Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
Житие святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского 28.10.2013

Житие святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского

Будущий святитель Афанасий родился 2 июля (ст.ст.) 1887 г. в селе Царевка Кирсановского уезда Тамбовской губернии в благочестивой семье надворного советника Григория Сахарова. От крещения он носил  имя преподобного Сергия Радонежского. Детские и юношеские годы Сергея прошли во Владимире. Его матушка сумела привить ему с ранних лет любовь к Господу (отец Сергея  умер, когда мальчику исполнилось лишь полтора года). Матрона часто говорила сыну, что мечтает о том, чтобы он посвятил себя служению Богу.

Сергий охотно ходил в приходскую церковь, никогда не тяготился продолжительностью церковных служб. Он с детства предощущал себя служителем Церкви и даже своим сверстникам говорил, что будет архиереем.

12 октября 1912 г. он принял монашеский  постриг с именем Афанасий, в честь Патриарха Цареградского в храме Покрова Божией Матери. 14 октября 1912 г. его посвятили во иеродиакона, а 17 октября того же года в иеромонаха.

20 января 1920 г. он был возведен в сан архимандрита, 27 июня 1921 г. в Крестовоздвиженском Нижегородском монастыре – рукоположен в епископа Ковровского, викария Владимирской епархии.  Главной заботой и болью святительского подвига Владыки Афанасия было не противодействие властей, не разруха и даже не закрытие храмов и монастырей, а появление внутри Церкви нового раскола – обновленчества.

Через год после хиротонии Владыка получил свой первый приговор: ссылку в Зырянский край. 18 марта 1922 г. его освободили, а 30 марта, в Великую среду, опять арестовали с другими епископами по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей. Осудили на год лишения свободы, но уже 28 мая 1922 г. амнистировали. 15 июля 1922 г. его арестовывают вместе с еп. Серафимом Муромским, а 25 июля 1922 г. – освобождают. 10 сентября 1922 г. его вновь арестовывают и осуждают на два года ссылки в Зырянский край.

12 апреля 1925 г. он принимал участие в погребении св. Патриарха Тихона; подписал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому). 8 сентября 1925 г. его опять арестовали при поездке по епархии. В период с 1925–1933 гг. Владыка несколько раз подвергался арестам, после осуждения отбывал сроки  в лагерях на Соловках, в Туруханском крае. В августе 1933 г. он возвратился во Владимир.

В 1930 г., после того как митрополит Сергий опубликовал в церковном журнале  некорректные и грубые высказывания по поводу законного главы РПЦ, митрополита Петра (Полянского), бессрочно пребывавшего в заключении, святитель Афанасий  разорвал с первым канонические отношения. Он обвинил митрополита Сергия в незаконном присвоении чужих прав...

С 1933–1936 гг. он живет, по собственному определению, «тайно образующе», в подполье... В 1945 г., в Дубровлаге, узнав о смерти м. Сергия (Страгородского), и избрании Патриархом Алексия I, он вместе с единомышленными священниками принял решение о признании последнего законным главой Церкви. Но на его письма первоиерарху следует молчание. Более того, каким-то образом заключенному епископу передают отзыв о нем Святейшего: «Я не считаю его своим». Лишь в 1955 г.,  Патриархия назначает освобожденному старцу пенсию, а со временем определяет на работу в комиссию по церковному Уставу. Но очень скоро епископа увольняют из-за «неумения ладить с начальством».

Владыка считал тяжелые годы заключения не потерей, а обретением. Периоды жизни на свободе были очень короткими, но удивительно насыщенными архипасторской деятельностью и духовными трудами. После первых ссылок Владыка жил некоторое время в Старой Руссе, потом поселился в посёлке Петушки Владимировской обл. Здесь под его руководство перешли многие осиротевшие чада отцев Алексия и Сергея Мечевых (ныне прославленных).

В те годы местом служения литургии для Владыки Афанасия становились квартиры духовных чад. Живя в Петушках, Владыка получал сотни  писем, поддерживал переписку со своими духовными чадами, со многими бывшими соузниками, посылал посылки нуждающимся в помощи. Одним из архиереев, с которыми переписывался Владыка, был епископ Зиновий (Мажуга) впоследствии митрополит. Однажды он сказал духовным чадам епископа: «Дети, если бы вы знали, рядом с кем живёте! Бойтесь обидеть этого человека не только словом, но взглядом! Он один из великих. Таких больше нет!»

Духовные чада старца рассказывали, что Владыка Афанасий был всегда прост и внимателен в общении с каждым, что он ценил любую, даже самую маленькую услугу, за которою всегда пытался отблагодарить, сам он любил творить добро только во славу Божию. Старец часто напоминал своим духовным детям, что таланты – дар Божий и ими нельзя гордиться. Духовные чада старца рассказывали, что его молитва была столь сильной, что многие верующие получали скорую помощь по его молитвам. Прозорливость свою Владыка скрывал, обнаруживая её лишь в исключительных случаях.

