07.09.2013
<-назад в раздел
Святой Царь Иоанн Васильевич
В этот день в 1530 г. родился Царь Иоанн IV, известный в истории как Грозный. Это первый русский Самодержавец, над которым при венчании на Царство было совершено церковное Таинство Миропомазания. Огромную историческую роль Иоанна IV в становлении Руси как самобытного Государства трудно переоценить. По праву его можно назвать «Альфой» русского Самодержавия.
Но велики не только государственные заслуги этого Царя, и сам он велик пред Богом. Иоанн Васильевич Грозный прославлен Православной Церковью как местночтимый Московский святой. Его имя содержится в «Полном месяцеслове Востока» и в святцах Коряжемского монастыря, а его мощи были обретены в XVII веке. По сей день сохранились храмы, в которых на фресках Царь Иоанн изображен с ним- бом. Эти фрески – не самовольная традиция, но распоряжение Императора-Миротворца Александра III. Святым Иоанна Грозного почитала и Императрица- Мученица Александра Феодоров- на, что видно из ее писем, и праведник нашего времени – старец Николай (Гурьянов), имевший в келлии его образ. А в настоящее время Господь прославляет Своего Угодника через мироточение его икон.
Однако кому не приходилось слышать о неимоверной жестокости Грозного Царя? Ему приписывают несчетное количество смертных казней, в том числе убийства свт. Филиппа, митрополита Московского, свт. Германа Казанского, преп. Корнилия Пско- во-Печерского и даже собствен- ного сына. Его обвиняют в безнравственности, утверждая, будто он имел семь жен… Но все эти басни не имеют ничего общего с историческими фактами. Из века в век они повторяются врагами Православной Церкви, России и Царя и получили особенное распространение в последние столетия, благодаря «отредактированным» «Житиям», из которых как по команде исчезли слова «жид», «жидовин», «жидове» и подобные им, характерные для старых церковных книг.
Но чтобы не быть голословными, приведем разоблачение хотя бы одной клеветы на Иоанна IV, откуда будет очевидна и добродетель святого. Так, авторство мифа о «сыноубийстве» принадлежит католику-иезуиту Антонио Поссевино, упоминаемому обычно как Антоний Поссевин. Он прибыл в Россию по указанию папы Григория XIII и предложил Царю Иоанну дискуссию о соединении Православной и Католической церквей, делая упор на то, что греки уже приняли унию. «Греки для нас не Евангелие; мы верим Христу, а не грекам», – ответил Царь и обличил римских пап, которые заставляют носить себя на престоле, и ставят на своем сапоге знак Святого Креста. «Они забывают всякий стыд и предаются разврату», – говорил Грозный. Поссевино не мог вставить и слова против обличительной речи Царя. А когда все-таки попробовал сказать о папе как о пастыре, Царь резко возразил в ответ: «Кто <…> велит носить себя на седалище, как бы на облаке, кто живет и учит не по учению Христову, тот папа волк, а не пастырь».
«Надежды папы и старания Поссевина не увенчались успехом, – пишет историк М. В. Толстой. – Иоанн показал всю природную гибкость ума своего, ловкость и благоразумие, которым и сам иезуит должен был отдать справедливость.., отринул домогательства о позволении строить на Руси латинские церкви, отклонил споры о вере и соединении Церквей на основании правил Флорентийского собора и не увлекся мечтательным обещанием приобретения... всей империи Византийской, утраченной греками будто бы за отступление от Рима».
После этой цитаты в книге «Самодержавие духа» приснопамятный митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) продолжает: «Известный историк Русской Церкви Толстой мог бы добавить, что происки Рима в отношении России имеют многовековую историю, что провал миссии сделал Поссевина личным врагом Царя, что само слово "иезуит" из-за безсовестности и безпринципности членов ордена давно сделалось именем нарицательным, что сам легат приехал в Москву уже через несколько месяцев после смерти Царевича и ни при каких условиях не мог быть свидетелем происшедшего…» Далее владыка Иоанн приводит и другие доказательства клеветы, основываясь на исторических документах.
А кроме того известно, что знаменитую картину И. Репина «Иван Грозный убивает своего сына» пытался уничтожить не какой-то «сумасшедший», как обычно говорят, а православный иконописец, возмущенный кощунством изображения…
Верится, что всякий верующий человек, еще не определившийся в своем отношении к Грозному Царю, но добросовестно ищущий истину, непременно найдет ее, несмотря на обилие лжи, именуемой сегодня «официальной точкой зрения». И тот факт, что некоторые иерархи продолжают повторять мерзкие хулы своих иноплеменников, иезуитов и изменников Родины, боясь как огня всецерковного прославления Царя Иоанна Ва- сильевича, еще раз свидетельствует о том, что он был и остается воистину Грозным для иноверцев, врагов и ненавистников России. Но Бог не без милости, и Он дарует нам нового Царя, который подобно святому Иоанну Грозному будет царствовать на страх врагам Веры и Отечества.
