Житие священномученика Никодима, архиепископа Костромского и Галичского
Именно таким восхождением на Голгофу и мученичеством за Христа и Его Церковь стало святительское служение владыки Никодима.
Николай Васильевич Кротков, будущий священномученик Никодим, родился 29 ноября 1868 г. в Костромской губернии в семье священника. По окончании семинарии Николай Васильевич обвенчался с девицей Аполинарией Андреевной Успенской, а 25 февраля 1890 г. был рукоположен во священника. Только семейная жизнь у о. Николая не сложилась: умер ребенок, а за ним — любимая жена. И родилось решение принять монашество и оставить приход. Поступив в Киевскую Духовную Академию, он принял монашество с именем Никодим.
7 июня 1900 г. Совет академии присвоил студенту IV курса иеромонаху Никодиму ученую степень кандидата богословия.
Когда началась Первая мировая война, святитель пытался всеми доступными средствами помочь страдающему Отечеству: заботился о создании приютов для беженцев и для сирот убиенных воинов, посещал госпитали и сам отправлялся на фронт, чтобы ободрить защитников Отечества.
В декабре 1916 г. еп. Никодим подал на Высочайшее имя докладную записку, с перечнем мер по остановлению в стране реваолюционного хаоса, в том числе роспуск Государственной Думы. Пришедшие три месяца спустя к власти мятежники припомнили Святителю его резко правые взгляды.
Получив указ Патриарха Тихона о возведении его в сан архиепископа с назначением на Таврическую кафедру, владыка Никодим с риском для жизни пересек линию фронта и в июне 1920 г. приехал в Симферополь. Через много лет этот подвиг послушания станет на предсмертных допросах обвинением в шпионаже, а благословение Патриарха Тихона — отягчающим обстоятельством.
В 1922 г. власти объявили об изъятии церковных ценностей. Голодающее Поволжье стало удобным поводом для нанесения смертельного удара по Православной Церкви. Священство обвинялось в сопротивлении властям. Вскоре был арестован и архиепископ Никодим. Приговор — восемь лет лишения свободы. На пути в Нижегородскую тюрьму владыка заболел тифом и оказался в тюремной больнице. Но Господь сохранил Святителя для будущих трудов.
10 июля 1932 г. архиепископ Никодим получил назначение на Костромскую кафедру. Под его святительский омофор стали собираться возвращавшиеся из ссылки и заключения близкие по духу священники и миряне. На последнем следствии это будет фигурировать как «сколачивание контрреволюционной повстанческой группы реакционных церковников».
Сколько пришлось Архипастырю претерпеть на Костромской земле! На глазах Святителя осквернялись и разрушались храмы и обители, пылали костры из священных книг. В 1934 г. был взорван Успенский кафедральный собор, где около восьми веков пребывала Феодоровская икона Божией Матери. Этот чудотворный образ стараниями Владыки был спасен.
В ночь на 4 декабря 1936 г., под праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, Святитель был вновь арестован. Два года семидесятилетний старец содержался в нечеловеческих условиях ярославской тюрьмы.
Несмотря на давление разных политических сил, он отстаивал только интересы Церкви. На последних допросах он так определил свою позицию: «Я стоял за единую неделимую Церковь и Родину…»
21 августа 1938 г., в день празднования Толгской иконы Божией Матери, он предал свою чистую душу Богу. В подвиге священномученика Никодима особенно поражает то обстоятельство, что на свою Голгофу он взошел добровольно, отказавшись от предложения митрополита Антония (Храповицкого) покинуть Родину накануне предначертанных ей жестоких испытаний.
Место погребения Святителя неизвестно. Вероятнее всего — в одной из братских могил у деревни Селифонтово под Ярославлем.
27 марта 1995 г. на празднование Феодоровской иконы Божией Матери свт. Никодим был прославлен в лике местночтимых святых Костромской епархии, а 20 августа 2000 г. его имя было внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.