Из жития священномученика Александра, архиепископа Семипалатинского
Он не был от природы угрюмого нрава, но сердце его было расположено подражать древним подвижникам, для которых смех был выражением дерзости и греховной нечистоты. Он хотел быть священником.
В 1915 г. Александр окончил Московскую Духовную академию. С началом Первой мировой войны о. Иоанн переехал вместе с семьей в Нижний Новгород, куда к нему после окончания академии приехал сын Александр и поступил преподавателем в Нижегородскую семинарию.
Наступил 1917 год – для Православной Церкви пришел час испытаний
Александр стал просить отца благословить его на монашеский подвиг. Отец Иоанн сомневался, выдержит ли Александр крест иночества в такое мятежное время, когда все церковное попирается и уничтожается. Помолившись, отец благословил его ехать в Троице- Сергиеву Лавру. Постриг он принял с именем Александр, в честь преподобного Александра Свирского. В 1923 г. иеромонах Александр принял архиерейский сан и был хиротонисан во епископа Лысковского, викария Нижегородской епархии.
О. Иоанн тяжело заболел воспалением легких. Зная, что умирает, он ждал сына, чтобы тот напутствовал его перед смертью. Отец Иоанн был в сознании, и Владыка долго беседовал с ним, а затем напутствовал его Святыми Тайнами. Первой службой вступившего на кафедру епископа была заупокойная Всенощная и Литургия по новопреставленному родному отцу.
Владыка Александр был прекрасным проповедником и добрым наставником. Сам более всего почитавший монашеское житие, он в этом духе наставлял и своих духовных чад. Служил он в Макарьевском монастыре. В Лыскове его посещал епископ Варнава, принявший к тому времени подвиг юродства. В Макарьеве владыка Александр организовал преподавание Закона Божия детям 10-13 лет. Продолжалось это около года, а затем было запрещено властями.
В 1929 г., в день памяти Архистратига Божия Михаила, власти арестовали епископа Александра и отправили в Нижегородскую тюрьму, где собрано было тогда почти все нижегородское духовенство. В тюрьме ему обещали свободу, если он перестанет говорить проповеди. Он не согласился.
– Я поставлен проповедовать и не могу отказаться, – сказал архиерей. Следователи били его и пугали, на все Святитель отвечал спокойно и кротко:
– Тело мое в вашей власти, и вы можете делать с ним, что хотите, но душу свою я вам не отдам.
11 января 1929 г. следствие было закончено. Епископа обвинили в том, что он «как идейный противник советской власти, путем произнесения проповедей с антисоветским уклоном, прививал свои контрреволюционные убеждения населению и в единоличных беседах вел откровенную антисоветскую пропаганду на темы "о безчинстве коммунистов-безбожников... " Имея преданных ему монахов и монахинь... давал им указания, как бороться с безбожниками... рассылал их по селам и деревням как миссионеров, не останавливаясь перед открытой борьбой с культурными учреждениями государства».
26 апреля 1929 г. Особое Совещание приговорило епископа к трем годам заключения в концлагерь, которое он должен был отбывать на Соловках. Когда закончился срок заключения, власти в Нижегородскую епархию его не пустили, и он получил назначение в Орел, куда прибыл в день памяти Архистратига Божия Михаила. В Орле он был возведен в сан архиепископа.
Церковь тогда подвергалась безпощадным гонениям, православных арестовывали и расстреливали. Посещать храмы становилось опасным, это рассматривалось как госу- дарственное преступление. Страх быть арестованным охватывал все больше людей. Церкви пустели. Но Владыка стал проповедовать, и храмы начали заполняться народом.
Видя оживление религиозной жизни в городе, чекисты стали подыскивать обвинение против архиепископа. Однажды под вечер к нему пришел человек и сказал, что власти решили обвинить архиепископа в поджогах в городе. Уже есть лжесвидетели, все обвинение готово. Если он в эту ночь не уедет, то будет арестован. Архиепископ уехал в Нижегородскую область и поселился в селе Семеновском, где прожил полгода. В конце 1936 г. Владыка получил назначение в Семипалатинск.
В августе 1937 г. архиепископ вновь был арестован. Следствие в те годы было пыточное, и многие ради избавления от страданий давали любые показания. Архиепископ держался мужественно, не соглашаясь и не подписывая ни одно из навязываемых ему обвинений. Его обвиняли в шпионаже и в контрреволюционной агитации – архиепископ решительно все отвергал. Спрашивали о знакомых, он отказался их называть. Показаний не набралось ни на один протокол допроса, а сроки, отпущенные следователям, подходили к концу. 30 октября 1937 г. архиепископ Александр был расстрелян.
Всем близким, кто интересовался судьбой Владыки, власти отвечали, что он сослан на десять лет без права переписки, а через десять лет ответили без уточнения места и времени, что он умер в лагере.
Священник Казанского храма в Лыскове объявил, что будет отпевание скончавшегося в заключении архиепископа Александра (Щукина). Многие помнили святителя, и народу собралось такое множество, что храм не мог вместить всех желающих. Большая часть пришедших стояла на улице. Послушница Анна сделала небольшой гроб, туда положила четки святителя, крест и Евангелие.
После отпевания народ молитвенно попрощался с архиепископом, а затем состоялся крестный ход вокруг храма.
Мученики, исповедники и подвижники
благочестия РПЦ ХХ столетия