В начале Великой Отечественной войны Владыку вновь арестовывают и отправляют в Онежские лагеря Архангельской области пешим этапом. В результате тяжелой дороги и голода Владыка так ослабел, что всерьез готовился к смерти... Онежские лагеря сменились безсрочной ссылкой в Омской области. В одном из совхозов возле городка Голышманово Владыка работал ночным сторожем на огородах. Затем был переселен в город Ишим, где жил на средства, присылаемые друзьями и духовными чадами.

Зимой 1942 г. епископа Афанасия неожиданно этапировали в Москву. Следствие длилось полгода. Допрашивали около 30 раз, обычно ночами. Иногда за четыре часа допроса мог быть написан всего один лист протокола, а иногда — больше десяти листов... Ни разу на допросах Владыка не только никого не выдал, но и не совершил самооговора. Но вот объявлен приговор: 8 лет заключения в Мариинских лагерях Кемеровской области, прославившихся своей жестокостью.

Летом 1946 г. Владыка был вновь этапирован в Москву для нового следствия по ложному доносу. Но вскоре доносчик отказался от своих показаний, и Преосвященного отправили в Темниковские лагеря Мордовии отбывать срок до конца. Физически он был уже слаб и мог заниматься только плетением лаптей. Через два года Владыку отправили в Дубровлаг (в той же Мордовии), где по возрасту и состоянию здоровья он уже не работал.

9 ноября 1951 г. окончился последний срок лагерных мытарств 64-летнего святителя. Но и после этого его держали в полной неизвестности о дальнейшей судьбе, а затем в принудительном порядке поместили в дом инвалидов на станции Потьма (в Мордовии), где режим почти не отличался от лагерного.  Наконец, 7 марта 1955 г. епископа Афанасия освободили из Потьминского инвалидного дома. Вначале Владыка поселяется в городе Тутаеве (Романов-Борисоглебск) Ярославской области, но затем выбирает для места жительства поселок Петушки Владимирской области.

Владыка Афанасий вспоминал в конце 50-х гг. об исповедническом периоде своей жизни, что он провел «на епархиальном служении 33 месяца; на свободе, не у дел – 32 месяца; в изгнании – 76, в узах и горьких работах – 252 месяца».

В периоды заключений Владыкой были составлены молебные пения «О сущих в скорбях и различных обстояниях», «О врагах, ненавидящих и обидящих нас», «О сущих в темницах и заточении», «Благодарение о получении милостыни», «О прекращении войн и о мире всего мира»... Именно там, в застенках, «Служба Собору Всем Святым, в земле Российской просиявшим» получила свою законченность после обсуждения с иерархами, которые были заключены вместе с Владыкой Афанасием. Одним из иерархов был архиепископ Тверской Фаддей, прославленный Церковью как священномученик. И вот 10 ноября 1922 г. в 172-й камере Владимирской тюрьмы впервые было совершено празднование Всем русским святым по исправленной службе.

Владыка Афанасий собирал и редактировал тексты служб русским святым, работал над созданием Русского Типикона. Как знаток богослужения Православной Церкви епископ Афанасий с 1955 г. трудился в качестве Председателя Богослужебно-календарной комиссии при издательстве Московской Патриархии и внес немало исправлений в месяцеслов святых.

Последние годы утешением для Владыки были богослужения в Троице-Сергиевой  Лавре. Несколько раз он сослужил Святейшему Патриарху Алексию (Симанскому). На одном из Богослужений Владыки Афанасия молящиеся заметили, во время Евхаристического канона «он ходил над полом храма, его как будто плавно выносила из алтаря какая-то волна...».

Наступил Великий пост 1962 г. – последнего года жизни Владыки. В этот год он как-то особенно делал всякого рода назидания. Наступила первая неделя поста. Обычно в понедельник и во вторник Владыка ничего не разрешал, кроме одного стакана чая с кусочком хлеба в 4 часа дня. В среду после 4-х часов разрешалось сварить картошку, но всю неделю полагалось сухоядение и только в субботу – суп с маслом...

В августе 1962 г. Владыка Афанасий стал готовить своих духовных чад к тому, что скоро умрёт. Услышав в ответ, что чада не перенесут разлуку с ним, строго заметил: «Разве можно так привязываться к человеку? Этим мы нарушаем свою любовь ко Господу. Не одни ведь, а с Господом остаётесь».

26 октября Владыка настолько ослаб, что уже не мог говорить, однако в пятницу вечером он тихо сказал в последний раз: «Молитва вас всех спасет!» Затем написал рукой на одеяле: «Спаси, Господи!»

28 октября 1962 г. Владыка Афанасий тихо предал свой дух Богу (этот день он предсказал заранее).  Отпевание по монашескому чину совершили Архиепископ Симон и Архиепископ Анисим в сослужении 17 священников... Преосвященного Афанасия погребли во Владимире на Введенском кладбище.

Прозорливый старец Одесского монастыря  Кукша (ныне канонизированный), узнав о кончине исповедника Христова сказал: «Придёт время, когда Владыка будет прославлен в лике святых». В 2000 г. этому предсказанию суждено было  сбыться.

По материалам интернет-ресурсов


<-назад в раздел

Русский календарь