Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
Пострадали от ариан. Святители Варсис и Евлогий, епископы Едесские, и Протоген, епископ Каррийский, исповедник 07.09.2013

Пострадали от ариан. Святители Варсис и Евлогий, епископы Едесские, и Протоген, епископ Каррийский, исповедник

Святой Апостол Тит был родом из Крита и происходил от родителей, хотя и благородных (ибо они вели свое родство от Мироя, царя критского), но не Правоверных – язычников, придерживавшихся идолопоклоннического нечестия. Тит и сам первоначально служил тому же нечестию и выказал в юных годах большую ревность в изучении наук еллинских: он с усердием изучал сочинения древних философов и стихотворцев, как например Гомера и прочих. Несмотря на это Тит проводил жизнь незлобивую и целомудренную; хотя он и не знал Бога Истинного, однако соблюдал в непорочности девственную чистоту тела своего, как впоследствии свидетельствовал о нем Святой Игнатий Богоносец в своем послании к филадельфийцам, называя Тита девственником; Того Самого Бога,Коего Тит не знал верою, он чтил добрыми делами своими, и был Ему угоден.

Когда Титу исполнилось 20 лет от рождения, он услышал голос, нисходивший к нему с неба и говоривший:
Тит! Тебе следует уйти отсюда и спасти твою душу, ибо учение еллинское не ведет ко спасению.

После того, как Тит услышал этот голос, он восхотел слышать его и во второй раз; ибо он знал, что иногда бывают гласы и внушения от идолов. Теперь Тит уже не хотел веровать в идолов, так как начал познавать обольщение бесовское (коему поддаются все, поклоняющиеся идолам); и прожил там еще один год.

Потом было ему во сне повеление от Бога – прочесть еврейские книги; и после того сонного видения Тит начал искать книги еврейские. Найдя книгу Святого Пророка Исаии, Тит раскрыл ее и остановился на главе сорок первой, которая начинается так: умолкните предо Мною, острова, и народы да обновят свои силы (Ис. 41, 1). Читая главу эту, Тит встретил в ней некоторые слова, которые, как ему казалось, Сам Бог изрекал сердцу его, именно: ты Мой раб, Я избрал тебя и не отвергну тебя: не бойся, ибо Я с тобою; не прельщайся, ибо Я Бог твой (Там же, 9--10). И еще: Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою (Там же, 13). В конце же главы прочитал об идольском обольщении, – именно: не было никого, и между ними не нашлось советника, чтоб Я мог спросить их, и они дали ответ. Вот, все они ничто, ничтожны и дела их; ветер и пустота истуканы их (Там же, 28--29)… – и того времени Тит воспламенился сердцем к Богу, Коего почитали евреи.

В это время на острове Крите (где проживал Тит) распространился слух о Христе, – Боге, явившемся во плоти, проживавшем среди людей в Иерусалиме и совершавшем дивные и несказанные чудеса; ибо слава о Нем проходила по всем концам земли. Анфипат (правитель) Крита, приходившийся Титу дядей по матери, посоветовавшись с именитыми мужами, послал в Иерусалим своего племянника, сего благоразумного и любознательного Тита с тем, чтобы он хорошенько выслушал и уразумел то, что говорилось из уст Христовых, и побеседовал с Ним; таким образом, Тит мог возвестить самым подробным образом своим соотечественникам всё то, что сам узнал бы о Христе.

Тит отправился в Иерусалим; увидав Владыку Христа, он поклонился Ему и следовал за Ним и учениками Его, смешиваясь с народом, во множестве ходившем за Господом; таким образом Тит был самовидцем многих чудес, совершенных Христом, и видел спасительное страдание Господа, уверился также и в Воскресении Его. После же вознесения Господня, когда Дух Святой сошел на Апостолов в виде языков огненных, так что Апостолы начали говорить на разных языках, Тит слышал беседу Апостолов, говоривших и по-критски, и весьма изумлялся, как об этом написано и в книге Деяний Апостольских: «пришельцы критяне (среди них был и Тит) и аравитяне», удивляясь, друг другу говорили: «слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих» (Деян. 2, 10--11). Впоследствии Тит пересказал обо всём этом в отечестве своем Крите.

Блаженный Тит принял участие и в служении апостольском; когда дверь Веры была открыта и для язычников (Там же. 14, 27) и были крещены сотник Корнилий, а потом и прочие еллины, тогда и Тит, происходя от язычников необрезанных, принял Крещение от святого Апостола Павла, ранее называвшегося Савлом.

После крещения Тит был уполномочен прочими главными Апостолами к служению апостольскому и сопричтен к числу семидесяти меньших Апостолов; Тит послан был вместе с Апостолом Павлом, на проповедь Слова Божия, к язычникам; и Тит постоянно следовал за Павлом Святым и не только как ученик за учителем, но и как сын, следующий за возлюбленным отцом. Ибо Павел называет его своим сыном, как это можно видеть из послания его к Титу: Титу, истинному сыну по общей Вере: благодать, милость (Тит. 1, 4). Ходил же святой Тит иногда вместе с Апостолом Павлом, иногда же был посылаем им проповедовать самостоятельно.

Проходя по многим странам с Благовестием имени Христова Святые Апостолы пришли в Крит, отечество Тита. Анфипатом же тогда в Крите был Рустил, муж сестры Тита; услыхав проповедь апостольскую о Христе Боге, он первоначально посмеялся ей; но когда умерший его сын воскрешен был Апостолом Павлом, то Рустил уверовал во Христа и принял Святое Крещение со всем домом своим; вместе с тем приняли Святую Веру и Крещение и многие из числа прочих неверных, обитавших на острове том. Святой же Павел поставил блаженного Тита епископам острова Крита и прочих близлежащих островов и, поручив ему новопросвещенных Христиан, оставил его там. Сам же отравился в другие страны проповедовать имя Христово язычникам. Придя в Никополь, Павел снова призывал к себе Тита, говоря в своем послании к нему: когда пришлю к тебе Артему или Тихика, поспеши придти ко мне в Никополь, ибо я положил там провести зиму (Тит. 3, 12). И пришел к нему Святой Тит в Никополь; побыв вместе с ним непродолжительное время, Тит снова был послан им в Крит.

После этого Святой Павел был взят в Иерусалиме, заключен в оковы и послан в Рим. Тит, услыхав обо всём этом, прошел в Рим, дабы видеть страдальческий подвиг своего учителяТит пробыл в Риме до кончины Святого Апостола Павла; по усечении честной главы Апостола (что было сделано по приказанию Нерона), Тит предал погребению честное тело Апостола и снова возвратился к своей пастве, в Крит; престол святительства своего Тит имел в одном из лучших критских городов, называвшемся Гортиной; Тит трудился непрестанно, обращая ко Христу еллинов от заблуждения их, поучая их и утверждая Веру их чудесами.

Просветив остров Крит и окрестные страны светом Веры Святой, Апостол Тит достиг глубокой старости; он преставился ко Господу, имея от роду девяносто четыре года. При кончине его пришли с неба Ангелы, дабы взять душу его; и просветилось лицо его, как солнце. Ибо чья жизнь была светом мiру, того и смерть была почтена осиянием света от господа нашего Иисуса Христа.

Честные мощи святого Апостола Тита почивали в кафедральной церкви в Гортине. После опустошения острова сарацинами в 823 г. от мощей его осталась здесь одна глава, которая и была принесена в Венецию в храм св. Марка. Но, по другим известиям, глава Апостола хранится в самом острове Крите, в храме его имени.

Жития Святых свт. Димитрия Ростовского


<-назад в раздел

Русский календарь