Житие, пророчества и наставления преподобного Оптинского старца Анатолия (Потапова)
После кончины матери 15 февраля 1885 г., когда Александру было 30 лет, он поступил в Оптину Пустынь и был определен в Скит келейником преподобного Амвросия. 23 апреля 1888 г., в Великую Субботу послушник Александр был пострижен в рясофор. Еще будучи келейником старца Амвросия, преподобный Анатолий уже проявлял благодатные дары прозорливости и любви. Был он доброты необыкновенной, все переносил с благодушием.
3 июня 1895 г. инок Александр был пострижен в мантию с наречением имени Анатолий, в честь св. Анатолия, Патриарха Константинопольского. 5 июля 1899 г. о. Анатолий был рукоположен в сан иеродиакона. Уже в это время многим посетителям Оптиной Пустыни стала открываться его духовная опытность. К нему обращались за советами как к старцу. В начале 1900 года о. Анатолий, не имея священнического сана, становится уже общепризнанным Оптинским старцем.
На праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в 1906 г. о. Анатолий был рукоположен в сан иеромонаха и почти одновременно, назначен духовником Казанской Амвросиевской женской пустыни, что в Шамордино. Своим смирением и подвигом любви к ближнему Преподобный стяжал один из великих даров Духа Святого – дар утешения, который обильно изливался на всех приходивших к нему и исцелял всякую душу христианскую, скорбящую и озлобленную. Православный народ так и называл старца «утешителем».
Пребывание в столице Империи накануне Февральского переворота открыло старцу ту бездну, перед которой стояла Россия. К этому времени относятся грозные пророчества старца Анатолия о грядущих судьбах России и Царя. Старец Анатолий был великим почитателем благочестивого Царя Николая Александровича и усердным его молитвенником. Своих посетителей он нередко благословлял книжечками о Царе.
Именно старцу Анатолию принадлежат знаменательные слова о смысле Царского служения и о значении Православного Царя для судеб России. В беседе с товарищем обер-прокурора Св. Синода князем Н.Д. Жеваховым, приезжавшим в 1916 г. в Оптину Пустынь к старцу Анатолию с вопросом: поступать ли ему в монастырь или же исполнить просьбу Царя и принять должность товарища обер-прокурора, старец Анатолий сказал такие пророческие слова: «Коли Царь зовет, значит – зовет Бог. А Господь зовет тех, кто любит Царя, ибо Сам любит Царя и знает, что и ты Царя любишь... Нет греха больше, как противление воле помазанника Божия... Береги его, ибо им держится Земля Русская и Вера Православная... Молись за Царя и заслоняй его от недобрых людей, слуг сатанинских... Царь не только объявитель воли Божией людям, но...» Отец Анатолий задумался, и слезы показались у него на глазах; взволнованный, он окончил невысказанную мысль, сказав: «Судьба Царя – судьба России. Радоваться будет Царь, радоваться будет и Россия. Заплачет Царь, заплачет и Россия, а... не будет Царя, не будет и России. Как человек с отрезанной головою уже не человек, а смердящий труп, так и Россия без Царя будет трупом смердящим...»
* * *
В начале февраля 1917 г. Оптину Пустынь посетил Великий князь Дмитрий Константинович... По-видимому, именно он пригласил старца снова приехать в Петроград в связи со строительством Шамординского подворья. И в конце февраля 1917 г. старец Анатолий собрался в поездку, но был застигнут революционными событиями в Москве и остановился в благочестивой семье А.С. и С.Н. Шатровых...
27 февраля, когда на улицах Москвы начались безпорядки, в доме Шатровых собрались духовные чада и почитатели старца Анатолия. Все тревожно спрашивали батюшку: что же будет? Монахиня Варвара, помощница игумении Гефсиманского монастыря, записала пророческие слова старца Анатолия, сказанные в тот день:
«Будет шторм, и русский корабль будет разбит. Да, это будет, но ведь и на щепках и обломках люди спасаются. Не все же, не все погибнут». Слушавшие были поражены и невольно заплакали. Старец подошел к монахине Варваре, положил руку на голову и сказал: «Ничего, ничего, не бойся только. Бог не оставит уповающих на Него. Надо молиться, надо всем каяться и молиться горячо». Потом, обратясь к своему [родному] брату, спросил: «А что после шторма бывает?» Кто-то сказал, что после шторма бывает штиль. «Вот ведь, – сказал батюшка, – так. И будет штиль». Присутствующие говорили: «Но уж корабля-то нет, разбит, погиб, погибло всё!» – «Не так, – ответил старец, – явлено будет великое чудо Божие, да. И все щепки и обломки волею Божией и силой Его соберутся и соединятся, и воссоздастся корабль в своей красе и пойдет своим путем, Богом предназначенным. Так это и будет, явное всем чудо».
Смятение и растерянность в народе, вызванные революционным безбожием, устремляли множество верующих к старцу за духовной поддержкой. Преподобному определено было стать свидетелем исполнения грозных пророчеств Оптинских старцев, встретить и пережить все бедствия революционний смуты, военного времени и безбожия. Начались гонения на монахов. Их ссылали, арестовывали, издевались над ними. Вскоре последовал и арест Старца, но в дороге сильно занемог. Решили, что тиф, и Преподобного сдали в больницу. Обрили волосы и бороду. Он все принимал благодушно, терпеливо, с молитвой за врагов. Через неделю он вернулся в Оптину, и, окрепнув немного, стал вновь принимать народ.
Но новую власть не устраивало служение старцев, которые укрепляли народ стоять в Православии. Началось новое гонение на братию. Монастырь был объявлен «рассадником контрпропаганды». 29 июля 1922 г. приехала чрезвычайная комиссия. Старца долго допрашивали и хотели увезти. Но Батюшка попросил отсрочить арест на один день, чтобы ему приготовиться «в путь». Чекисты согласились. После этого Преподобный уединился у себя в келлии. К утру Старец сильно ослабел. Келейник поспешил к фельдшеру, но когда возвратился, Батюшка неподвижно сидел в кресле со склоненной набок головой: Старец в молитве предал свою душу Богу. Преподобный скончался 30 июля 1922 г.
На другой день утром приехала комиссия. Спросили келейника: «Старец готов?» – «Да, – ответил он, – готов» и открыл перед посетителями дверь келлии, посреди которой уже стоял гроб с телом почившего Старца. Так Господь чудно призвал к Себе Своего верного раба, исполнившего все Его повеления и заповеди, сподобив Своего угодника в последнюю ночь молитвенно приготовиться «в путь всея земли» и не попустив надругаться над Своим избранным сосудом.
* * *
Своих духовных чад Старец учил строго хранить и соблюдать Уставы святой Православной Церкви: «Если увидишь, чадо, иноверцев, спорящих с православным и хотящих лестью оторвать его от Православной Церкви, помоги Православному. Этим ты избавишь овча из пасти льва. Если же смолчишь и оставишь без помощи, то это все равно, как если бы ты отнял искупленную душу у Христа и продал ее сатане».
«Если кто тебе скажет: «Ваша и наша вера от Бога», то ты, чадо, ответь так: «Кривовер! Или ты и Бога считаешь двоеверным?! Не слышишь, что говорит Писание: Един Господь, едина вера, едино крещение» (Еф. 4, 5).
Преподобные Старцы Оптинские: жития и наставления