Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
Принесение в Москву Иверской иконы Божией Матери 26.10.2013

Принесение в Москву Иверской иконы Божией Матери

Во время царствования греческого императора Феофила (IXв.) было сильнейшее гонение на Святые иконы. Недалеко от города Никеи жила богатая, благочестивая вдова с сыном. У нее была заветная Святыня — Чудотворная икона Богоматери. Для этой иконы она устроила у дома своего особую храмину, куда постоянно ходила молиться. Царские сыщики, наряженные повсюду искать иконы, услыхали об этой Святыне. Пришли ко вдове, а та попросила их подождать до следующего дня. Те согласились. Но один из них во время разговора ударил мечом по образу, и тогда из ланиты Богоматери, как бы из живого тела, истекла кровь (которая видна и доныне).

Долго вдова по уходе воинов молилась перед иконой на коленях, воздевая руки к небу, потом, обливаясь слезами, отнесла икону на морской берег и в порыве величайшей Веры воскликнула: «Богоматерь! Ты царствуешь над всеми тварями, власть Твоя безгранична. Ты сильна избавить образ Твой от потопления!» — после этой молитвы благочестивая хранительница заветной иконы пустила ее по морю. И увидела она, что икона встала прямо на воде, точно кем-то поддерживаемая, и понеслась по волнам к Западу!

В течение 2 веков неизвестно было, где скрывалась заветная Святыня. Однажды иноки афонской Иверской обители увидели в море достигавший до неба огненный столп, который стоял над иконой Богоматери в течение нескольких дней. Но чем ближе подходили они к воде, тем далее уходила от них икона.

В то время подвизался в этой обители старец грузин Гавриил. Жизни он был строгой, а нрава детски простого. Этому простецу явилась во сне озаренная дивным Небесным Светом Богоматерь и сказала: «Скажи настоятелю и братии, что Я хочу дать им Свою икону, Свой покров и помощь; потом войди в море, ступай с Верой по волнам, и тогда узнают все Мою любовь и благоволение к вашей обители».

Так все и было! Радостно встретили ее иноки на берегу, поставили на том месте часовню, а позже внесли икону в соборную церковь, где и поставили в алтаре. На другой день иконы там не оказалась. Она явилась висящей над вратами обители! Ее снова внесли в храм, но еще две ночи повторялось то же самое. Наконец, Богоматерь, явившись благочестивому иноку Гавриилу, сказала: «Объяви братии, что Я не хочу быть охраняемой вами, но хочу Сама быть вашей Хранительницей не только в земной, но и в небесной Жизни. Я испросила у Бога милость Мою вам, и доколе вы будете видеть Мою икону в этой обители, до тех пор благодать Сына Моего к вам не оскудеет». В благодарной радости иноки построили во славу Пресвятой Богородицы храм над вратами обители и поставили в нем икону, пребывающую там и доныне.

Икона называется «Портаитисса», то есть «Вратарница», или «Привратница», — от места, которое Владычица благоизволила выбрать для пребывания Ее иконы, по месту же явления иконы Ее в обители Иверской она называется «Иверской». Дивный символ, связанный с названием иконы, проникновенно выражен в акафисте Иверской иконе: «Радуйся, благая Вратарнице, двери Райския верным отверзающая!»

Заветную святыню древней русской столицы Москвы теперь составляет список с этой Иверской иконы Богоматери Вратарницы, сравнительно совсем недавний: он написан на Афоне и прислан в Москву при царе Алексее Михайловиче и патриархе Никоне в XVII веке.

Списание Святой иконы, по рассказу настоятеля Иверской обители на Афоне Пахомия, совершалось так: вся братия обители с архимандритом, собравшись в церковь, совершили Всенощное бдение и молебен с водосвятием. В освященную воду опустили Святые мощи, потом этою водою обливали подлинную Чудотворную Иверскую икону и, собравши эту воду с иконы в чашу, обливали ею новую кипарисную доску, назначенную для написания новой иконы. Затем снова, собравши воду в чашу, служили Божественную Литургию, дали воду и Святые мощи иконописцу, чтобы он, смешав и воду и мощи с красками, написал список иконы. Иконописец вкушал во время написания иконы пищу только в субботу и воскресенье, а братия по-дважды в неделю совершала Всенощные и Литургии.

Почитание сей иконы чрезвычайно распространилось и укрепилось в московском населении, и нет другой Святыни, которая настолько, так сказать, вошла бы в обиход Москвы, слилась с бытом ее жителей, как Иверская икона. С раннего утра до позднего вечера всходит по чугунным плитам во внутрь часовни московский народ всех слоев. Многие представители крупных московских фирм не начнут торгового дня, не побывав у Иверской. Редкий учащийся не зайдет к ней перед экзаменами. Есть в Москве обычай, что люди, ищущие особого предстательства Богоматери, дают обет — известное количество раз, напр., 3, 7, 12, сходить ночью на Богомолье к Иверской. Конечно, для трудящегося люда это составляет немалый подвиг...

Иверская часовня находится в средоточии московской жизни, в двух шагах от Кремлевских стен, построена она около 1660 года. Уже в 1693 году Иверская из этой часовни икона была настолько чтима, что ее носили по домам, и «для провожания от безчисленных людей» посылали при иконе по два человека караулу. Многочисленные привесы на иконе свидетельствовали о благодарности людей, получивших от иконы исцеления.

В 1812 году икона была с прочими московскими Святынями увезена во Владимир. Французы разграбили часовню, а оставленный в часовне, сделанный в 1758 г. список с нее, который заменял икону во время разъездов ее, пропал.

Список сделали новый, какой и чтится ныне москвичами.

«Сказания о чудотворных иконах Богоматери» Е. Поселянин
«Путеводитель по Москве и ее окрестностям» календарь 1872 г.


<-назад в раздел

Русский календарь