Но велики не только государственные заслуги этого Царя, и сам он велик пред Богом. Иоанн Васильевич Грозный прославлен Православной Церковью как местночтимый Московский святой. Его имя содержится в «Полном месяцеслове Востока» и в святцах Коряжемского монастыря, а его мощи были обретены в XVII веке. По сей день сохранились храмы, в которых на фресках Царь Иоанн изображен с ним- бом. Эти фрески – не самовольная традиция, но распоряжение Императора-Миротворца Александра III. Святым Иоанна Грозного почитала и Императрица- Мученица Александра Феодоров- на, что видно из ее писем, и праведник нашего времени – старец Николай (Гурьянов), имевший в келлии его образ. А в настоящее время Господь прославляет Своего Угодника через мироточение его икон.
Однако кому не приходилось слышать о неимоверной жестокости Грозного Царя? Ему приписывают несчетное количество смертных казней, в том числе убийства свт. Филиппа, митрополита Московского, свт. Германа Казанского, преп. Корнилия Пско- во-Печерского и даже собствен- ного сына. Его обвиняют в безнравственности, утверждая, будто он имел семь жен… Но все эти басни не имеют ничего общего с историческими фактами. Из века в век они повторяются врагами Православной Церкви, России и Царя и получили особенное распространение в последние столетия, благодаря «отредактированным» «Житиям», из которых как по команде исчезли слова «жид», «жидовин», «жидове» и подобные им, характерные для старых церковных книг.
Но чтобы не быть голословными, приведем разоблачение хотя бы одной клеветы на Иоанна IV, откуда будет очевидна и добродетель святого. Так, авторство мифа о «сыноубийстве» принадлежит католику-иезуиту Антонио Поссевино, упоминаемому обычно как Антоний Поссевин. Он прибыл в Россию по указанию папы Григория XIII и предложил Царю Иоанну дискуссию о соединении Православной и Католической церквей, делая упор на то, что греки уже приняли унию. «Греки для нас не Евангелие; мы верим Христу, а не грекам», – ответил Царь и обличил римских пап, которые заставляют носить себя на престоле, и ставят на своем сапоге знак Святого Креста. «Они забывают всякий стыд и предаются разврату», – говорил Грозный. Поссевино не мог вставить и слова против обличительной речи Царя. А когда все-таки попробовал сказать о папе как о пастыре, Царь резко возразил в ответ: «Кто <…> велит носить себя на седалище, как бы на облаке, кто живет и учит не по учению Христову, тот папа волк, а не пастырь».
«Надежды папы и старания Поссевина не увенчались успехом, – пишет историк М. В. Толстой. – Иоанн показал всю природную гибкость ума своего, ловкость и благоразумие, которым и сам иезуит должен был отдать справедливость.., отринул домогательства о позволении строить на Руси латинские церкви, отклонил споры о вере и соединении Церквей на основании правил Флорентийского собора и не увлекся мечтательным обещанием приобретения... всей империи Византийской, утраченной греками будто бы за отступление от Рима».
После этой цитаты в книге «Самодержавие духа» приснопамятный митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) продолжает: «Известный историк Русской Церкви Толстой мог бы добавить, что происки Рима в отношении России имеют многовековую историю, что провал миссии сделал Поссевина личным врагом Царя, что само слово "иезуит" из-за безсовестности и безпринципности членов ордена давно сделалось именем нарицательным, что сам легат приехал в Москву уже через несколько месяцев после смерти Царевича и ни при каких условиях не мог быть свидетелем происшедшего…» Далее владыка Иоанн приводит и другие доказательства клеветы, основываясь на исторических документах.
А кроме того известно, что знаменитую картину И. Репина «Иван Грозный убивает своего сына» пытался уничтожить не какой-то «сумасшедший», как обычно говорят, а православный иконописец, возмущенный кощунством изображения…
Верится, что всякий верующий человек, еще не определившийся в своем отношении к Грозному Царю, но добросовестно ищущий истину, непременно найдет ее, несмотря на обилие лжи, именуемой сегодня «официальной точкой зрения». И тот факт, что некоторые иерархи продолжают повторять мерзкие хулы своих иноплеменников, иезуитов и изменников Родины, боясь как огня всецерковного прославления Царя Иоанна Ва- сильевича, еще раз свидетельствует о том, что он был и остается воистину Грозным для иноверцев, врагов и ненавистников России. Но Бог не без милости, и Он дарует нам нового Царя, который подобно святому Иоанну Грозному будет царствовать на страх врагам Веры и Отечества.
По данным интернет-ресурсов