Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
Наставления преподобного Оптинского старца Илариона 01.10.2013

Наставления преподобного Оптинского старца Илариона

Много приводили к старцу о. Илариону страдающих нервными и душевными болезнями, которых обычно называют порчеными. О. Иларион был твердо убежден, что полное искреннее покаяние, всепрощение обидевших, примирение со враждующими есть лучшее лекарство от недугов душевных, ибо причиною подобных болезней, как находил старец, бывает часто непримиримая вражда, раздоры семейные и тяжкие нераскаянные грехи. Эти различные причины болезней старец без затруднения распознавал чрез искусные расспросы болящего, и иными ему ведомыми путями иногда и по самому крику «порченых» и его свойствам и при помощи Божией врачевал их благодатью Таинства Покаяния. Старец указывал больным не мнимую, а действительно найденную им причину их болезни и приводил к сознанию, раскаянию и сокрушению о своих грехах. Если больные указывали на кого-либо, как на причину своей болезни, что часто бывало с нервными больными, то о. Иларион советовал тогда испросить у того лица прощения, если оно живо, а если скончалось, то примириться с ним, отслужить на его могиле панихиду о его упокоении, подавать о поминовении на проскомидиях и дома за него молиться, принести покаяние и принять епитемию и положить начало добродетельной жизни. Кроме таких советов давал им на дом богоявленскую воду, св. Артос и масло из лампадок, горевших на могилках почивших старцев о. Льва и о. Макария.

* * *

Новосильскаго уезда купец был два года одержим недугом, не дававшим ему ни минуты покоя и доводившим его до безумия. Ему представлялось, что будто со всех сторон его преследуют, хотят вязать и лишить жизни. Не будучи поэтому в состоянии заниматься своим торговым делом, А. Е. – бегал от людей с блуждающим взором, произнося безсмысленныя слова. Домашние боялись, чтобы он в припадке безумия не лишил себя жизни. Более всех обезпокоена была этою болезнью его жена, придумавшая, наконец, свозить его в Оптину пустынь. Прибыв в обитель, она объяснила старцу болезнь мужа и просила его помощи. Старец долго занимался с ним и из расспросов дознал, что главная причина болезни была его вражда и непокорность отцу, которую он таил в своем сердце. Старец долго убеждал А. Е. оставить злобу и спросить у отца прощения, доказывая ему, что только в таком случае он может надеяться на помощь Божию и избавиться от болезни. Больной сперва долго упорствовал, оправдывал себя, а отца обвинял, но, наконец, изъявил готовность выполнить все, что приказывал ему старец. Старец исповедал его, и больной, пробыв в обители после принятия св. Таин еще три дня, поехал домой к отцу совершенно здоровым. Теперь, в душевном мире и спокойствии он занимается в Москве своими торговыми делами, благодаря Бога и старца о. Илариона.

* * *

Молодой человек из купеческого семейства, после четырехлетнего супружества овдовел. Ему стали сватать новую невесту. Когда родной брат его поехал в Оптину пустынь, он поручил ему испросить у старца о. Илариона благословения на второй брак. Старец даль такой ответ:
– Скажи брату, пусть он погодит еще годок, да приедет к нам, и мы посмотрим, не годится ли он нам.

Сам съездить к старцу молодой человек не нашел времени, все откладывал, а между тем невесту ему сватали. Не повидавшись лично со старцем, он не исполнил его заочного совета и вторично женился. Но через три с половиною недели вторая жена тоже умерла. После того ему предлагали вступить в третий брак. Тогда он поехал в обитель лично благословиться у старца. Старец принял его с участием и сказал:
– Что, не послушался? Вот тебе и женитьба!

Пробыв несколько дней в обители, он у старца на исповеди изъявил желание вместо женитьбы поступить в обитель.

* * *

Желавшим вступить в брак старец советовал, чтобы брак совершался не иначе, как с согласия и благословения родителей, или старших в семействе, но чтобы не было и со стороны старших принуждения; чтобы вступающие в брак один другому нравились и при выборе жениха или невесты внимание обращалось не на капитал, а на то, чтобы брачующиеся и их родители были благочестивы и хорошей нравственности. Тогда, говорил старец, можно надеяться на счастье новобрачных. Не одобрял старец большое неравенство лет, от которого могут потом возникать скорби. Некоторое старшинство можно еще допустить в мужчине, но в женщине оно может быть причиною многих скорбей. Не одобрял старец заключения браков по страсти, ибо, когда страсти утихнут, – любовь может исчезнуть.

Жития и наставления преподобных Оптинских старцев


<-назад в раздел

Русский календарь