с торжеством на судейском месте, то их стали принуждать к принесению жертвы идолам, и так как они не повиновались, то были обнажены и биты без милосердия по тем местам, которые были уже изранены прежде. Наложение новых ран на старые усиливало их страдания, но они терпели, говоря только:
– Мы – христиане.
После сего наместник, взглянувши на них, сказал:
– Не семеро ли их было? А теперь их только шесть, где же седьмой?
Только что наместник сказал это, как святой Уар, пришедший туда, исполнился Божественной ревности, стал посредине и сказал:
– Седьмой – я; ибо один уже скончал течение – предстал Христу, меня же оставил после себя наследником своих страданий. Посему что он был тебе должен, то я готов отдать за него; я хочу вместо него пострадать с сими добрыми страдальцами за Христа, ибо я – христианин.
Наместник же, услышав сии слова, спросил у стоявших перед ним:
– Кто это такой?
Те сказали:
– Воин Уар, начальник Хианинской спиры.
Наместник удивился и сказал Уару:
– Какой демон научил тебя идти на верную погибель? Ведь ты утратишь воинскую честь, лишишься принадлежащих тебе преимуществ и подвергнешь жизнь свою великим бедствиям.
Блаженный Уар отвечал:
– Хлеб, сшедший с неба, и Божественную чашу драгоценнейшей крови Господа моего я предпочитаю твоим почестям и доходам; для меня нет ничего любезнее Христа моего. Без Него мне не дороги: ни честь ваша, ни мой сан, ни большие доходы, даже самая жизнь. Ибо честь свою я вижу в том, чтобы страдать за Христа; приобретение свое – в том, чтобы всего лишиться ради Христа; жизнь нахожу в том, чтобы умереть за Христа.
Наместник же, бросив яростный взгляд на шестерых мучеников, сказал:
– Это ваше дело, нечестивые обманщики! Это вы прельстили сего царского воина, вы свели его с ума своим волшебством. Посему – клянусь моими великими богами! – я погублю прежде вас, чем его, и отплачу вам за то бесчестие, какое вы нанесли богам нашим; вы недостойны оставаться в живых, потому что хулите безсмертных богов, и других каким-то обольщением заставляете делать это злое дело.
Святые отвечали:
– Мы не прельщали Уара, но избавили его от прельщения; мы не сводили его с ума, а напротив вразумили его. Бог же ниспослал ему крепость и мужество для совершения подвига, чтобы вместе с нами победить вашу и богов ваших ничтожную силу; подожди немного и ты увидишь мужество его в служении Христу, ибо мы причислили его к ангельскому воинству. Ты хвалишься тем, что можешь погубить нас? А мы того именно и желаем, чтобы положить свои головы за Господа всех людей.
Наместник сказал тогда:
– Тотчас же раздроблю на части тела ваши, если не поклонитесь богам египетским!
Святые отвечали:
– Мы отрекаемся от богов, которые не сотворили неба и земли (Иер. 10, 11).
Блаженный же Уар, желая еще более прогневать наместника, сказал ему:
– Невежда говорит глупое (Ис. 32, 6), – говорит Исаия-пророк. – Вот, тела их лежат простертыми перед тобою – делай же с ними, что хочешь!
Наместник, разгневавшись, повелел Уара обнажить и повесить на дереве, чтобы начать его мучение, святым же сказал:
– Посмотрим, кто кого победит – вы нас, принимая мучения, или мы вас, причиняя их вам. Клянусь, что если вы победите нас своим терпением, то я отрекусь от богов моих и стану веровать в вашего Христа.
Святые отвечали:
– Испытай твою силу на одном из нас: если победишь одного, то и относительно прочих можешь иметь такую же надежду.
Уар же, которого начали уже мучить, сказал святым мученикам:
– Святые, страстотерпцы! Благословите меня, раба своего, чтобы я сподобился вашей участи. Помолитесь за меня Владыке Христу, чтобы Он подал мне терпение, ибо Он ведает нашу природу, что дух наш бодр, плоть же немощна (Мф. 20, 41).
Святые, возведя очи свои на небо, усердно молились за него, а Уара в то время слуги начали бить по всему телу палками. Когда Уар терпел эти побои, наместник сказал:
– Скажи теперь, Уар, какая тебе польза от твоего Христа?
Уар мужественно отвечал:
– Несравненно большая, чем тебе от твоих бесов.
Святые же в это время ободряли Уара, взывая к нему:
– Мужайся, Уар, и будь тверд, ибо Христос стоит перед тобою, невидимо тебя укрепляя.
Уар отвечал:
– Воистину я ощутил помощь моего Владыки, ибо считаю муки ни за что.
Мучители тогда стали строгать его тело железными ножами и скребками, а потом, прибивши его гвоздями к дереву вниз головою, сдирали со спины его кожу, а по чреву его до тех пор били суковатою палкою, пока оно не расторглось и все внутренности не выпали на землю. Святые мученики, увидевши, как выпали у него внутренности, заплакали, и мучитель, при виде плачущих мучеников, воскликнул громко:
– Вот вы побеждены, вот вы изнемогли; вы плачете, боясь мучений. Чего же еще надобно вам, для того чтобы узнать, что Христос не может избавить вас из рук наших? Вам остается теперь только поклониться богам нашим.
Святые же отвечали:
– Зверь, а не человек! Мы не побеждены, а напротив сами побеждаем при помощи укрепляющего нас Иисуса; если же мы заплакали, то не потому, что боимся мучений, но от естественной любви к нашему брату, которого ты безчеловечно мучаешь; в душе же мы радуемся, видя, что доброму страстотерпцу уже уготован венец.
Наместник повелел тогда вести их в темницу, и когда Уар, висевший на дереве и терпевший мучения, увидел, что святых в цепях влекут в темницу, то возопил:
– Учители мои! Помолитесь за меня в последний раз Христу, ибо я уже разлучаюсь от тела; вас же благодарю за то, что вы привели меня к вечной жизни.
Пребыв в мучениях около пяти часов, святой Уар предал честную и святую душу свою в руки Господа.
«Жития святых» свт. Димитрия Ростовского